УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СПАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Спасское
Принято на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБОУ
От «-» мая 2024 г. «СОШ №8» с.Спасское
Протокол № - ________
- мая 2024 г.
«ФАНТАЗИЯ»
(нетрадиционные техники рисования)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Возраст обучающихся: 6,6-8лет
Срок реализации: 1 год
Шпотаковская Е.И.
учитель начальных классов
с. Спасское 2024
Раздел№1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Актуальность программы.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.
Данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 6,6 - 8 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Во многих дошкольных учреждениях детей знакомят с нетрадиционным рисованием. Но из поступающих в нашу школу первоклассников только 40 -50 % посещали детский сад. Поэтому для них такое рисование становится открытием.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной деятельности. Краткое описание используемых техник рисования позволит любому преподавателю проводить кружковые занятия.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия (нетрадиционные техники рисования)» имеет художественную направленность.
Данная программа является модифицированной. В ее основе лежит программа для общеобразовательных учреждений «Фантазия» Е.А. Овчинниковой.
Стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников и разработана для детей, которые сами стремятся научиться рисовать, но при этом имеют разные стартовые способности.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа кружка «Фантазия» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся 1 класса МБОУ «СОШ №8» с. Спасское на 1 год обучения (132 часа). Занятия проводятся 4 раза в неделю, продолжительность занятия - 35 минут.
Цель программы: развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.
1.Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
2.Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения Развивающие:
1.Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
2.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
3.Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
4.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
1.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
2.Воспитывать, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
3.Воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.
1.3 Содержание программы Учебный план первого года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1 | Введение. Нетрадиционные техники рисования. | 10 | 2 | 8 | |
1.1 | Вводное занятие «Как стать художником? | 1 | 1 | 0 | |
1.2-1.10 | Использование карандашей в рисовании цветов. | 9 | 1 | 8 | |
2 | В гостях у сказки | 8 | 1 | 7 | |
2.1-2.8 | «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки. | 8 | 1 | 7 | |
3 | Нетрадиционная живопись | 74 | 7 | 67 | |
3.1-3.4 | «Средневековый город» - работа в технике граттаж. | 4 | 0,5 | 3.5 | творческая работа |
35-3.8 | Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы. | 4 | 0,5 | 3.5 | |
3,9-3.14 | «Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования. | 6 | 0,5 | 5,5 | |
3.15-3.20 | Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному. | 6 | 0,5 | 5,5 | выставка работ |
3.21-3.24 | Художественный приём «заливка». Рисование неба. | 4 | 0,5 | 3,5 | конкурс рисунка |
3.25-3.30 | Рисование по сырому. Пейзаж. | 6 | 0,5 | 5.5 | |
3.31-3.36 | Многослойная живопись | 6 | 0,5 | 5.5 | |
3.37-3.44 | Кляксография обычная. Рисование природы. | 8 | 0,5 | 7,5 | |
3.45-3.48 | Кляксография трубочкой. | 4 | 0,5 | 3.5 | |
3.49-3.54 | Техника рисования «Свеча + акварель». | 6 | 0,5 | 5.5 | |
3.55-3.58 | Рисование пальчиками | 4 | 0,5 | 3.5 | выставка |
3.59-3.66 | Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов. | 8 | 0,5 | 7.5 | |
3.67 3.74 | Составление коллективного панно техникой «рваная бумага». | 8 | 1 | 7 | творческая работа |
4 | Узор и орнамент. Роспись | 24 | 3 | 21 | конкурс рисунка |
4.1-4.8 | Роспись посуды хохломской росписью. | 8 | 1 | 7 | |
4.9-4.16 | Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. | 8 | 1 | 7 | |
4.17-4.24 | «Чудо - матрёшки» - роспись матрёшки Полхов - майданской росписью. | 8 | 1 | 7 | |
| Подводный мир | 8 | 1 | 7 | |
5.1-5.8 | «Подводное царство» - рисование рыбок. | 8 | 1 | 7 | |
6 | Я- будущий художник | 8 | 1 | 7 | |
6.1-6.8 | «Я - юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. | 8 | 1 | 7 | |
Итого | 132 | 15 | 117 | |
Содержание учебного плана.
Раздел: Введение. Нетрадиционные техники рисования.
Тема: Вводное занятие «Как стать художником?»
Теория: Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы на кружке.
-1.10 Тема: Использование карандашей в рисовании цветов.
Теория: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.
Практика: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.
2.1-2.8 Тема: «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.
Теория: Что такое композиция. Правила её составления.
Практика: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.
Раздел: Нетрадиционная живопись
3.1-3.4 Тема: «Средневековый город» - работа в технике граттаж.
Теория: Этапы выполнения техники.
Практика: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка. Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
3.5-3.8Тема: Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.
Теория: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использовании точки схода при рисовании.
Практика: Рисование улицы с учётом правил перспективы.
3.9-3.14Тема: «Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования.
Теория: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
Практика: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой половине его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него снят оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
3.15-3.20Тема: Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному.
Теория: Понятие техники «по-сырому». Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.
Практика: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.
3.21-3.24Тема: Художественный приём «заливка». Рисование неба.
Теория: Понятие «заливка». Использование заливки для изображения неба, воды, гор. Практика: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.
3.25—3.30 Тема: Рисование по влажному. Пейзаж.
Теория: Понятие «пейзаж».
Практика: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
3.31-3.36 Тема: Многослойная живопись или сухим по сухому.
Теория: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
Практика: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.
3.37-3.44Тема: Нетрадиционная техника рисования «Кляксография обычная».
Теория: Способы рисования кляксами.
Практика: Рисование птиц, облаков.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и наливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются (можно нарисовать птицу, облака и т. д.).
3.45-3.48Тема: Нетрадиционная техника рисования «Кляксография трубочкой.
Практика: Самостоятельный выбор рисунка.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются (рисуют дерево, опавшую листву, кустарники и т.д.).
3.49-3.54Тема: Техника рисования «Свеча + акварель».
Практика: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
3.55-3.58 Тема: Рисование пальчиками.
Практика: Разработка идеи, творческое выполнение работы.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ нанесения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается (гриб мухомор, травка, листики и т. д.).
3.59-3.66 Тема: Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
Теория: Понятие «стилизация». Рассмотрение на примерах понятия стилизации. Практика: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
3.67-3.74 Тема: Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».
Практика: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
Способ получения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки
бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путём обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки, голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем на основу
Раздел: Узор и орнамент. Роспись.
4.1-4.8Тема: Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью.
Теория: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.
Практика: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.
4.9-4.16Тема: Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
Теория: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.
Практика: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
4.17-4.24 Тема: «Чудо - матрёшки» - роспись матрёшек Полхов - майданской росписью. Теория: Знакомство с Полхов - майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.
Практика: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.
5.1-5.8тема: «Подводное царство» - рисование рыбок.
Теория: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
Практика: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.
-6.8Тема: «Я - юный художник» - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.
Практика: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования. Организация выставки работ.
Личностные результаты:
Обучающийся будет проявлять интерес к различным техникам рисования, брать для себя что-то новое;
Обучающийся будет развивать в себе чувство прекрасного в действительности и в искусстве рисования;
У обучающегося будет сформировано представление об истоках развития различных техник рисования.
Мета предметные результаты:
Обучающийся будет лучше усваивать программу благодаря развитию художественных способностей;
Обучающийся научится освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
Обучающийся будет успешно сотрудничать с коллективом.
Предметные результаты:
Обучающийся овладеет умениями и навыками различных видов художественной деятельности (рисунке, живописи, лепке);
Обучающийся будет уметь передавать в рисунке выразительность, четкость, оригинальность;
Обучающийся будет уметь видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
Раздел №2. Организационно-педагогические условия. 2.1 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение:
Материально - техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Занятия должны проходить в учебной аудитории с соответствующим освещением, температурным режимом.
Ресурсное обеспечение программы:
1.Интерактивная доска
2.Альбомы
3.Краски акварельные
4.Карандаши
5.Кисти
6.Ластик
7.Подкладочный материал (клеёнка)
8.Гуашь
9.Палитра
10.Баночка для воды
Информационное обеспечение:
1Репродукции произведений изобразительного искусства
2.Детские работы как примеры выполнения творческих заданий
3.Таблицы
4.Схемы
5.Видео мастер-классы
Нормативная база по программе.
Список литературы для организации образовательного процесса:
Гнедич П.П. История искусств. М., «Просвещение»
Костерин Н.П. Учебное рисование. М., «Просвещение»
М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2019г
А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2019г.
Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», Москва «Эксмо», 2019 год;
Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», 2019г.
Оценочные материалы и формы аттестации:
В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предварительный), текущий, промежуточная аттестация, итоговый.
Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете через беседу.
Текущий контроль- организация проверки качества обучения по образовательной программе в течение года. Отслеживание результатов проводится на каждом занятии. Формы:
педагогическое наблюдение за уровнем развития мастерства обучающихся и их мотивации;
зачеты в форме тестов, определяющие стартовый уровень развития детей и их творческих способностей;
Промежуточная аттестация проводится по окончании полугодия с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки образовательного процесса. Формы:
зачет (теоретический) в форме опроса для определения уровня усвоения теоретического материала «Основы нестандартного рисования» и др;
зачет (практический) - обучающие самостоятельно выполняют нестандартные виды рисования;
выполнение практических заданий педагога;
-выставки;
беседы, в ходе которых выявляются уровень заинтересованности обучающихся, их пожелания, новые предложения, идеи и т.д).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году.
Формы:
выполнение практических заданий педагога (провести мастер- класс для младших школьников по рисованию нетрадиционными способами др.);
-участие в массовых мероприятиях -выставка работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Видео записи занятий.
Дипломы, грамоты за участие в конкурсах.
Бланки результатов анкетирования и тестирования.
Сертификаты за прохождение мастер-классов.
Выставки; конкурсы; викторины; беседы с детьми и родителями; коллективные творческие работы; наблюдение за детьми в процессе работы; использование методов специальной диагностики, тестирования.
В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
В данной программе мы используем следующие педагогические технологии:
Технология развивающее обучение.
Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение).
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Тренинги как виды интерактивных технологий.
Календарный учебный график.
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 33 | |
Количество учебных дней | 132 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2023 31.12.2023 |
2 полугодие | 09.01.2024 31.05.2024 | |
Возраст детей, лет | 6,6-8 | |
Продолжительность занятия, час | 35мин | |
Режим занятия | 4 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 132 |
2.5Календарный план воспитательной работы
Мероприятие | Ориентировочное время проведения |
«День учителя» | Октябрь |
«День матери» | Ноябрь |
«День Защитников Отечества» | Февраль |
«Международный женский день 8 марта» | Март |
День Победы | Май |
«День защиты детей» | Июнь |
Список литературы Ссылки на печатные источники:
Аметова Л.А. "Формирование арттерапевтической культуры младших школьников. Сам себе арттерапевт». М., 2019.
Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. — 2018.
ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк:
Кн. для учителя. 3-е изд. перераб. И доп. М., 2019.
Головкина Т.А. Сборник методических материалов по изобразительному искусству «Нетрадиционные техники рисования»
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2020.
Ссылки на электронные ресурсы:
Интернет ресурсы
www.1september.ru (дата обращения: 10 марта 2023г).
www.pedsovet.su (дата обращения: 15 марта 2023г).
www.metodsovet.su (дата обращения: 3 апреля 2023г).
www. proshkolu.ru (дата обращения: 4 апреля 2023г).