Фестиваль военной песни «Кто сказал, что надо бросить песни о войне?»
Фестиваль военной песни «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»
Цель: показать роль и значение массовой песни в формировании патриотических чувств у российского народа в годы Великой Отечественной войны.
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
От песни сердцу было тесно?
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину с собой.
Сегодня у нас состоится конкурс военной песни среди 1-4 кл, 5-7 кл и 8-11 кл
У нас в гостях труженики тыла, вдовы ветеранов ВОВ
Судить конкурсную программу будет уважаемое жюри по 10 бальной системе. В состав жюри входят Панышева И.Н., Ахметова С.А, Сушенкова Н.Н, Саблина О. К, Скворцова И.С
Песни были необходимы солдатам на войне. А в минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. В решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие.
Судьба многих песен удивительна и волнующа. Всего несколько четверостиший, предельно простая мелодия. Но если в песне запечатлено большое чувство, искреннее переживание и отражено время, эта поэтически- музыкальная миниатюра становилась значительным произведением искусства.
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!
Песня «Моя любимая» исполняют учащиеся 2 кл
Сл. Муз.
Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете…
Трижды славен их нелегких путь
И народ, создавший песни эти!
Буквально с первых дней песня воевала с Красной Армией, вместе с народом. Пели популярные довоенные песни, создавали новые тексты на мелодии «Катюши», «Три танкиста». Песня «Катюша» написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан.
Катюша муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского- 3 кл
Три танкиста – 4 кл сл.Б. Ласкина муз. Дм. и Дан. Покрасе
Трудными дорогами шли солдаты, в долгом походе им помогала песня «Дороги». Образ трудных солдатских дорог создали Л. Ошанин и А.Новиков в песне «Дороги», родившейся в победном 1945 году.
«Дороги»– 5 кл
В минуты передышки между боями, когда часто уходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка, и пелись лирические песни. В том числе в часы отдыха звучала песня «Темная ночь»
«Темная ночь» сл. Вл. Агатова, муз. Никиты Богословского – 6 кл
Суровая осень 1941 года. В битве под Москвой родилась популярная и призывная песня «Марш защитников Москвы» А. Суркова и Б. Мокроусова.- 7 кл
А с лирической «Землянкой» А. Суркова произошла вообще невероятная история. Писал письмо поэт жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога, артналет. Оставив письмо, побежал в укрытие. Кто-то из офицеров штаба переписал текст и потом послал своей жене. И вдруг А. Сурков слышит по радио на мелодию К. Листова свои слова.
В землянке сл. А. Суркова, муз. К. Листова-8 кл
Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. «Второй фронт» снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Песня «Огонек» восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла их на трудовой подвиг.
Песня огонек – 9 кл сл. М. Исаковского, муз. Неизвестного автора
На фронте песни были нужны как воздух. «Без песен на войне труднее вдвойне», - подчеркивает фронтовая пословица. Об этом же говорят другие поговорки и присловья: «Идешь в поход – запасайся песнями»; «С песней в бой пойдешь – не пропадешь»; «Песня и частушка нужны, как снаряд и пушка»; «Песня – солдатские крылья».
Со штыком и пулей вместе
Песня жалит, песня бьет.
Подпевают нашей песне
Пулемет и самолет.
У этой песни непростая судьба, нелегкий путь…Посвящена «Смуглянка» молдавским партизанам, создана на основе молдавского фольклора композитором А.Новиковым и поэтом Я. Шведовым.
Смуглянка – 10 кл
Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: «Не доживет до ночи…»
«Мне бы … песню, - прошептал солдат,-
Я до песен с давних пор охочий…»
Боль невыносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела…
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что как символ радости неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой драгоценной ношей…
Песня «Синий платочек» - 11 кл сл. Якова Галицкого муз. Ежи Петербургского
Песни, которые мы вспомнили и спели сегодня, естественно, не единственные, которые звучали тогда на фронте. Сколько их – прекрасных, незабываемых! Стоит раздаться иной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщинки на лицах ветеранов минувшей войны. Но эти песни близки и дороги и тем, кто родился под мирным небом, много лет спустя после войны. Эти песни поистине являются музыкальными памятниками истории нашего народа. Оттого и волнуют, тревожат и радуют нас, представителей разных поколений, слова и мелодии, написанные десятки лет назад.
Мир – это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.
Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный.
И зачернеем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Песня «Солнечный круг». \1 кл \ По окончании песни все дети дарят гостям бумажных белых, голубей, как символ мира на земле.
Слово жюри. Подведение итогов