Рабочая программа базового уровня по предмету «Физика» (11 класс)

0
0
Материал опубликован 16 February 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа базового уровня составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева «Физика для общеобразовательных учреждений 10-11 классы» (Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10 -11 классы. / сост. П. Г. Саенко, В. С.Данюшенков, О. В. Коршунова и др. –М.: Просвещение, 2009. –160 с.. Сборник нормативных документов. Физика. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.:).

Цель изучения физики 10 класса - освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы.

В задачи обучения физике входит:

образовательные:

- формировать умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

-использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

развивающие:

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- овладевать умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости

воспитательные:

формировать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовность к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

Межпредметные связи:

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ.

Формы текущего контроля: контрольная, проверочная, самостоятельная работы, тематические тесты, устный опрос, физический диктант, наблюдение, работа по дидактическим материалам, зачеты.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часов неделю.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения физики на общеобразовательном уровне выпускник должен

знать/понимать

- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

- смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

- применять полученные знания для решения физических задач;

- определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

- измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио-и телекоммуникационной связи;

- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды;

- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

 

Календарно-тематический план11 класс

№ П\п

№ урока, тема

Кол-во часов всего

Контрольные, лабораторные, практические работы

Дата по плану

Дата фактически

Д/з

 

Электродинамика (продолжение)

6

       

1

Стационарное магнитное поле

1

     

§ 1, 2

2

Сила ампера

1

     

§ 3—5; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 24, 25

3

Наблюдение действия магнитного поля на ток (лабораторная работа 9/1)

1

     

Изучить инструкцию к лабораторной работе 1 в учебнике

4

Сила лоренца

1

     

Рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 25 и упражнение 1, вопрос 4

5

Магнитные свойства вещества

1

     

§ 7

6

Зачет по теме «стационарное магнитное поле»

1

       
 

Электромагнитная индукция

4

       

7

Явление электромагнитной индукции

1

     

§ 8, 9

8

Направление индукционного тока. Правило ленца

1

     

§ 10

9

Изучение явления электромагнитной индукции (лабораторная работа )

1

     

Изучить инструкцию к лабораторной работе 2 в учебнике

10

 

1

       
 

Колебания и волны

10

       
 

Механические колебания

1

       

11

Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника (лабораторная работа )

1

     

Изучить инструкцию к лабораторной работе 3 в учебнике

 

Электромагнитные колебания

3

       

13

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

1

     

§ 29

14

Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний

1

     

Упражнение 4, вопросы 1—3; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 110

15

Переменный электрический ток

1

     

§ 31, 37; упражнение 4, вопросы 4, 5 и упражнение 5, вопросы 1, 2

 

Производство, передача и использование электрической энергии

2

       

16

Трансформаторы

1

     

§ 38; упражнение 5, вопросы 3—7

17

Производство, передача и использование электрической энергии

1

     

§ 39—41; краткие итоги главы 5

 

Механические волны

1

       

18

Волна. Свойства волн и основные характеристики

       

§ 42—46, 48, 54

 

Электромагнитные волны

3

       

19

Опыты герца

1

     

§ 49, 50

20

Изобретение радио а. С. Поповым. Принципы радиосвязи

1

     

§ 51—53

21

контрольная работа по теме «колебания и волны», коррекция

1

       
 

Оптика

13

       
 

Световые волны

7

       

22

Введение в оптику

1

     

Введение в оптику.

23

Основные законы геометрической оптики

1

     

§ 60—62; рассмотреть примеры решения задач 1—6 на с. 187—191

24

Экспериментальное измерение показателя преломления стекла (лабораторная работа )

1

     

Изучить инструкцию к лабораторной работе 4 в учебнике

25

Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (лабораторная работа )

1

     

Изучить инструкцию к лабораторной работе 5 в учебнике

26

Дисперсия света

1

     

§ 66

27

Измерение длины световой волны (лабораторная работа )

1

     

Изучить инструкцию к лабораторной работе 6 в учебнике

28

Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света (лабораторная работа )

1

       
 

Элементы теории относительности

3

       

29

Элементы специальной теории относительности. Постулаты эйнштейна

1

     

§ 75—78; упражнение 11, вопросы 1, 4.

30

Элементы релятивистской динамики

1

     

§ 79, 80; упражнение 11, вопросы 2, 3

31

Обобщающе-повторительное занятие по теме «элементы специальной теории относительности»

1

     

Краткие итоги главы 9

 

Излучение и спектры

3

       

32

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений

1

     

§ 81—87; краткие итоги главы 10

33

Решение задач по теме «излучение и спектры» с выполнением лабораторной работы «наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

     

Изучить инструкцию к лабораторной работе 7 в учебнике

34

Контрольная работа по теме «оптика»

1

       
 

Квантовая физика

13

       
 

Световые кванты

3

       

35

Законы фотоэффекта

1

     

§ 88, 89

36

Фотоны. Гипотеза де бройля

1

     

§ 90; упражнение 12, вопросы 3, 7

37

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света

1

     

§ 92, 93

 

Атомная физика

3

       

38

Квантовые постулаты бора. Излучение и поглощение света атомом

1

       

39

Лазеры

1

     

§ 97

40

Зачет по темам «световые кванты», «атомная физика», коррекция

1

       
 

Физика атомного ядра. Элементарные частицы

7

       

41

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (лабораторная работа )

1

     

Идентификация элементарной частицы по ее треку. Определение по трекам микрообъектов их некоторых свойств: энергии, импульса, заряда, удельного заряда. Роль физической теории для интерпретации результатов эксперимента.

42

Радиоактивность

1

     

§ 99—101

43

Энергия связи атомных ядер

1

     

§ 106; упражнение 14, вопрос 5

44

Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция

1

     

§ 109, 110; упражнение 14, вопрос 7

45

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений

1

     

§ 112—114

46

Элементарные частицы

1

     

§ 115—117

47

Контрольная работа по теме «физика ядра и элементы фэч»

1

       
 

Значение физики для развития мира
      и развития производительных сил общества

1

       

48

Физическая картина мира

1

     

§ 117

 

Строение и эволюция вселенной

10

       

49

Небесная сфера. Звездное небо

1

       

50

Законы кеплера

1

       

51

Строение солнечной системы

1

       

52

Система земля — луна

1

       

53

Общие сведения о солнце, его источники энергии и внутреннее строение

1

       

54

физическая природа звезд

1

       

55

Наша галактика

1

       

56

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение

1

       

57

Жизнь и разум во вселенной

1

       

58-68

Обобщающее повторение

11

       

При реализации рабочей программы используется УМК:

- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика 10 класс, базовый и профильный

уровень» -М.: Просвещение, 2010 г.

- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. «Физика. 11 класс, базовый и профильный

уровень» -М.:Просвещение, 2010 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.