Рабочая программа «Финансовая школа кота Матроскина» для детей 5-7 лет

0
0
Материал опубликован 2 October 2023


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр Образования «Интеллект»

Городского округа Спасск – Дальний







Рабочая программа

«Финансовая школа кота Матроскина»

Для детей 5 – 7 лет (старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности)

2022 – 2023 учебный год















Подготовлена:

воспитателем, Еленой григорьевной Шапошниковой








2022 год























СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел ……………………………………………………………………………...2

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………...3

1.2. Цель, принципы, структура Программы ………………………………………………...6

1.3. Планируемые результаты освоения Программы………………………………………... 8

2. Содержательный раздел ……………………………………………………………..…..10

2.1. Содержание образования ………………………………………………………………...11

2.1.1. Труд и продукт труда (товар)………………………………………………… ………..11

2.1.2. Деньги и цена (стоимость) ……………………………………………………….…......12

2.1.3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания

и возможности …………………………………………………………………………………15

2.1.4. Полезные экономические навыки и привычки в быту ……………………………....16

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы .. ………………………10

3. Организационный раздел ……………………………………………………………..…12

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы……………….……. 12

3.2. Распорядок дня ………………..………………………………………………….. .….…13

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания .13









































1.1. Пояснительная записка

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым. При реализации Программы используется игровая сюжетная линия, построенная по мотивам мультфильмов «Простоквашино» (Э. Успенский), когда беседы, экскурсии, игры проводятся вместе с любимым детьми персонажем - «Котом Матроскиным». Этот герой приносит детям загадки, предлагает проблемные ситуации , различные «экономические проекты», вместе с детьми обсуждает истории и события. Отдельные серии мультфильма включаются в просмотр в любое удобное время.

Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также Парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной авторами Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л., Давыдова В. Е., Мищенко И. С..


1.2. Цель, принципы, структура Программы


1. Целевой раздел

Цель Программы — формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, содействие вхождению детей пяти–семи лет в социально-экономическую жизнь.


Основные задачи Программы


Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,

честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений



Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.

Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту»



1.3. Планируемые результаты освоения Программы

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.



В результате освоения Программы дети:

- адекватно употребляют в играх,

занятиях, общении со сверстниками

и взрослыми знакомые экономические

понятия (в соответствии

с используемой Программой);

-бережно, рационально, экономно

используют расходные материалы

для игр и занятий (бумагу, карандаши,

краски, материю и др.);

-знают и называют разные места

и учреждения торговли: рынок,

магазин, ярмарка, супермаркет,

интернет-магазин;

-следуют правилу: ничего

не выбрасывай зря, если можно

продлить жизнь вещи, лучше отдай,

подари, порадуй другого, если она

тебе не нужна;

-знают российские деньги, некоторые

названия валют ближнего и дальнего

зарубежья;

-с удовольствием делают подарки

другим и испытывают от этого радость;

-понимают суть процесса обмена

валюты (например, в путешествии);

-проявляют интерес к экономической

деятельности взрослых (кем работают

родители, как ведут хозяйство и т. д.);

-знают несколько современных

профессий, содержание

их деятельности (например,

предприниматель, фермер,

программист, модельер и др.);

-замечают и ценят заботу о себе,

радуются новым покупкам;

с удовольствием помогают взрослым,

объясняют необходимость оказания

помощи другим людям

-знают и называют разные виды

рекламы, ее назначение, способы

воздействия;

-объясняют различие понятий

благополучия, счастья и достатка;

-адекватно ведут себя в окружающем

предметном, вещном мире,

в природном окружении;

-проявляют сочувствие к другим

в сложных ситуациях;

-случаях поломки, порчи вещей,

игрушек, игр проявляют заботу,

пытаются исправить свою

или чужую оплошность;

-переживают случаи порчи, ломки

вещей, игрушек;

-любят трудиться, делать полезные

предметы для себя и радовать других

-сочувствуют и проявляют жалость

к слабым, больным, пожилым людям,

ко всем живым существам, бережно

относятся к природе;


2.Содержательный раздел.

2.1. Содержание образования

Раздел 1. Труд и продукт труда (товар).

Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.


Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.).

Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас.

Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.

Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.

Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги. Без труда не выловишь и рыбку из пруда!


Педагогические задачи:

формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых

и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы

детского сада;

учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью,

помогать взрослым;

стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности;

Познакомить ребят с героем – котом Матроскиным, который будет вместе с детьми решать различные финансовые задачи, а также предлагать свои задачи.


Старшая группа – 9 часов

Темы для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, бесед, экскурсий и т.д


Подготовительная группа – 9 часов

Темы для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, бесед, экскурсий и т.д


Профессии взрослых ближайшего окружения.

Проект «Профессии взрослых, о которых узнал вместе с родителями»

Цикл экскурсий по детскому саду. Наблюдение за трудом взрослых.

Экскурсии по предприятиям, знакомство с профессиями взрослых нашего города. Оформление альбома «Где работают взрослые в нашем городе»

Профессии родителей. Встречи с родителями.

Проект «Профессии взрослых в моей семье». Современные профессии.

Экскурсия к месту, где работают родители.

История профессий. Какие профессии исчезли?

Новые профессии.

Творческая работа «Профессии будущего»

Плата за труд. Продукт труда. Пословицы и поговорки о труде.

Что такое «достаток семьи». Где и как можно приобрести продукты (товары) за деньги. Как это делается в современном мире.

Деньги. Что это такое? Что можно купить за деньги?

Художественное слово, пословицы и поговорки о труде. Чтение Чуковского «Федорино горе», Басня Крылова «Стрекоза и муравей».

Продуктом познавательной деятельности детей становятся: альбомы, рисунки, фотографии и т.д.


Раздел 2. Деньги и цена (стоимость).

Понятие «деньги»

Что такое деньги и зачем они нужны:

Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные

виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).

Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии,

пособия, стипендии.

Деньги как средство платежа, накоплений.

Обмен денег (причины, правила).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.

Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится.

Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

Зачем людям нужны деньги.

Цена (стоимость)

Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

Торговля и торг

Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

Хозяин товара и продавец.

Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка

новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)

Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).

Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.


Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут

приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле;

покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно,

не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение

к деньгам как к части культуры каждой страны;

воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

сформировать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.



Старшая группа – 15 часов

Темы для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, бесед, экскурсий и т.д


Подготовительная группа – 16 часов

Темы для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, бесед, экскурсий и т.д


Понятие «деньги»


Деньги. Денежные знаки в нашей стране.

Деньги как мера стоимости. История денег. Виды денег.

Откуда берутся деньги?

Деньгами можно платить, деньги можно копить.

Почему нельзя напечатать денег сколько хочешь?

Зачем людям нужны деньги.

Чтение сказки «О приключениях монеток»

В каждой стране свои деньги.

Заработная плата, пенсия, стипендия.

Что такое «банкомат». Кто и как может им воспользоваться.

Цена (стоимость)


Откуда берется цена (стоимость) товара (продукта). Почему яблоки зимой дороже, чем летом.

Понятия «дорого», «дешево». Копить на покупку.

Пословицы и поговорки о труде и продукте.

Торговля и торг

Что значит «торговать» и «покупать»? Что можно продавать?

Как можно продавать и покупать услуги, товары.

Экскурсия в торговые точки. Знакомство с товарами, стоимостью, наблюдение за поведением продавцов и покупателей.

Чтение и беседа по произведению А. Толстого «Золотой ключик» Что такое «обмен»? Выгодно или не выгодно?


Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Кто в магазине хозяин?

Сюжетно-ролевые игры детей по мотивам бесед и экскурсий в магазин.

Слушание Чуковского «Муха-цокотуха»

Каким должен быть продавец?

Бюджет (на примере бюджета семьи) Источники дохода.


За что родителям приходиться платить постоянно? Откуда они берут деньги, чтобы оплатить детский сад, ЖКХ, свет и т.д.

Что такое «бюджет»? Из чего складывается бюджет семьи?

Обсуждение «Что можно купить на 100 рублей. На 300 рублей?» Как нам помогают навыки счета?


Можно клянчить деньги и заставлять родителей совершать покупки, которые не являются важными (сиюминутные).

«Можно ли купить все сразу, что тебе хочется?»

Как посчитать свои денежные средства?.

Поговорка «По одежке протягивай ножки»

«Кто не бережет копейки – сам рубля не стоит»

«Свое, чужое и общее»- какими вещами, деньгами ты имеешь право распоряжаться самостоятельно, а когда необходимо совместное решение?

Как беречь вещи? Стоит ли их выбрасывать? «Если я выброшу этот предмет, то…» Прогнозируем последствия своих поступков

Кто такие «благотворители» и «меценаты»? Кто помогает людям, у которых маленькие доходы?

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» и другие. В игру включаются такое атрибут, как «деньги», цена.

О ком можно сказать: «Хороший хозяин»?

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» и другие. В игру включаются такой атрибут, как «деньги», цена.

Что поможет сэкономить семейный бюджет? О разумном использовании вещей, материалов, экономия воды и электроэнергии и т.д.



Раздел 3. Реклама: правда и ложь.


Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).

Сочиняем рекламу

Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Педагогические задачи:

сформировать представление о рекламе, ее назначении;

поощрять объективное отношение детей к рекламе;

развивать у детей способность различать рекламные уловки;

учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).



Старшая группа – 4 часа

Темы для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, бесед, экскурсий и т.д


Подготовительная группа – 4 часа

Темы для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, бесед, экскурсий и т.д


Беседа «Можно ли все купить? Надо ли все покупать?»

Беседа «Всегда ли нужно покупать то, о чем говорится в рекламе?» Может ли реклама вводить людей в заблуждение , навязывать товары и продукты.

«Что такое «реклама»?» Зачем нужна реклама?» Какую рекламы вы видели? Что запомнилось?

Слушание сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».

Практическое занятие «Создаем рекламу по теме «Собственное дело», «Народные промыслы».

Слушание сказки Михалкова «Как старик корову продавал»

Мой товар для ярмарки «Игрушка своими руками»

Экскурсия «Реклама вокруг нас»

Экскурсия «Реклама вокруг нас»

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»

Сочиняем рекламу. «Давайте рекламировать кашу!», «Игрушку!» и т.д.

Практическое занятие «Создаем рекламу по теме «Собственное дело», «Народные промыслы».


Раздел № 4. Что же важнее денег?


Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее).

Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность.

Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор?

Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)

Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

Педагогические задачи:

формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;

сформировать представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др


Старшая группа – 5 часов

Темы для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, бесед, экскурсий и т.д


Подготовительная группа – 6 часов

Темы для совместной партнерской деятельности детей и взрослых, бесед, экскурсий и т.д


Слушание сказки «Два жадных медвежонка» , беседа о таких понятиях, как «жадность», «щедрость»

Слушание басни Крылова «Стрекоза и муравей» , беседа о таких понятиях, как «трудолюбие» , «тунеядство»

Слушание рассказа Н.Носова «Телефон», беседа о бережном отношении к вещам.

Слушание Н.Носова «Огурцы», беседа о таком негативном поступке, как «воровство».

Обсуждение ситуаций нравственного выбора (на наглядном материале и художественных текстах) Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. П

Слушание сказки В Катаева «Цветик-семицветик»

Слушание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Обсуждение основной идеи - справедливый Мороз Иванович награждает по заслугам трудолюбивую Рукодельницу, да и Ленивицу тоже.

Знакомимся с пословицами и поговорками о труде, значимости труда, результатах труда.

Обсуждение ситуаций нравственного выбора (на наглядном материале и художественных текстах)



2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы


В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок

финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная

дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995),

исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого

как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды.

В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:

1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;

Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект,

и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение. Стержневые развивающе-образовательные задачи вкупе с соответствующим содержанием (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми.

Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что обозначенные темы для проработки с детьми являются примерными, определяют лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной

деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.

Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.


Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере

экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании

трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта,

парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.

Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.


2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

Примером свободной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).


Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.

Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей — специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы детской деятельности.

Учебный блок образовательной деятельности вводится для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) при решении задач формирования у них предпосылок знаково-системных форм мышления. Данный учебный блок вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому к обучению в школе. Ни воспитатель, ни дети не свободны здесь в своем движении. Воспитатель должен опираться на специально разработанную систему задач, последовательно вводящую детей в эти знаковые реальности, т.е. должен иметь общий временной план действий и конкретные цели занятий в виде учебной программы.



3. Организационный раздел.

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы.

учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными

особенностями детей дошкольного возраста;

мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.


3.2. Распорядок дня

Реализация Программы рассчитана на два года (старшая и подготовительная группы). Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в две недели.

При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми

на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.).




3.3. Методические материалы для сопровождения программы.

1. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

2. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8.

С. 349–351

3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

4. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество

России, 2005. 256 с.

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Интеллект»

городского округа Спасск - Дальний







УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ ЦО «Интеллект» от « ___» ________ 20____ г. № ___

ПРИНЯТА решением педагогического совета МБОУ ЦО «Интеллект» протокол от « »_____20__ г. №____





Рабочая программа

«Финансовая школа кота Матроскина» часть программы, формируемая участниками образовательных отношений для детей 5-7 лет (старшего дошкольного возраста , общеразвивающей направленности, сокращенного дня пребывания- 10,5 ч.)

(ул. Парковая 45)








Подготовлена:

старшим методистом

Головаш Татьяной

Николаевной





г. Спасск-Дальний

2022 год



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации