Устный журнал «Здоровое питание — залог здоровья!» (6–8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» с.Небдино
Автор: Тимушева Надежда Викторовна,
учитель географии и биологии
Республика Коми,
Корткеросский район,
с.Небдино
Оглавление
Введение…………………………………………………………………2 стр.
Основная часть………………………………………………………….3 – 15 стр.
Список литературы…………………………………………………….16 стр.
Введение
Вопрос о правильном питании детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих отпрысков. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные вкусности.
Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Их физическое и половое развитие идёт на порядок быстрее. Добавим к этому невероятные психические нагрузки, связанные с социальной адаптацией – и получим довольно грустную картину. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?
Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития.
Очень важно рассказать детям, какие из продуктов полезны, а какие могут привести к неприятным последствиям. Проблема сегодняшнего дня - дети и их родители не уделяют должного внимания на выбор питания, что сказывается на здоровье школьников. Вот почему каждому из нас жизненно важно понять и перестроить свой образ жизни и питания согласно требованиям сегодняшнего дня.
Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет. Чтобы последующие поколения были более здоровыми, начинать формировать правильное питание необходимо с детства. Поэтому, целью данного мероприятия стало формирование у обучающихся ценного отношения к здоровью через правильное питание.
Цель: формирование ценного отношения к здоровью через правильное питание.
Задачи:
Показать как питаются народы разных стран.
Показать важность правильного питания.
Раскрыть значение пищевых добавок и определить потенциальную опасность для здоровья человека.
Пропаганда правильного и здорового питания.
Слайд № 2.
Форма проведения: Устный журнал.
Возраст: 6 - 8 классы.
Методы и приемы: беседа, игра, инсцинировка, работа с картой, анкетирование.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия
Организационный момент
Ребята, сегодня мы предлагаем вашему вниманию Устный журнал о правильном и здоровом питании человека.
Актуализация знаний
Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма. Питание – одна из основных потребностей организма человека. Народная мудрость по этому поводу гласит: «Дерево держится своими корнями, а человек – пищей». Но нельзя превращать еду в самоцель. Это вредно для здоровья.
Слайд № 3
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию. Поэтому цель нашего мероприятия - определить, как правильно должен питаться человек.
Для начала проведем анкетирование «Как вы питаетесь?»(приложение 1).
Первая страничка Устного журнала «С миру по нитке» (В мире интересного)
У древних римлян было принято начинать обед куриным яйцом и заканчивать его яблоком. Они считали такое питание полезным для здоровья.
Кроме того, древние римляне употребляли в пищу насекомых. Так, Плиний Старший писал, что в империи особенно ценились личинки жука усача большого дубового (Cerambyx cerdo). Основоположником современной энтомофагии считается итальянец Улиссе Альдрованди. Он упоминал в своих трудах, что насекомых употребляли в пищу в основном в восточных цивилизациях, в первую очередь в Китае.
В современном мире насекомых едят в Мексике, Африке, Юго-Восточной Азии, Австралии. Самыми популярными съедобными насекомыми являются жуки, гусеницы, пчелы, осы, муравьи, кузнечики, саранча, сверчки, цикады, бабочки, мухи. Жареные и сырые кузнечики – едва ли не самое изысканное блюдо для значительной части населения Уганды, в то время как их соседи туареги не едят ничего, что ползает, плавает или летает.
По политической карте мира будем находить местонахождение стран, которые будут упомянуты в рассказе.
Слайд № 4.
В Корее одно из самых больших лакомств – мясо собак. Но кореец не станет есть лягушку, которую так любят французы. Население многих районов Китая и Японии к молоку и ряду молочных продуктов относятся с предупреждением, а большинство народов, населяющих Центральную Азию, с детства и до старости не мыслят своей жизни без молока.
Новгородский купец и путешественник Афанасий Никитин почти 500 лет тому назад писал об Индии: «Индиане же не едят некоторого мяса, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины», а по рецептам гуаньдуньской кухни в Китае для пищи пригодны все, живущие и в воде и на суше, в том числе змеи, полевые мыши, дикие и домашние кошки.
В некоторых районах Вьетнама принято куриное яйцо, обмазанное глиной, сто дней выдержать в земле. В результате ферментации желток и белок превращаются в блестящее желе с весьма специфическими вкусовыми свойствами.
Одно из самых распространенных блюд польской кухни – тушеная белокочанная капуста с мясом (бигус). Но в ряде других стран капусту считаем кормом для животных.
В России, пережившей из-за жестоких неурожаев и войн немало голодных лет, обильная еда с давних пор расценивалась как один главных признаков благополучия человека. Так как значительная часть территории нашей страны находится в умеренных и холодных областях, то для восполнения расхода энергии организмом всегда особо ценилась жирная или богатая углеводами пища.
Слайды № 5, 6, 7.
Какую бы ни пищу принимали народы разных стран, питание должно быть полноценным и должно содержать все необходимые для жизнедеятельности питательные вещества (белки, жиры, углеводы), витамины, макро- и микроэлементы.
Следующая страничка – «Полезные компоненты пищи»
Еще Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей. Поэтому очень важно употреблять полезные продукты, которые включают в себя все необходимые для организма вещества.
Слайд № 8.
Необходимые для организма вещества
витамины Белки жиры углеводы
Белки в продуктах питания – это строительный материал для клеток организма.
Группа продуктов |
Продукты |
Мясо |
Постные не жирные виды мяса: телятина, говядина, баранина |
Птица |
Все виды птицы и дичи (лучше вареные): курица, индейка, утка, гусятина, кролик, фазан и др. |
Рыба и морепродукты |
Различные виды рыбы: треска, камбала, лосось, форель, тунец, макрель, сельдь. |
Молоко и молочные продукты |
Молоко (коровье, козье, соевое) до 2,5% жирности, йогурты, кефир и полужирный и нежирный творог, приготовленный из обезжиренного молока. Сливки и крем, напоминающие сметану, но содержащие меньше жира. |
Сыр |
Все сорта жирностью не более 25%, в т.ч. соевые сыры (тофу) |
Яйца |
Яичные белки |
Твердые фрукты |
Яблоки, хрустящие груши и ананасы |
Экзотические фрукты |
Киви, манго, маракуйа, личи и др. |
Фрукты с косточками |
Абрикосы, вишня, виноград, персики и нектарины |
Фруктовые напитки |
Напитки, приготовленные из фруктов: фруктовые чаи, соки, белое, розовое или красное вино и сидр |
Орехи |
|
Бобовые |
Горох, фасоль, чечевица и др. |
Крупы и злаковые |
Гречка, овес, манка, перловка, макароны, пшено, ржаной и пшеничный хлеб |
Продукты с высоким содержанием углеводов
Содержат более 70 г. углеводов на 100 г. продукта: крахмал, мармелад, мюсли;
Содержат 51 - 70 г. углеводов на 100 г. продукта: белый хлеб, сдобные булочки, печенье, шоколад молочный, шоколадные конфеты, сушки, макароны, лапша яичная, мука, леденцы;
Содержат 31 - 50г. углеводов на 100 г. продукта: ржаной хлеб, геркулес, сухофрукты, шоколад с орехами, горький шоколад, бисквитный торт;
Содержат 21 - 30 г. углеводов на 100 г. продукта: бананы, орехи кешью, сливочное мороженное, фруктовые и ягодные компоты;
Содержат 15 - 20 г. углеводов на 100 г. продукта: эскимо, картофель, соевая мука, овощной, томатный, гороховый супы.
Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии.
Как вы, наверное, уже поняли – полностью отказываться от жиров в своей пище нельзя. Они содержатся в большинстве продуктов питания. Исключение составляют только овощи, зелень, фрукты и ягоды, сахар, мед, соки и алкоголь. Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм.
Жиры жизненно необходимы нашему организму, но в умеренном количестве!
Игра. Ребятам предлагается правильно распределить продукты питания по содержанию белков, жиров и углеводов.
Содержание витаминов в продуктах питания
Витамины группы А. Наибольший объем этих витаминов содержится в дарах моря, сыре, печени, моркови, яйцах, цитрусовых. Кроме того витамин А часто встречается в овощах зеленого цвета.
Витамины группы B. Эти витамины содержатся в таких продуктах питания животного происхождения, как яйца, молоко, мясо, сыр, рыба. Есть они и в продуктах растительного происхождения, а именно в орехах, бобах, грибах, рисе, ростках пшеницы, некоторых фруктах, зеленых овощах и т.д.
Витамины группы D. Продукты, в составе которых есть витамины данной группы: молочные и морепродукты, в особенности жирные сорта рыбы.
Витамины группы Е. Больше всего витаминов находится в продуктах, которые богаты на растительные жиры: орехи, масла, семенах груш, яблок.
Витамины группы С. Чаще всего они встречаются в фруктах, зелени, овощах, шиповнике, облепихе, черной смородине. А вот в продуктах животного происхождения данных витаминов фактически нет.
Внимательно относитесь к собственному рациону, старайтесь постоянно следить за тем, чтоб организм получал все требуемые питательные вещества в продуктах питания.
Слайд № 9.
Инсцинировка «Витаминный алфавит». Учащимся предлагается прочитать стихи про витамины.
Что такое витамины
И зачем они нужны?
Мы вам всем сейчас расскажем,
Витамины ведь важны!
В жизни нам необходимо
Очень много витаминов,
Всех сейчас не перечесть.
Нужно нам побольше есть
Мясо, овощи и фрукты –
Натуральные продукты,
А вот чипсы, знай всегда,
Это вредная еда.
«С» – важнейший витамин,
Всем вокруг необходим,
Лучше средства в мире нет
Укреплять иммунитет.
Каждый день съедай лимон –
Будешь крепок и силен,
Перестанешь ты болеть
И от счастья будешь петь!
Витамины группы «В»
Пользу принесут тебе.
Надо их употреблять,
Чтобы нервы укреплять,
Улучшать обмен веществ,
Уменьшать излишний вес.
Кстати, сбросить лишний вес
Можно вовсе без чудес.
Меньше кушать, больше спать,
Брейк активно танцевать.
Чтобы зренье сохранить,
Витамин «А» нужно пить.
Он нам роста добавляет,
Волосы и ногти укрепляет!
Если быстро ты устал,
На уроках засыпал,
Витамины «В» попей –
Жизнь будет веселей!
А иммунную систему
Будем все мы укреплять,
И для этого всегда
Витамин «С» принимать!
От простуды помогает
Витамин нам «С» всегда.
Он в капусте и в моркови,
В ягодах он и в лимоне!
Кости тоже укрепляй,
Витамин «Д» принимай.
Есть он в солнечных лучах,
В рыбе, яйцах, овощах!
Витаминный алфавит
Изучи ты с детства.
Чтоб ангину и рахит,
Не получить в наследство.
Витаминов очень много,
Как в них разобраться?
К доктору всегда, друзья,
Нужно обращаться!
Третья страничка Устного журнала «Пищевые добавки в продуктах питания»
Пищевые добавки — вещества, добавляемые в продукты питания для придания им желаемых свойств, например, определённого аромата (ароматизаторы), цвета (красители), длительности хранения (консерванты), вкуса, консистенции.
Слайд № 10.
Особое внимание уделяйте добавкам, которые выделены в таблице красным цветом – они очень опасны и запрещены. При нахождении таковых в составе продуктов питания сразу же отказывайтесь от покупки. Избегайте продуктов с опасными добавками, отмеченных желтым цветом. Средний уровень опасности должен насторожить покупателя о небезопасности. С «подозрительными» и не имеющими разрешения добавками также не стоит экспериментировать.
Красители (Е100-Е199)
Консерванты (E200—E299)
Антиокислители (E300—E399)
Стабилизаторы (E400—E499)
Эмульгаторы (E500—E599)
Усилители вкуса и аромата (E600—E699)
Глазирующие агенты, улучшители хлеба и муки, пеногасители, придающие продуктам приятный внешний вид (E900—E999)
Давайте выясним, какие типы добавок наиболее часто встречаются в продуктах питания и как влияют эти добавки на организм.
Слайд № 11.
Тип добавок |
Значение добавок |
Воздействие на организм |
Е 1** - красители |
1.Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения. 2. Для окрашивания бесцветных продуктов. 3.Для повышения интенсивности цвета. 4. Применяется при подделке продуктов. |
Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, концарогенное действие (Е 131-142, 153). Запрещенные Е 102, 110, 120, 123, 124, 127, 155. |
Е 2** - консерванты |
Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов. |
Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота-аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимые соотношения микрофлоры в кишечнике. Вредные для кожи: Е230-232, 238. Вызывают расстройство кишечника: Е221, 226. Влияют на давление: Е250,Е251. Опасные: Е201, 222-224, 233, 270. |
Е 3** - антиокислители |
1.Защищают жиросодержащие продукты от прогорания. 2.Останавливают самоокисление продуктов. |
Вызывают сыпь: Е311-313. Вызывают расстройство кишечника Е338-341. Повышают холестерин Е320-322 |
Е 4** - загустители |
1.Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучают и сохраняют их структуру. 2.Используется в производстве мороженного, желе, консервов и майонеза. |
Впитывают вещества независимо от полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными. Вызывают расстройство кишечника: Е-407, 450, 462, 465, 466. |
Е 5** - эмульгаторы |
1.Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость. 2.Используется в производстве маргарина, колбасного фарша, кондитерских и хлебобулочных изделиях. |
Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохому усвоению кальция, развитию остеопороза. Опасные: Е501-503, 510, 513, 527, 560. |
Е 6** - усилители |
1.Для усиления выраженного вкуса и аромата. 2.Придают ощущение жирности и низкокалорийным йогуртам и мороженому. 3.Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе. 4. Подсластители. |
Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет. Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря. Глутаминовая кислота превращается в аминомасляную, которая является возбудителем ЦНС. Канцерогенные: Е626-630, 635. Опасные: Е620, 636, 637 |
Большинство пищевых добавок содержится в полуфабрикатах, продуктах быстрого приготовления.
Практическая работа в группах или парах: по выданным этикеткам различных продуктов (чипсы, лимонад, кириешки, конфеты и т.д.) найти пищевые добавки и определить значение добавок и воздействие на организм.
Следовательно, не стоит злоупотреблять ими. Постарайтесь максимально ограничить употребление продуктов с искусственными красителями, ароматизаторами, консервантами и стабилизаторами. Нужно постараться свести количество всей этой гадости к минимуму.
Слайд № 12
Четвертая страница журнала «Проверь себя»
Слайд № 13, 14.
Выполним задание: из данного списка продуктов выберите полезные и неполезные продукты питания для организма человека. Постараемся ответить, какие продукты и почему вы их отнесли к группе «Неполезные продукты».
Полезные продукты содержат все питательные вещества и витамины. Неполезные продукты содержат – пищевые добавки.
Вы не пейте газировку,
Ведь она вредит здоровью.
А попейте лучше квас –
Он полезней во много раз!
Ешьте овощи и фрукты –
Они полезные продукты.
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроение.
Кушай овощи, дружок,
Будешь ты всегда здоров!
Выводы: слайд № 15
Ребята, изменится ли ваше питание после сегодняшнего мероприятия?
Следите за тем, чтобы ваш организм получал все требуемые питательные вещества в продуктах питания: белки, жиры, углеводы, витамины.
Постарайтесь максимально ограничить употребление продуктов с пищевыми добавками: искусственными красителями, ароматизаторами, консервантами и стабилизаторами.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Пальцев А.И. О питании и здоровье. Новосибирск, 2004.
2. http://omp.ucoz.com/index/stikhi_o_zdorovom_obraze_zhizni/0-392
3. http://sila-priroda.ru/zdorovoe-pitanie-shkolnika.php
4. Якушин Е.А. Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
5. Покровский А. А. Беседы о питании. Москва, 1984.
6. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. Москва, 1986.
Приложение 1
Анкетирование «Как вы питаетесь?»
Сколько раз в день вы едите?
Завтракаете ли дома перед уходом в школу?
Едите ли на ночь?
Употребляете ли в пищу овощи, фрукты, молочные продукты?
Любите ли рыбу и рыбные блюда?
Какие напитки предпочитаете?
Любите ли сладости?
Нравится ли вам еда в школьной столовой?
Какие блюда добавили бы в рацион школьного питания?
Какие блюда бы исключили из школьного питания?