«Факультативные знаки препинания»
Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Учитель русского языка и литературы МБОУ «Новотроицкая школа №4» Чумейко Людмила Анатольевна
Спишите высказывания писателей и учёных о культуре. 1)Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния (Н. Рерих). 2) Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых (Ф. Искандер). 3) Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным её формам — вот черта истинно культурного человека (Д. Лихачёв). 4) Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой (К. Паустовский). 5) Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать (В. Шукшин). 2) Напишите о своём понимании культуры, используя приведённые высказывания и оформляя их как цитаты в своём тексте
Прочитайте высказывания. Назовите авторов, чьи художественные произведения стали источниками этих высказываний. 1.В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 2. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. 3. Ворона в павлиньих перьях. 4. И какой же русский не любит быстрой езды? 5. Злые языки страшнее пистолета. 6. Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души.
Прочитайте текст-рассуждение, обращая внимание на элементы описания. Я закинул руки за голову. Высоко-высоко, в сереньком, чуть размытом над далёким Енисеем небе различил две мерцающие звёздочки, величиной с семечко таёжного цветка майника. Звёзды всегда вызывают во мне чувство тоскливого успокоения своим лампадным светом, неотгаданностью, недоступностью. Странно всё-таки, почему именно свет слабых, удалённых звёзд наполняет меня печальным успокоением? С возрастом я узнал: радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна. Радость сверкнёт зарницей, молнией и укатится перекатным громыханьем. Печаль светит тихо, как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днём, рождает думы о ближних, тоску по любви, мечты о чём-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли о заманчивом и от неясности пугающе притягательном будущем. Мудра, взросла печаль — ей миллионы лет, радость же всегда в детском возрасте, в детском обличье, ибо всяким сердцем она рождается заново, чем дальше в жизнь, тем меньше её, ну вот как цветов — чем гуще тайга, тем они реже. Но при чём тут небо, звёзды, ночь, таёжная тьма? Это она, моя душа, наполнила всё вокруг беспокойством, недоверием, ожиданием беды. Тайга на земле и звёзды на небе были тысячи лет до нас. Звёзды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру, птица отрывала шишку от кедра, клевала орехи и сорила ими в мох. Нам только кажется, что мы преобразовали всё и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили её, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнём. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Тайга всё так же величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой, что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удаётся до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только почувствуешь её космическую пространственность и величие. (В. Астафьев)
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина и начало стихотворения А. Тарковского. Можно ли сказать, что они написаны на одну тему? Почему? Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздаётся близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня... Что тревожишь ты меня?.. Что ты значишь, скучный шёпот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу... А. С. Пушкин Что тревожишь ты меня? Что ты значишь... Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы Разобрал головоломку Не могу её сложить. Подскажи хоть ты потомку, Как на свете надо жить Ради неба, или ради Хлеба и тщеты земной, Ради сказанных в тетради Слов идущему за мной? Я кричу, а он не слышит, Жжёт свечу до бела дня, Будто мне в ответ он пишет: «Что тревожишь ты меня?».. Арсений Тарковский
Орфографический и пунктуационный практикум И в наш сложный век когда и(с/сс)ку(с/сс)тво мира мучительно ищет общие истины когда запута(н/нн)ость жизни вызывает н..обх..димость сложнейшего анал..за псих..ки отдельного человека и сложнейшего анал..за жизни общ..ства в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функц.. и(с/сс)ку(с/сс)тва бу-дить и осв..щ..ть в соплеменн..ке чу..ство родины. Пускай наших п..йз..жистов (не)знает загр..ница. Что(бы) не проходить мимо Серова надо быть русским. И(с/сс)ку(с/сс)тво тогда и(с/сс)ку(с/сс)тво когда оно вызывает в человеке ощ..щение пусть м..м..лётного но сч..стья. А мы устро..ны так что самое пронзительное сч..стье в..зн..кает в нас тогда когда мы ощ..ща..м любовь к России. Я (не)знаю есть ли у других нац..й такая н..раст..ржимая связь между эст..тическим ощ..щением и ощ..щением родины... (В. Конецкий)