Рабочая программа по предмету «Физическая культура» (11 класс, девушки)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету физической культуре в 11 A» девушки классе разрабатывается с целью: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
3. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Усолье – Сибирское на 2015-2016 уч. год от 01 июня 2015 г., пр. № 348
4. Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Усолье – Сибирское Иркутской области, утверждённая приказом от «07» июля 2015 г. № 365
5. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» от 28 июня 2015 г.
пр. № 338
6. Авторской программы В. И. Лях «Физическая культура» (Москва, Просвещение 2010)
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе комплексной программы «Физическое воспитание 1-11 классы»
под редакцией В.И. Ляха, А. А. Зданевича, 2010 (Приказ № 822 от 23.12.2009г)
Отличительной особенностью программы является введение третьего часа на преподавание учебного предмета «Физическая культура», который введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент(лыжная подготовка заменяется кроссовой).
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1-11 классов – 1119 часов; для обучающихся 11 «А»девушки класса программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю; в том числе проведение 5 обобщающих уроков (формы: зачёт и тестирование)
1 четверть – Лёгкая атлетика
2 четверть – Гимнастика
3 четверть – Спортивные игры, (волейбол)
3 четверть – Спортивные игры, (баскетбол)
4 четверть – Легкая атлетика (кроссовая подготовка)
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная и индивидуальная работа с учащимися.
Методами, используемыми при реализации рабочей программы по физической культуре для обучающихся 11«А» девушки класса, стали:
- словесные, наглядные, практические.
В преподавании уроков физической культуры используются следующие технологии:
1. Здоровьесберегающая технология
2. Игровая технология (школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект)
3. Учебное сотрудничество.
4. Элементы развивающего обучения.
Система оценивания учащихся.
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результатыхарактеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели.
Качественными показателями успеваемости являются: степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, способствует приобщение каждого школьника к ценностям физической культуры.
К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической подготовленности (развитие основных физических качеств - способностей).
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся и сформированности качественных универсальных способностей. Особое внимание заслуживает систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Дляпроверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются такие формы контроля, как стартовый, текущий, периодический, итоговый. Способами и средствами проверки и оценки результатов обучения стали фронтальный и индивидуальный опрос, работа с таблицей, тестирование, работа с карточками, контрольная работа.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Лях В.И. Физическая культура. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2.Общая характеристика предмета, курса
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Рабочая программа по физическому воспитанию для обучающихся 11 «А» девушки класса объединяет урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создаёт благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане учреждения
Учебный предмет «Физическая культура» для обучающихся 11«А» девушки класса находится в обязательной части Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» на 2015-2016 учебный год, в предметной области «Физическая культура» на который отводится 3 часа в неделю (34 учебных недели) – 102 часа в год.Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Срок реализации данной рабочей программы 2015-2016 учебный год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При реализации рабочей программы по физической культуры в 11«А»девушки классе используются следующие ценностные ориентиры:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре;
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание учебного предмета биология, курса 11 А девушки класса соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
№ п/п |
Название раздела |
Содержание учебного материала |
Название лабораторных и практических работ |
Кол-во часов |
|||
1. |
Раздел I. Легкая атлетика |
Знать, применять и выполнять: специально беговые упражнения, терминологию спринтерского бега, высокий старт, финиширование правила соревнования в спринтерском беге Прыжки в длину с 7-9 шагов, подбор с разбега, отталкивание, метание мяча. бегать с максимальной скоростью на дистанцию 60 м., прыгать в длину с разбега, метать мяч в мишень и на дальность пробегать среднюю беговую дистанцию |
1 четверть – Лёгкая атлетика (практическая часть) Тестирование (теоритическая часть) |
11 часов |
|||
2. |
Раздел 2. Кроссовая подготовка |
Знать, применять и выполнять: Уметь бегать в равномерном темпе до 20 мин. |
2 четверть Тестирование (теоретическая часть) Тестирование (практическая часть) |
9 часов |
|||
3. |
Раздел 3. Гимнастика |
Знать, применять и выполнять: Уметь выполнять строевые упражнения, висы, выполнять упорный прыжок, выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации |
2 четверть – Гимнастика(практическая часть) Тестирование (теоритическая часть) |
18 часов |
|||
4. |
Раздел 4. Спортивные игры. Волейбол |
Знать, применять и выполнять: Играть в волейбол по упрощенным правилам; выполнять технические приемы |
3 четверть – Спортивные игры, (волейбол)(практическая часть) Тестирование (теоритическая часть) |
18 часов |
|||
5. |
Раздел 5. Спортивные игры. Баскетбол |
Знать, применять и выполнять: Играть в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять технические приемы |
3 четверть – Спортивные игры, (баскетбол)(практическая часть) Тестирование (теоритическая часть) |
27 часов |
|||
6. |
Раздел 6. Кроссовая подготовка |
Знать, применять и выполнять: Уметь бегать в равномерном темпе до 20 мин. |
4 четверть – Легкая атлетика (кроссовая подготовка)(практическая часть) Тестирование (теоритическая часть |
9 часов |
|||
7. |
Раздел 7. Лёгкая атлетика |
Знать, применять и выполнять: Уметь бегать с максимальной скоростью (60 м), метать мяч в мишень и на дальность |
10 часов |
||||
Итого: |
5 часов |
102 часа |
Результаты обучения (в классах, реализующих федеральный компонент образовательного стандарта)
Результаты обучения по предмету физическая культура ,в 11 А девушки класса спланированы в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», а также в соответствии с учебно- методическим комплектом Ляха В.И.
Планируемые результаты обучения (освоения учебного предмета, курса)
(в классах, реализующих федеральный компонент образовательного стандарта)
№ п/п |
Название раздела |
Результаты обучения |
||
Ученик должен знать |
Ученик должен уметь |
Ученик должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
||
1. |
Раздел 1. Легкая атлетика |
Основы истории развития физической культуры в легкой атлетике, терминология, правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике, техника безопасности при проведении соревнований и занятий Правила ТБ, терминология, |
Уметь бегать с максимальной скоростью (60 м), метать мяч в мишень и на дальность, прыгать в длину (способом согнув ноги) |
Выносливость, физические качества, быть в хорошей физической форме, ввести здоровый образ жизни |
2. |
Раздел 2. Кроссовая подготовка |
Как выполнять беговые упражнения , Правила и организация проведения соревнований по кроссу Правила ТБ, терминология, |
Уметь: бегать в равномерном темпе до 20 мин |
Укрепление здоровья и повышение физической подготовленности. Для развития скоростных способностей |
3. |
Раздел 3. Гимнастика |
Правила ТБ, терминология, |
Выполнять основные гимнастические упражнения |
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости |
4. |
Раздел 4. Спортивные игры. Волейбол |
Правила ТБ, терминология, правила . |
Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам; выполнять технические приемы |
Играть в волейбол на природе, быть в хорошей физической форме |
5. |
Раздел 5. Спортивные игры. Баскетбол |
Правила ТБ, терминология, правила. |
Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять технические приемы |
Играть в баскетбол на улице, спортивных площадках, быть в хорошей физической форме |
6. |
Раздел 6. Кроссовая подготовка |
Как выполнять беговые упражнения , Правила и организация проведения Правила ТБ, терминология, |
Уметь: бегать в равномерном темпе до 20 мин |
|
7. |
Раздел 7. Лёгкая атлетика |
Основы истории развития физической культуры в легкой атлетике, терминология, правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике, техника безопасности при проведении соревнований и занятий Правила ТБ, терминология, |
Уметь бегать с максимальной скоростью (60 м), метать мяч в мишень и на дальность, прыгать в длину (способом согнув ноги) |
Выносливость, физические качества, быть в хорошей физической форме, ввести здоровый образ жизни |
Решение о достижении обучающимся планируемых результатов делается на основе накопленной в течение учебного года оценки различных учебных достижений.
Система контроля
оценки освоения планируемого содержания образования
(в классах, реализующих федеральный компонент образовательного стандарта)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Формы контроля оценки освоения планируемого содержания образования, дата проведения* |
1. |
Раздел 1. Легкая атлетика |
Стартовый – мониторинг физического воспитания (сентябрь – октябрь) 1 четверть – Лёгкая атлетика (практическая часть) Тестирование (теоритическая часть) |
2. |
Раздел 2. Кроссовая подготовка |
|
3. |
Раздел 3. Гимнастика |
2 четверть – Гимнастика (практическая часть) Тестирование (теоритическая часть) |
4. |
Раздел 4. Спортивные игры. Волейбол |
3 четверть – Спортивные игры, (волейбол) (практическая часть) Тестирование (теоритическая часть) |
5. |
Раздел 5. Спортивные игры. Баскетбол |
3 четверть – Спортивные игры, (баскетбол) (практическая часть) Тестирование (теоритическая часть) |
6. |
Раздел 6. Кроссовая подготовка |
4 четверть – Легкая атлетика (кроссовая подготовка) (практическая часть) Тестирование (теоритическая часть |
7. |
Раздел 7. Лёгкая атлетика |
Итоговый – мониторинг физического воспитания (май) |
Система оценивания учащихся.
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результатыхарактеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели.
Качественными показателями успеваемости являются: степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, способствует приобщение каждого школьника к ценностям физической культуры.
К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической подготовленности (развитие основных физических качеств - способностей).
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся и сформированности качественных универсальных способностей. Особое внимание заслуживает систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Отметка по физической культуре будет играть стимулирующую и воспитывающую роль
только в том случае, если учитель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определенное время. Иначе говоря, ориентироваться надо не на наличный уровень развития физических качеств, а на темп (динамику) изменения их за определенный период (Каинов А.Н. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания обучающихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Рабочие программы. М.: Просвещение, 2012).
Критерии оценки владения способами осуществлять физкультурно-оздоровительную
деятельность:
«5» - обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений,
направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности, может самостоятельно организовывать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, проконтролировать ход выполнения заданий и оценить его;
«4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной
физкультурно-оздоровительной деятельности;
«3» - допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на
развитие конкретной физической (двигательной) способности. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги задания;
«2» - обучающийся не владеет умением осуществлять различные виды физкультурно-
оздоровительной деятельности.
Критерии оценки техники владения двигательными действиями, умениями и навыка-
ми:
«5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), в надлежащем
темпе, легко и четко;
«4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблю-
дается некоторая скованность движений;
«3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая
или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному выполнению;
«2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Критерии оценки успеваемости по основам предметных знаний:
«5» - обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его
излагает, приводит примеры из практики или своего опыта;
«4» - в ответе содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки;
«3» - в ответе отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в освоении
материала, нет должной аргументации и умения применить знания в своем опыте;
«2» - обучающийся не понимает материал программы.
Решение о проведении итоговой контрольной работы по данному предмету принимается руководителемУчреждения. Возможен вариант самостоятельного выбора данного контроля (по желанию обучающегося и его родителя, опекуна).
Инструментарием для итогового контроля являются тестовые задания, иллюстрирующие особенности оценки достижения планируемых результатов по разделам программы.
8.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ |
Наименования объектов и средств |
Количество |
|
Лавочкигимнастические |
8 |
|
Баскетбольные кольца |
2 |
|
Шведская стенка |
4 |
|
Гимнастический козел |
1 |
|
Канат железный |
1 |
|
Канат |
1 |
|
Баскетбольные мячи |
5 |
|
Волейбольные мячи |
5 |
|
Маты |
20 |
|
Резиновые мячи |
2 |
|
Мячи для метания |
2 |
|
Лыжи (с палками) |
20 |
|
Лягушки для опорных прыжков |
2 |
9. Перечень учебно- методического обеспечения
№ п/п |
Автор |
Название учебника, учебно – методического пособия |
Место и год издания |
Федеральный перечень, год утверждения* |
1 |
В.И. Лях, А. А. Зданевич |
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе комплексной программы «Физическое воспитание 1-11 классы» |
Волгоград «Учитель» 2010, 2014 |
Приказ № 822 от 23.12.2009г |
2 |
Лях В.И |
Физическая культура. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. |
Москва « Просвещение» 2010. |
Распределение учебного времени
реализации программного материала
по физической культуре 11«А» девушки классы
№ |
Вид программного материала |
1 |
Базовая часть |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
1.2 |
Спортивные игры (волейбол) |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
1.4 |
Легкая атлетика |
1.5 |
Кроссовая подготовка |
2 |
Вариативная часть |
2.1 |
Баскетбол |
Итого |
1.Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
11 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.2. Социально-психологические основы.
11 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
1.3. Культурно-исторические основы.
11 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
1.4. Приемы закаливания.
11 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка)
Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
Пользование баней.
1.5. Подвижные игры.
Волейбол
11 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.6. Гимнастика с элементами акробатики.
11 классы.Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений..Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
1.7. Легкоатлетические упражнения.
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
1.8. Кроссовая подготовка.
11 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
2. Демонстрировать.
– на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;
– на обучение основам базовых видов двигательных действий;
– на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
– на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
– на углубленное представление об основных видах спорта;
– на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
– на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
– на содействие развития психических процессов и обучение психическойсаморегуляции.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
– Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
– Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751;
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 1507-р.
– Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г. № 322;
– Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236;
– О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30–51–197/20.
О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных классов 9 и 11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11.1985 г № 317.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каинов, А. Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А. П. Матвеева) / А. Н. Каинов. – Волгоград : ВГАФК, 2003. – 68 с.
2. Каинов, А. Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету «Физическая культура» в основной школе на основе баскетбола : программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А. Н. Каинов, Н. В. Колышкина. – Волгоград : ВГАФК, 2005. – 52 с.
3. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся : 1–11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич // Физкультура в школе. – 2004. – № 1–8.
4. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2011.
5. Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г. И. Погадаев ; под ред. Л. Б. Кофмана. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
6. Настольная книга учителя физической культуры : справ.-метод. пособие / сост. Б. И. Мишин. – М. : ООО «Изд-во АСТ» : ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.
7. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. – М. : Дрофа, 2001. – 128 с.
8. Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ // Физкультура в школе. – 2006. – № 6.
9. Физическое воспитание учащихся 10–11 классов : пособие для учителя / под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М. : Просвещение, 1998. – 112 с.