12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Анна С.20

Урок с использованием электронной презентации и интерактивной платформы NEARPOD

Программа:УМК «Школа России», 3 класс.

Тема урока. «Кто что ест»

Основная цель: создать условия для овладения учащимися моделировать цепи питания на основе знаний об особенностях питания животных.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать особенности питания разных животных;

уметь выстраивать последовательность звеньев цепи питания конкретно;

Метапредметные:

принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

классифицировать природные объекты;

моделировать цепи питания;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

осознавать важность связи в живой природе;

осознавать необходимость целостного отношения к природе, на основе понимания роли хищников в природе;

Используемые интернет-источники:

«Открываем законы родного языка, математики и природы»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/

http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=39240

Рабочая тетрадь "Путешествие в удивительное Царство животных"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ffe863-dc27-42ee-8221-f8a0cc465b2a/ResFile.PDF

Оборудование урока (для учителя и для учащихся).

Оборудование: компьютер и проектор, изображения из медиатеки ИУМК, схема "Растительноядные, хищные, всеядные животные, мертвоеды"; схемы цепей питания; рабочая тетрадь "Путешествие в удивительное Царство животных", дидактические карточки с заданиями. Учебники по предмету (при необходимости).

Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Информация из разных источников

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе

Наш урок я начну с высказывания русского знатока литературы Д.И. Писарева

««Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы».

Как вы понимаете эти строки?

Как это поможет нам на уроке?

Сегодня мы продолжим узнавать много нового, интересного о животных и растениях.

Какие этапы урока вы должны пройти, чтобы открыть новые знания?

Давайте начнем урок с повторения.

Настраиваются на работу на уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Учитель проводит фронтальный опрос по предшествующей теме.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Докажите, что животные-объекты живой природы.



Какая наука занимается изучением животных?

- Назовите, какие группы животных вы знаете.

- Приведите примеры животных каждой группы.

- Чем млекопитающие отличаются от других животных?

- Как различить насекомое и птицу?

- Чем рыбы отличаются от других животных?

- К какой группе животных относится крот? Обоснуйте свой ответ.




А знаете ли вы, кто такой утконос и к какому классу животных он относится?


А кого называют «Черной вдовой» и почему?

Давайте послушаем правильный ответ.

- Спасибо ребятам за их познавательные рассказы. Они расширили наши знания о многообразии животных.

- Какими источниками информации вы пользовались для подготовки сообщения и презентации?

А теперь проверим наши знания.

Перед вами таблица «Группы животных»

Сейчас вам нужно отгадать загадку, найти изображение слова-отгадки и прикрепить карточку в соответствующую ячейку таблицы.

1.Восемь ног имеет он.

Сети он плетет кругом.

В уголке сидит и ждет,

Кто же в сети попадет!


2. Все стрекочет он в траве,

Усики на голове,

А заметен - то едва -

Весь зеленый, как трава.


3. Неуклюжий, косолапый,

Может громко он реветь,

Спит в берлоге, лижет лапу -

Это бурый наш ...


4.Что за птица? Клюв крючком,

Видит ночью, словно днем.

Каждый шорох ночью слышит

И охотится на мышек.


5. Живёт он в реках и болотах,

Зубов так много, что не счесть

И у него одна забота-

Поймать кого-нибудь и съесть.


6.Ноги - ласты зелены.

Пруд - её "избушка".

Пища - злые комары...

Это же ... !


7. Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это...


Давайте проверим правильность выполнения задания.

Поставьте себе знак «+», если правильно выполнили задание; знак «?», если допустили 1-2 ошибки; знак «-», несли допустили более 2 ошибок.

Давайте оценим свои достижения по лесенке успеха.

Я понял тему, могу объяснить, нет ошибок.

Понимаю тему, но не могу объяснить друзьям, нет ошибок

Понимаю тему, могу объяснить, но допустил 1-2 ошибки.

Не до конца понимаю тему, допустил много ошибок в работе.

-Поднимите руку, кто доволен своими знаниями. Я радуюсь вместе с вами и горжусь вашими знаниями.

Поднимите руку, кто допустил более 2 ошибок.

Давайте дадим совет ребятам, кто допустил ошибки в работе.

- А теперь пришло время открытия новых знаний.


Отвечают на поставленные вопросы.


- "Разнообразие животных".

- Рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, оставляют потомство, умирают

- Зоология

- Звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные,

пресмыкающиеся.

Учащиеся приводят примеры животных изученных групп, называют отличительные признаки каждой из них.

- Крот - млекопитающее. Он вскармливает своих детенышей молоком, у него 4 конечности, его тело покрыто шерстью.

Подготовленное сообщения учащихся.



Подготовленное сообщение











Отгадывают загадки и распределяют в таблицу «Многообразие животных»


Паук (паукообразные)





Кузнечик (насекомые)





Медведь (звери)




Сова (птицы)





Крокодил (пресмыкающиеся)





Лягушка (земноводные)





Краб (ракообразные)


Формирующее оценивание













3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности:

А для этого послушаем сказку Н. Сладкова и попробуем отгадать, о каком звере идет речь?

Н. Сладков «Загадочный зверь»

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка - мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок: - Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв! Я подумал и твёрдо сказал: - Дятел! - Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей! - Ага! Ты птица осоед! - Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок. - Гусениц и личинок любят дрозды. - А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога. - Тогда ты, наверное, лесная мышь. - И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей! - Мышей? Тогда ты, конечно, кошка. - То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал. - Покажись! - крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок. - Покажусь. Только ты признай себя побеждённым. - Рано! - ответил я. - Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу. - Может, ты цапля? - Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца. - Похоже, что ты куница. - Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы. Я рассердился и крикнул: - Скорей всего, ты - свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку! - Сдаёшься? - спросил голосок. Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я... белку! - Запомни! - сказала она. - Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

- Удалось ли вам сразу отгадать какой зверь разговаривал с автором? Почему?

Мы привыкли к тому, что каждое животное питается определенной едой. А животные в разных условиях могут питаться по-разному.


- Как вы считаете, какой теме будет посвящен наш урок?

-Что вы хотите узнать?

- Поставьте цель! Чему будем учиться на уроке



Слушают сказку, высказывают предположения о каком звере говорится рассказе.

























Учащиеся формулируют тему урока.

Ставят цель урока.

На уроке мы должны познакомиться с такими особенностями и узнать, кто и чем питается.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о животных, относящихся к разным группам по способу питания.

- Чтобы успешнее справиться с изучением нового материала, давайте посмотрим на слайд.( На слайде: лось, бобр, бабочка, клест)

- Назовите животных на экране. Чем они питаются?






- Эти животные питаются частями растений. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными.


- Назовите следующих представителей.

(волк, сова, лиса, щука)


- Почему они объединены в одну группу? (Чем питаются эти животные?)


- Другое название этой группы животных – хищники. Они питаются другими животными.




- На экране Насекомоядные животные: еж, крот, ласточка, стрекоза и божья коровка.

- Назовите животных.

(крот, ласточка, стрекоза, божья коровка)

- Чем все они питаются?


-Животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. Насекомоядные животные относятся к группе хищные животные.


- Подумайте, почему насекомоядных относят к хищным животным?


- Есть еще одна группа животных по типу питания. Давайте рассмотрим представителей этой группы. Назовите их.

(бурый медведь, крыса, утка-кряква, карась)


- Назовите животных.

-Назовите, что ест медведь?

(ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба.


-Подумайте, как называется группа, животные которой едят очень разную пищу.


Вывод на экране:

Эти животные, питающиеся и растениями, и  другими животными называются всеядными.


-Давайте теперь обобщим наши знания.

-Сколько групп животных по типу питания получилось. Предлагаю сейчас вам составить кластер.


Проверим по эталону. (на экране уч-ся читают вывод. На экране: схема "Животные: растительноядные, хищные,  всеядные".)


-Для чего нам нужно знать кто как питается?

-Оказывается, все в природе связано между собой по способу питания. Чтобы в этом убедиться, давайте посмотрим на следующий слайд.



На экране: Схема с изображениями осины, зайца и волка.


- В лесу растут осины, а их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Так получается цепь питания.


Аналогично проводится работа с другой схемой.

На экране: схема с изображениями желудя дуба, лесной мыши и совы.


- Объясните эту схему цепи питания.

(Растение, комар, стрекоза)



- Таким образом, между организмами устанавливаются связи по способу питания. Такие связи называют- цепи питания.


- Цепь питания обычно состоит из звеньев.

Цепи питания начинаются с растений. Это – первое звено.

-Что будет являться вторым звеном?

Второе звено цепи – растительноядные животные.

-Что будет являться третьим звеном?

-Третье звено – хищные животные.


Учащиеся рассматривают изображения.


- Лось. Питается травой, ветками.

- Бобр. Питается деревьями

Бабочка питается нектаром цветов.

- Это клест. Он ест семена ели, хвоинки.

Учащиеся читают вывод на экране, знакомятся с новым термином.


Учащиеся рассматривают изображения и называют животных.




- Эти животные хищники. Они питаются другими животными.


Читают вывод на экране, знакомятся с названием группы животных.

Учащиеся рассматривают изображения, называют представителей.

Читают вывод и уточняют представление о группе хищные животные.





Учащиеся высказывают свое мнение.









бурый медведь, крыса, утка-кряква, карась.





Опираясь на имеющиеся представления о животных, учащиеся высказывают свои предположения.





Учащиеся читают вывод на экране.

Учащиеся составляют кластер, называют группы животных по типу питания и систематизируют новые знания.


Записывают вывод в тетради.








Учащиеся рассматривают схему и знакомятся со структурой цепи питания.

Учащиеся слушают учителя и записывают или зарисовывают звенья цепи питания: растение – растительноядное животное – хищное животное.













Учащиеся слушают учителя и самостоятельно моделируют схему цепи питания.



Слушают описание ситуации, рассматривают изображения.


5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний

Давайте теперь составим цепь питания для следующих представителей: заяц и волк


На экране: заяц, веточка осины, волк

-Какая цепь у вас получилась?


- Проверьте, в какой последовательности вы расположили природные объекты.


-Где живут заяц и волк?

Только что мы моделировали за цепь питания леса. Давайте теперь оправимся в огород и составим цепь питания, которая характерна для этого места.


Работа с интерактивным приложением Nearpod.

На планшетах детей появляются изображения:

Слизень, медведь бурый, жаба, капуста


Аналогично проводится работа по составлению цепей питания поля (змея, мышь, пшеница, карась);

Водоема (щука, заяц, водоросли, карась)





Учащиеся самостоятельно моделируют схемы в группах. Объясняют свое мнение.

Проверяют последовательность на экране.


- в лесу






Учащиеся с помощью графического редактора составляют цепь питания (огорода, поля, водоема)



Проверка составленных цепей питания проводится с по эталону на экране.

6. Систематизация и обобщение знаний: Обеспечение усвоения новых знаний

- А сейчас давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого выполните задания в рабочей тетради.

№41-42, с.20 – 21 и №47, с.23.

Учитель выдает рабочие листы.

- Давайте проверим по образцу

- Сравните с соседом ваше выполнение.

- Давайте проверим, как расставили стрелки. Называйте объекты парами.

- Какие цепи питания у вас получились в задании № 47? Объясните составленные схемы цепей питания.

Учитель оценивает работу детей.


Мотивация деятельности учащихся.


Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.


Сравнение выполнения заданий и осуществление взаимопроверки.

Проговаривают выполненные задания и проверяют правильность расстановки стрелок.

Объясняют составленные цепи питания. При необходимости вносят коррективы.

7. Подведение итогов

- Какую тему мы сегодня на уроке изучали?

- Какую цель ставили на уроке?

-Добились поставленной цели?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

- Оцените свои знания по лесенке успеха.

Интерактивное приложение Plickers.


Ответы детей

8. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению

1. Прочитайте текст учебника, рассмотрите выполненные задания в тетради и подготовьте рассказ о пищевых связях в лесу.

2*. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их.

Задание выполняется по желанию.

Слушают информацию о домашнем задании и записывают его.

9. Организационное завершение урока



Оформление доски, в том числе и материалы электронной презентации, скриншоты ЭОР и пр.


t1590342578aa.png

image%281%29.png

image%282%29.png

image%283%29.png

image%284%29.png

image%285%29.png

image%286%29.png

image%287%29.png

image%288%29.png

image%289%29.png

image%2810%29.png

image%2811%29.png

image%2812%29.png

image%2813%29.png

image%2814%29.png

image%2815%29.png

image.png

image%2816%29.png

image%2817%29.png

image%2818%29.png

image%2819%29.png

image%2820%29.png

image%2821%29.png

t1590342578ay.pngt1590342578az.png

t1590342578ba.png


image%2822%29.png

image%2823%29.png

Приложение.


Чем питаются животные?

41. Рассмотри рисунки. Покажи стрелками, чем питаются животные, нарисованные слева.


t1590342578bc.jpgt1590342578bd.jpg

t1590342578be.jpgt1590342578bf.jpg



t1590342578bg.jpgt1590342578bh.jpg



Лиса, ястреб и лягушка питаются . Все они называются ____________________________.


42. Покажи стрелками, кто питается гусеницами.


t1590342578bi.jpgt1590342578bj.jpgt1590342578bk.jpg

t1590342578bl.jpg

Все эти птицы едят __________________________, поэтому их можно назвать .

47. Покажи стрелками, кто что ест. Используй схему при работе с компьютером для составления пищевых цепей.


t1590342578bm.jpg t1590342578bn.jpgt1590342578bo.jpg

t1590342578bp.jpg t1590342578bq.jpgt1590342578br.jpg

t1590342578bs.jpg t1590342578bt.jpg t1590342578bu.jpg



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Паненкова Ирина Михайловна, 24.05.20 в 22:40 1 Ответить Пожаловаться
Анна, спасибо за полезный ресурс!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 26.05.20 в 04:55 0 Ответить Пожаловаться
Отличная разработка!!! Спасибо, забираю в копилку!!!
Волкова Светлана Ивановна, 26.05.20 в 06:25 0 Ответить Пожаловаться
Качественная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.