Статья на тему «Фасилитатор. Кто это?»

6
0
Материал опубликован 11 April 2021

Лариса Борисовна Дегтерева.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»,

учитель истории и обществознания.

Фасилитатор. Кто это?

В статье рассматриваются опыт применения технологии педагогической фасилитации в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова: групповая работа, педагогическая фасилитация, фасилитатор, деловая беседа.

Развитие информационных технологий в современном мире накладывает отпечаток на все сферы жизни, не исключение и образовательная среда. Но такая информация не всегда является достоверной и полезной. Особенно это заметно на уроках обществознания в старших классах, где одной из основных форм работы является самостоятельная работа в группах. Для решения поставленных задач учащиеся группы используют не только подручные учебные пособия, но и Интернет. При сборе информации используются как официальные справочные материалы, так и мнение личностей, которые используют события и факты для повышения своего рейтинга. И чем больше они «приукрашивают» такие события и факты, тем больше они привлекают к своей личности внимание, а значит, и повышают свой рейтинг. А полезна ли такая информация для учеников школы? И здесь задача учителя не давать знания, а научить анализировать информацию, делать правильные выводы.

Очень эффективно такие задачи решаются в групповой работе с учащимися. Групповая форма работы имеет очень много преимуществ. С одной стороны, способствует развитию критического мышления, самооценки, самостоятельности, ответственности, кооперации и сотрудничеству, развитию креативности учащихся. С другой стороны, объединяет в одну группу сильных и слабых учащихся, где «слабые» учащиеся «подтягиваются» за счет работы с «сильными» учащимися.

И в таком случае, важно учителю стать фасилитатором, то есть человеком, который поможет организовать работу группы, будет контролировать и направлять ее работу.

В переводе с английского языка «facilitation» переводится как помощь, содействие. Речь идет об «осмысленном учении». Особенность такого учения, заключается в том, что происходит раскрытие личности. Раскрытие личности не только ученика, но и учителя. Раскрываются личные качества, индивидуальные способности. «Уча, мы учимся сами!». И в этой ситуации ведущая роль отдается учителю, именно от его поведения, от его настроения зависит результат работы. Он задает темп, настроение, интерес.

Учитель выполняет роль фасилитатора. Он профессионально организует работу группы, задает направление для решения поставленной задачи, корректирует работу группы. Это не только позволяет группе работать в нужном направлении, но и минимизировать сроки выполнения работы.

Фасилитатор помогает группе понимать:

- какой результат группа должны получить;

- кто участвует и в какой роли;

- последовательность своих действий;

- какие источники использовать для получения информации;

- как распределить роли в группе для эффективной работы.

Основная задача фасилитатора – повысить эффективность работы группы, а именно:

- помочь принять качественное решение;

- ответственно подойти к принятию решения;

- принять решение в установленное время;

- скоординировать работу каждого участника группы (один - ищет, другой – пишет и т.п.);

- усиливает личную удовлетворенность каждого участника группы.

Таким образом, фасилитатор от момента формирования цели работы и до достижения такой цели, сопровождает работу группы. Задает темп работы, строит процесс коммуникаций, но при этом не занимает чью-либо конкретную позицию, а помогает учесть все имеющиеся мнения, проанализировать их и сделать общий вывод.

Фасилитатор аккуратно управляет работой группы и тем самым задает ей нужное направление, помогает сэкономить время для принятия решения. При необходимости обеспечивает уверенность в том, что группа выбрала правильное направление. В случае, если в группе возникает спор, который не позволяет двигаться дальше, фасилитатор помогает группе найти консенсус и двигаться дальше. Создание рабочей, благоприятой атмосферы в каждой группе, которая позволяет продуктивно работать - это задача фасилитатора.

Основная задача фасилитатора это организация «разговора по делу» в открытой и непринужденной обстановке. Когда учащиеся обладают информацией о некоторых событиях, легко в них ориентируются, способны их проанализировать с разных сторон, а самое главное, по результатам такого анализа высказать свое мнение. И здесь немало важно не только высказать свое мнение, но и услышать мнение своих одноклассников поддержать такое мнение либо аргументировано опровергнуть.

Но главное это благоприятные, комфортные условия для делового разговора. Это искусство делового разговора. Учащиеся должны понимать: «Результат хороших человеческих отношений - успешность делового разговора».

Как, говорил знаменитый педагог гуманист и основоположник фасилитации К.Роджерс: «Учить – значит провоцировать изменения в учениках!».

Технологию фасилитации можно использовать в 11 классе на уроках обществознания при изучении темы «Цивилизации прошлого».

На последнем этапе изучения данной темы закрепляются знания, формируются способности сопоставлять и анализировать информацию, отрабатывается навык аналитического мышления, закрепляются понятия – общество, цивилизация, мировоззрение.

Цель урока: Дать характеристику основным чертам средневековой цивилизации. Раскрыть значение средневековой цивилизации в истории человечества.

Для этого мы делим класс на четыре группы: «Древние цивилизации Европы», «Древние цивилизации Востока», «Цивилизация эпохи средневековья», «Индустриальная цивилизация».

В каждой группе примерно по 5-6 учащихся. В каждой группе выбираем «Главного». Главный всегда сидит за столом, а остальные участники группы перемещаются от одного стола к другому. На каждом столе ватман, маркеры. При этом не ограничиваем учащихся в способе фиксации возникающих идей. Это могут быть и схемы, и рисунки, таблицы, просто текст.

Фасилитатор предлагает вопросы для обсуждения, которые лежат на столах. Для этого каждая группа за столом находится, примерно, 7-10 минут, по истечении времени фасилитатор подает сигнал и группы перемещаются за другой стол.

Задача Главного знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

Когда учащиеся проходят второй круг, у них не только появляются новые идеи, но и они имеют возможность ознакомиться с идеями других групп, сравнить, что было за другими столами, увидеть то, чего не достает именно здесь. Учащиеся могут пройти три или четыре круга, в зависимости от сложности поставленных задач.

После последнего круга. Переходим к этапу подготовки к общему обсуждению.

Для этого группа анализирует все идеи на ватмане. Внутри каждой группы определяются делегаты, которые будут участвовать в презентации. Готовятся доклады.

И для того, чтобы работа была эффективной на данном этапе работы фасилитатору очень важно соблюдать некоторые правила:

- четко сформулировать цели и задачи перед учащимися;

- распределить роли учащихся в такой беседе.

Важно рассматривать только главные аспекты проблемы, чтобы был виден эффект работы. Это позволит глубоко и всесторонне раскрыть тему.

Для того, чтобы не получилось, что работают одни и те же учащиеся, фасилитатор должен открыто фиксировать участие каждого. Стимулировать участие, приглашать к участию, давать оценку работы, чтобы участники оценивали важность своего участия в дискуссии. Важен вклад каждого участника группы. Для этого можно ввести балльную оценку. За каждый ответ группа получает балл, но если в работе кто-то не работал, то группа теряет минус пять баллов за каждого «молчуна». Такая система не позволит некоторым учащимся посидеть «отмолчаться». Важно учитывать каждое мнение, даже неправильное. Не в кой мере не критиковать мнение учащихся, а наоборот приглашать к обсуждению, поддержке такого мнения.

Подведение итогов работы проходит в виде презентации. Делегаты с Главным презентуют итоги работы.

Результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения.

Подобные мероприятия очень полезны как для учеников, так и для учителей. Они позволяют открыто вести диалог на равных, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. В такой работе ученики становятся одной дружной командой. А главное не только учатся принимать информацию, но и подвергать ее анализу, критически ее осмысливать.

Библиографический список

1. Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: Учеб. пособие. М.: Вита-Пресс, 2010. - 63 с.

2. Чуева М.Ю. О необходимости введения новых стандартов в образование // 5 Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция Научные проблемы образования третьего тысячелетия. Вып. 5: Сб. науч. трудов. Самара: Инсома-Пресс, 2011. – 454-459 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.