Методическая разработка «Физические упражнения - залог здоровой нации!»

2
0
Материал опубликован 14 February 2023

Физические упражнения – залог здоровой нации!

Мы с детьми решили с пользой провести один из дней зимних каникул. Хотя мы живем в теплых климатических условиях, и снега у нас практически не бывает, мы любим ходить в лес. Благо и он, и речка находятся прямо в черте нашего города Тирасполь.

Это было 5 января 2023 года. Стояло бодрое январское утро. За окном +5. Еще за неделю до этого мы запланировали с детьми, что сходим с ними в лес. Это уже не первая наша вылазка, поэтому дети – 5 класс – знают, что брать с собой в рюкзаке.

Мы собирались пройти порядка 6 км и, сделав привал и разведя костер, перекусить, отдохнуть и поиграть. Есть замечательная игра – найди клад. Я учу детей правильно ориентироваться в лесу, а также навыкам выживания, если вдруг потеряешься или окажешься в незнакомом месте. Каждый ребенок имеет свой НЗ (неприкосновенный запас). Это спички, вода, перекус. Все мои дети умеют уже разводить костер, знают, как это сделать в любую погоду, где найти даже в дождь сухие дрова.

Итак, утро бодрое, и мы встретились у моста через реку в 10 утра. Со мной была моя собака Мадрид. Это молодой пес, немецкая овчарка, он всегда нас сопровождает в подобных походах. Любит детей и лес.

Нас было 10 человек. Мы выстроились в цепочку: я впереди с собакой, он любит показывать дорогу, а опытный ребенок сзади, как замыкающий. Задача замыкающего никого не оставить после себя, так никто никогда не потеряется, а если нужно остановиться то, сообщить об этом мне с помощью свистка, чтобы все подождали.

Мы прошли минут 10 и сделали подгоночный привал. Кто-то попил воды, кто-то снял лишнюю кофту. Такой привал необходим, чтобы потом следующие полчаса было комфортно идти. Я раздала детям карты и компасы (мы только так ходим в лес, изучая навыки ориентирования). И объяснила, куда мы идем, чтобы они следили по карте. Потом на привале у костра детям нужно будет нарисовать путь движения, кто как понял, где мы сворачивали, по каким тропам шли.

Спортивное ориентирование развивает пространственное мышление, помогает анализировать ситуацию, в которую попал, быстро находить правильное решение, как поступить, если потерялся. На фоне физической усталости мозгу особенно трудно здраво мыслить, но подобные упражнения в лесу с картой способствуют тренировке этого навыка. Поэтому мои дети, как правило, более внимательны и сосредоточены даже на последних уроках в школе. И их успеваемость выше, чем у других детей пятых классов.

Итак, мы – 10 человек и собака – двигались по карте к месту привала. По дороге мы обычно поем туристские песни, что очень сплачивает. Мадрид весело бежал впереди, показывая дорогу (я с ним часто хожу в лес прогуляться).

По дороге мы считали шаги, определяя пройденное расстояние – это хорошо развивает чувство расстояния у детей, что важно, когда нужно прикинуть, сколько метров требуется пройти, чтобы попасть в нужную точку.

Через 30 минут был привал у дерева на 10 минут. Дети отдохнули, поделились впечатлениями, показали мне на карте, где, как они думают, мы сейчас находимся. Всем удалось правильно определить свое местонахождение. Попили воды, чая и пошли дальше.

Спустя еще 30 минут мы были уже на месте нашего будущего костра. Собаку я привязала, так как пес очень возбудимый и не дает спокойно сидеть у костра, требуя все время игры. Дети сразу пошли за дровами. Было сухо, поэтому собрать топливо для розжига было несложно. Двое ребят – костровые в походе – выкопали яму и подготовили почву под костер. Мы для этой цели всегда носим с собой лопатку. Кстати, она нужна и для того, чтобы можно было отойти в лес по нужде. Обычно дети ходят по двое и предупреждают меня, что сейчас вернутся.

Дрова собраны, костер горит, стол накрыт. Вместо стола – скатерть-самобранка. Каждый выложил то, что взял из дому. Еще решили испечь картошку. Она будет готова, пока будем играть в поиск клада. Вот, мы перекусили, напились горячего чая из термосов, дали вкусняшки собаке, разобрали по карте, как мы шли. Только у двоих возникли затруднения с маршрутом, остальные все верно указали путь.

Теперь дети поделились на две команды. Пока 5 человек из первой команды ушли прятать клад, оставляя записки, куда идти (повернуть на север на 180 градусов, пройти 5 метров…), а оставшиеся дождались, когда прогорит костер, забросили печься картошку. Первой группе было дано 15 минут. Потом вторая группа пошла по запискам искать клад. Я знала, куда первая группа должна была прийти, у детей были карты и компасы, поэтому спокойно осталась ждать детей у костра. Я им дала на эту игру 1 час. Через час они должны были вернуться вместе с кладом. Радиус удаления 200 метров.

Дети, конечно же, вернулись раньше. Через 40 минут. Причем счастливые, что нашли клад. В качестве приза были припасены чупа-чупсы – любимое лакомство моих детей. Как раз была готова картошка. Дети делились впечатлениями и трудностями, которые у них возникли на пути при поиске клада. Не всегда был верно указан метраж. Ну над этим мы еще работаем. Картошку доели. Еще немного побегали, играя в догонялки вместе с собакой. Пес был счастлив, что его пустили побегать.

Время в лесу быстро прошло. Пора было отправляться в обратный путь. Снова выстроились цепочкой и с песней пошли домой. Вечером, когда были дома, все уставшие, но счастливые делились в вайбере впечатлениями от проведенного дня в лесу.

Нет ничего лучше, чем такая физическая нагрузка как для детей, так и для взрослых!







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.