12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рядский Александр22
0

Факультатив «Художественная обработка древесины»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 9 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с. Падинского Новоселицкого района

«Согласовано»

Руководитель МО

Балла Т.В.

____________            (подпись)

Протокол № ___ от

«____»___________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР       Акиншина Н.Н.

_______________              (подпись)

 

«____»____________2018 г.

 

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 9 для детей-сирот с.Падинского

Стахеева А.Д.__________________

 

Приказ № ___ от «___»____2018 г.

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 

Факультатив «Художественная обработка древесины»

9 класс

 

Автор-составитель:

Учитель столярного дела

Рядский А.П.

2018-2019 уч.год

                                       

Пояснительная записка

 

            1.Нормативно-правовое обеспечение.

 Настоящая адаптированная образовательная программа по внеурочной деятельности факультатив по трудовому обучению (столярное дело) «Художественная обработка древесины» составлена на основании учебного плана ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей- сирот и детей»  с. Падинского на 2018-2019 учебный год, на основе нормативно-правовых документов:

 - ФЗ №273 от 27.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 п.3/6)  «Компетенция и ответственность образовательного    учреждения»;

 - приказа Министерства образования Российской Федерации 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

  - Устава ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей - сирот» с.Падинского;

  - Учебного плана ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей-сирот» с. Падинского на 2018-2019 учебный год;

    Данная рабочая программа  приведена в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным  программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 10.07.2015г. №26 (далее- СанПиН 2.4.2.3286-15).

В учебном плане ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей- сирот  и детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» с.Падинского на 2018- 2019 уч.год, утвержденного решением педагогического совета  №1 от 27.08.2018г. ,согласованного Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, факультатив по столярномуу делу «Художественная обработка древесины» относится к Внеурочной деятельности.

Курс внеурочной деятельности по трудовому обучению «Художественная обработка древесины» является дополнением уроков трудового обучения по столярному делу.

            Актуальность этой программы состоит в том, что выполнение данного вида работ требует минимального использования инструмента  - нож, стамеска, отходы древесины, а изделия из дерева с использованием разных видов резьбы пользуются спросом.

            Занятия по данному факультативу позволяют сочетать обучение техническим операциям ручной и механической обработки древесины и влияют на эстетическое и трудовое воспитание обучающихся. Обучающиеся осваивают профессиональные приемы обработки древесины,  практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных в Ставропольском крае древесных пород, приобретают знания в области стилизации и обобщения видимых предметов и явлений в декоративные формы и образцы. Освоение рельефной резьбы позволит обучающимся создавать изображения в любом жанре – от орнаментальных гирлянд до сложных портретных композиций.

Каждое практическое занятие начинается с инструктажа обучающихся, повторения правил техники безопасности, экономного расходования материалов, эффективного использования учебного времени.

     Цель: формирование  системы знаний и практических умений по обработке древесины и резьбе по дереву.

     Задачи:

- научить обучающихся различным приемам работы с древесиной;

- овладеть приемами работы с основными инструментами по резьбе;

- развивать способность самостоятельно создавать изделия;

- воспитывать оценочное отношение обучающихся к своим работам и работам сверстников.

            Программа факультативных занятий  «Художественная обработка древесины» разработана для 9 класса, отвечает экономическим и социокультурным  потребностям жизнедеятельности региона.

             Программа составлена по концентрическому принципу и обеспечивает коррекционную направленность процесса обучения.

 

 

 Содержание факультатива «Художественная обработка древесины»

 

                                          

9 класс (34 часа)

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

тема

раздел

   

1

 

 

2

 

 

   

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводное занятие.

  1. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. План работы                    

                            

 

Выпиливание лобзиком.

1. Виды материалов.               

2. Виды резьбы в технике выпиливания.

3. Подготовка  материала  к выпиливания.

4. Пропиловка линий и орнамента.    

5. Пропиловка углов.

6. Перенос и выпиливание растительного орнамента.

7. Перенос и выпиливание геометрического орнамента.

 

Резьба по дереву.

1.Материал, оборудование, инструменты для резьбы.

2. Виды резьбы.                       

3. Приемы работы инструментами для резьбы.           

4. Плоскорельефная резьба.                   

5. Выполнение резного заоваленного рельефа.               

6. Резьба с подобранным фоном.         

7. Столярная подготовка изделия (шкатулка).       

8. Сборка изделия. Нанесение орнамента на изделие.                

9. Декорирование изделия.      

10. Шлифовка изделия. Отделка изделия лакокрасочными материалами.

 

Исполнение резного рельефа на точеных и долбленых изделиях

1. Столярные и токарные операции. Приемы безопасной работы.

2. Ознакомление с различными композициями на точеных и долбленых изделиях. Элементы геометрической резьбы. 

3. Плосковыемчатая резьба.                               

3. Особенности перевода рисунка и исполнения резьбы на криволинейной поверхности.                                       

4. Точение изделия (тарелка) на токарном станке.                                 

5. Выбор и перенос орнамента на изделие.                   

6. Декорирование изделия.                                                     

7. Обработка изделия наждачной бумагой.                                                                                                     

8. Отделка изделия лакокрасочными материалами.                                                                    

9. Точение изделия (блюдо) на токарном станке.

10. Отделка орнаментом изделия (блюдо).

11.  Обработка изделия.           

12. Отделка изделия лакокрасочными материалами. Анализ работы.                                   

 

 

 

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

1

1

 

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

 

 

1

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

34

 

 

 

 

 

Требования к уровню знаний и умений обучающихся 9 класса:

 

обучающиеся должны знать:

- организацию рабочего места;

- правила ТБ при работе со столярными инструментами;

- технику заоваленной резьбы;

- разные композиции растительного характера;

 - особенности построения растительных узоров;

 - столярные операции по изготовлению основы декорируемого предмета;

- столярные и токарные операции по подготовке основ декорируемого изделия;

- разные композиции на точеных и долбленых изделиях;

 - особенности перевода рисунка на поверхность изделия;

 - особенности исполнения резьбы на криволинейных поверхностях;

 

 

      обучающиеся должны уметь:

- организовать свое рабочее место;

- применять правила ТБ при работе со столярными инструментами;

- выполнять приемы работ с полукруглыми стамесками, косым ножом;

- выполнять резной заоваленный рельеф простейшей гирлянды;

- применять технику выполнения работ с подушечным фоном;

- изготавливать резную композицию с растительными мотивами;

- отделывать изделие;

- выполнять резьбу с подобранным фоном;

- выполнять заточку и правку инструмента;

- обрабатывать разными приемами выбранный (удаленный) фон;

- отделывать разными способами резную поверхность изделия;

-  выполнять разметку, строгание и пиление;

- наносить орнамент на изделие;

- декорировать поверхность изделия заоваленной резьбой;

- точить на токарном станке тарелки, блюда.

 

 

Факультатив «Художественная обработка древесины», 9 класс

№ п/п

Тема

№ урока в теме

Дата

Наглядность

Словарь

Практическая работа

Вводное занятие – 1 час

1

Правила безопасности труда. Организация рабочего места.

 

Цель: познакомить учащихся с правилами безопасности труда в столярной мастерской, при обработке древесины.

1

 

Инструкции по ТБ

резчик,

художественная обработка

Изучение инструкций по ТБ

Выпиливание лобзиком – 7 часов

2

Виды материалов.

Цель: познакомить учащихся с усушкой, прочностью, твердостью, текстурой материала.

1

 

образцы материалов

усушка,

текстура,

прочность

Упражнения по определению вида материала

3

Виды резьбы в технике выпиливания лобзиком.

 

Цель: познакомить учащихся с видами резьбы в технике выпиливания лобзиком.

3

 

образцы

плоскорельефная,

пропильная,

лобзик

Упражнения по выпиливанию лобзиком

4

Подготовка материала к выпиливанию.

 

Цель: формировать представление о подготовке материала к выпиливанию.

5

 

заготовки

рубашка, стамеска

Удаление нижнего слоя рубашки

5

Пропиловка прямых и волнистых линий.

 

Цель: научить учащихся пропиливать прямые и волнистые линии лобзиком.

7

 

заготовки, лобзик

пропиловка

Пропиловка прямых  и волнистых линий

6

Пропиловка тупого и острого углов.

 

Цель: научить учащихся пропиливать тупые углы.

9

 

заготовки, лобзик

тупой угол,

пилка

Пропиловка тупого угла

7

Перенос и выпиливание растительного орнамента.

 

Цель: формировать представление о переносе на заготовку растительного орнамента.

11

 

заготовка, образец рисунка,

прозрачная бумага

прозрачная бумага, растительный орнамент

Перенос на заготовку растительного орнамента

8

Перенос и выпиливание геометрического орнамента.

 

Цель: формировать представление о переносе на заготовку геометрического орнамента.

13

 

заготовка, образец рисунка,

прозрачная бумага

геометрический орнамент

Перенос на заготовку геометрического орнамента

Резьба по дереву – 11 часов

9

Выбор материала для резьбы.

 

Цель: научить учащихся выбирать материал для разной резьбы.

1

 

образцы материала

мягкие породы,

твердые породы

Упражнение по определению типа материала

10

Оборудование и инструменты для резьбы.

 

Цель: познакомить учащихся с оборудованием и инструментами для резьбы.

2

 

оборудование,

инструменты

нож-косячок,

церазик,

клюкарза,

цикля

Упражнение по определению вида инструмента

11

Виды резьбы.

 

Цель: познакомить учащихся с видами резьбы.

3

 

образцы резьбы

плосковыемчатая,

ажурная,

скульптурная,

объемная

Упражнение по определению вида резьбы

12

Приемы работы инструментами

 

Цель: познакомить учащихся с приемами работы полукруглыми стамесками.

4

 

виды полукруглых стамесок

полукруглый

Упражнение в работе полукруглыми стамесками

13

Плоскорельефная резьба.

 

Цель: познакомить учащихся с плоскорельефной резьбой.

5

 

образцы плоскорельефной резьбы

плоскорельефная

Определение характеристик плоскорельефной резьбы

14

Выполнение резного заоваленного рельефа простейшей гирлянды.

 

Цель: формировать представление о переносе рисунка простейшей гирлянды на заготовку.

6

 

образец рисунка,

заготовка,

прозрачная бумага

гирлянда

Перенос рисунка на заготовку

15

Выпиливание и строгание деталей шкатулки.

 

Цель: формировать навыки выпиливания и строгания деталей шкатулки.

7

 

заготовки, ножовка, рубанок

деталь

Выпиливание и строгание деталей шкатулки

16

Сборка изделия.

 

Цель: формировать навыки по сборке шкатулки, повторить правила ТБ при работе с клеем.

8

 

заготовки,

клей

 

Сборка шкатулки

17

Декорирование шкатулки заоваленной резьбой.

 

Цель: формировать навыки декорирования крышки шкатулки заваленной резьбой.

9

 

шкатулка, стамеска, рашпиль

декорирование,

рашпиль

Декорирование крышки шкатулки заоваленной резьбой

18

Шлифовка изделия.

 

Цель: формировать навыки шлифовки декорированного изделия.

10

 

шкатулка,

наждачная бумага, рашпиль

шлифовка

Шлифовка шкатулки

19

Отделка изделия лакокрасочными материалами. Анализ работы.

 

Цель: формировать навыки отделки лакокрасочными материалами, повторить ТБ при работе с лаком, научить анализировать выполненную работу.

11

 

шкатулка,

лак, кисточка

анализ

Отделка шкатулки лакокрасочными материалами

Исполнение резного рельефа на точеных и долбленых изделиях – 15 часов

20

Столярные и токарные операции по подготовке основ декорируемого изделия.

 

Цель: формировать представление  о столярных и токарных операциях при подготовке основ декорируемого изделия.

1

 

образцы, токарный станок,

столярные инструменты

токарный

Упражнения по выполнению столярных и токарных операций

21

Подвиды плосковыемчатой резьбы.

 

Цель: познакомить учащихся с плосковыемчатой резьбой.

2

 

образцы плосковыемчатой резьбы

плосковыемчатая резьба

Упражнения по определению вида плосковыемчатой резьбы

22

Технология выполнения плосковыемчатой резьбы.

 

Цель: познакомить учащихся с технологией выполнения плосковыемчатой резьбы.

3

 

технологическая карта

 

Изучение технологической карты

23

Элементы геометрической резьбы.

 

Цель: познакомить учащихся с различными элементами геометрической резьбы.

4

 

заготовки с геометрической резьбой

витейка,

елочка,

сколышки,

фонарики

Упражнение по выполнению элементов геометрической резьбы

24

Особенности исполнения резьбы на криволинейной поверхности.

 

Цель: познакомить учащихся с особенностями исполнения резьбы на криволинейной поверхности.

5

 

заготовки,

инструменты для резьбы

 

Упражнение по исполнению резьбы на криволинейной поверхности

25

Разметка тарелки.

 

Цель: научить учащихся размечать тарелку для точения.

6

 

заготовка,

измерительные инструменты

тарелка

Разметка тарелки для точения

26

Точение тарелки на токарном станке.

 

Цель: научить учащихся вытачивать тарелку на токарном станке.

7

 

заготовка,

токарный станок

точение

Точение тарелки на токарном станке

27

Перенос орнамента на поверхность тарелки.

 

Цель: формировать навыки переноса орнамента на тарелку.

8

 

прозрачная бумага с орнаментом, тарелка, фиксирующие приспособления

поверхность

Перенос орнамента на поверхность тарелки

28

Декорирование контура тарелки заоваленной резьбой.

 

Цель: научить декорировать тарелку заоваленной резьбой.

 

9

 

тарелка,

стамеска, косяк

контур

Декорирование контура тарелки заоваленной резьбой

29

Декорирование тарелки.

 

Цель: формировать навыки декорирования всего изделия.

10

 

тарелка,

стамеска, косяк, церазик

светотень

Декорирование тарелки

30

Обработка орнамента наждачной бумагой.

 

Цель: формировать навыки обработки орнамента наждачной бумагой.

11

 

тарелки,

наждачная бумага

 

Обработка орнамента наждачной бумагой

31

Отделка изделия.

 

Цель: формировать умения отделки изделия морилкой, повторить ТБ при работе с морилкой.

12

 

тарелка, морилка, кисточка

морилка

Отделка изделия морилкой

32

Разметка и точение блюда на токарном станке.

 

Цель: научить учащихся вытачивать блюдо на токарном станке.

13

 

заготовка,

токарный станок

 

Точение блюда на токарном станке

33

Декорирование блюда резьбой.

 

Цель: формировать навыки декорирования всего изделия.

14

 

блюдо,

стамеска, косяк, церазик

 

Декорирование блюда

34

Отделка изделия лакокрасочными материалами.

 

Цель:  формировать умения выполнения лакокрасочных работ, повторить ТБ при работе с лаком.

15

 

блюдо, лак, кисточка

 

Отделка изделия лакокрасочными материалами

 

 

 

Литература:

 

1.  Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.  Изд. «Культура и традиции», Москва, 2001г.

2. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. – М., 1994г.

3. Бузиков М., Потапов Г. Искусство резьбы по дереву. Учебное пособие. – М., 1998г.

4. Конев А. Ф.  Резьба по дереву. М., 2000г.

5. Рыженко В.И. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. - М.: Издательство Оникс, 2007 год.

6. Хворостов А. С. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. Учебно-  метод. пособие. – М., 2002г. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.