12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карасева Ирина Дмитриевна1175
Учитель физики высшей категории. Имею звание "Старший учитель". Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин, физической культуры и ОБЖ. Педагогический стаж работы 28 лет
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск
Материал размещён в группе «Учителя физики»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 18»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГУ «ЛШ №18»

__________ГОНТАРЬ О. В.

 

«____»_____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

базовый уровень

8 класс

Составитель рабочей программы:

Карасёва Ирина Дмитриевна

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязей между ними;

формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе следующих документов:

Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочие программы по физике. 7-11 классы/ Под ред. Л. М. Корневич. – М.: ИЛЕКСА, 2012.

Авторская программа учителя МОУ Яльгелевская ООШ Ломоносовского района Ленинградской области Дроновой Н.В., составленная на основе авторской программы курса «Физика. 7-9 класс»: Авторы В.В.Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев, - М.: Просвещение, 2011.

Учебная программа 8 класса рассчитана на 85 часов по 2,5 часа в неделю.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем обязательного минимума содержания общего образования, показывает последовательность изучения разделов физики, адаптировано к учебнику «Физика. 8 класс» авторов В.В. Белага, И.А. Ломаченкова, Ю.А. Панебратцева и определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.

По программе за год учащиеся должны выполнить 6 контрольных работ и

13 лабораторных работ.

Задачи курса:

Образовательные:

усвоение знаний о том, что:

все тела состоят из частиц, находящихся в непрерывном хаотическом движении, называемом тепловым. Мерой средней кинетической энергии молекул является температура. Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией. При переходе механической энергии во внутреннюю полная энергия сохраняется. Изменить внутреннюю энергию можно, либо совершив работу, либо посредством теплопередачи. Известны три способа теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется количеством теплоты;

в зависимости от условий вещество может находиться в различных агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вещество может переходить из одного состояния в другое, при этом изменение агрегатного состояния сопровождается поглощением или выделением некоторого количества теплоты. В природе происходят следующие процессы перехода вещества из одного состояния в другое: плавление и кристаллизация, парообразование и конденсация, сублимация и десублимация;

при сгорании топлива выделяется энергия. Тепловые двигатели преобразуют внутреннюю энергию топлива в механическую. Отношение полезной работы, совершенной тепловым двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя, называют коэффициентом полезного действия. Существуют различные виды тепловых двигателей, различающихся устройством и КПД;

величину, характеризующую способность тела участвовать в электрических взаимодействиях, называют электрическим зарядом. Электрический заряд может быть сообщен телам при электризации. Заряды бывают двух видов. Существует наименьшая порция электрического заряда, далее уже неделимая, - элементарный заряд. Электрон – частица-носитель элементарного заряда. Электрическое поле – особый вид материи, существующий вокруг заряженных тел. По своим проводящим свойствам вещества делятся на проводники и диэлектрики;

явление, заключающееся в возникновении упорядоченного движения заряженных частиц в веществе под действием электрического поля, называют электрическим током. Для существования тока в цепи необходим источник. Характеристиками электрического тока являются сила тока, напряжение. Свойство проводника препятствовать протеканию по нему тока называют электрическим сопротивлением. Закон Ома устанавливает взаимосвязь между характеристиками электрического тока для участка цепи;

сопротивление проводника определяется его геометрическими размерами и материалом, из которого он изготовлен. Различают последовательное и параллельное соединения элементов электрической цепи. Энергию движущихся электрических зарядов принято называть энергией электрического тока или электрической энергией. При протекании тока по цепи происходит превращение электрической энергии в тепловую, описываемое законом Джоуля-Ленца;

вокруг движущихся зарядов существует магнитное поле. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами. Магнитное поле действует с некоторой силой на любой проводник с током, находящийся в этом поле. Направление силы Ампера может быть определено по правилу левой руки;

определение положения тела в любой момент времени является основной задачей механики. Кинематика – раздел механики, занимающийся описанием движения тел без выяснения причин, вызвавших это движение. Для того чтобы описать движение, необходимо выбрать систему отсчета. Если при движении тела все его точки движутся одинаково, то это – поступательное движение. Перемещение, скорость, ускорение – векторные величины, используемые для описания движения;

раздел механики, изучающий причины, вызывающие механическое движение тел, называется динамикой. В основе динамики лежат три закона Ньютона. Первый закон Ньютона постулирует существование инерциальных систем отсчета. Второй закон ньютона связывает характеристики, используемые для описания движения в инерциальных системах отсчета: силу, ускорение, массу. Третий закон Ньютона гласит, что любое действие одного тела на другое всегда сопровождается равным противодействием, т.е. силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. Для описания движения нескольких тел иногда удобно воспользоваться законами сохранения, например законом сохранения импульса.

Развивающие:

формирование умений наблюдать, работать с физическими приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы;

развитие творческого мышления и инициативу;

развитие мыслительных аналитико-синтетических способностей учащихся.

Воспитательные:

формирование понимания необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

формирование личностных качеств — таких, как целеустремленность, последовательность, настойчивость, критичность.

В ходе изучения курса физики в 8 классе приоритетами являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов:

наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства,

законы, теории;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и

экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать

точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть

возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение

оптимального соотношения цели и средств.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Класс: 8

Предмет: физика

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

1.

Внутренняя энергия

11

2.

Изменения агрегатного состояния вещества

10

3.

Тепловые двигатели

5

4.

Электрическое поле

5

5.

Электрический ток

12

6.

Расчёт характеристик электрических цепей

13

7.

Магнитное поле

7

8.

Основы кинематики

9

9.

Основы динамики

10

 

Итоговое повторение

3

 

Всего:

85

Содержание курса

Тепловые явления (26 часов)

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

Принцип действия термометра.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путём излучения.

Явление испарения.

Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Измерение удельной тёплоёмкости твёрдого тела.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Измерение влажности воздуха.

Электрические явления (30 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Закон сохранения электрических зарядов.

Проводники и изоляторы.

Источники постоянного тока.

Измерение силы тока амперметром.

Измерение напряжения вольтметром.

Реостат и магазин сопротивлений.

Лабораторные работы

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Регулирование силы тока реостатом.

Изучение последовательного соединения проводников.

Изучение параллельного соединения проводников.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Магнитные явления (7 часов)

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Демонстрации

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Механические явления (19 часов) Основы кинематики (9 часов)

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.

Свободное падение тел.

Равноускоренное прямолинейное движение.

Реактивное движение.

Лабораторные работы

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Основы динамики (10 часов)

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации

Явление инерции.

Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.

Третий закон Ньютона.

Явление невесомости.

Итоговое повторение (3 часа)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;

смысл физических законов: Ньютона, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

Раздел 1. Тепловые явления (26 ч)

Внутренняя энергия (11 ч)

1

1

Техника безопасности во время уроков физики. Тепловое состояние тел. Температура и её измерение.

     

2

2

Тепловое движение. Внутренняя энергия и способы её изменения.

     

3

3

Виды теплопередачи.

     

4

4

Инструктаж по ТБ. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Л.р. № 1 (демонстрационная).

     

5

5

Способы изменения внутренней энергии. Проверочный тест.

     

6

6

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

     

7

7

Количество теплоты. Решение задач.

     

8

8

Инструктаж по ТБ. Измерение удельной теплоемкости вещества. Л.р. №2.

     

9

9

Тепловой баланс.

Инструктаж по ТБ. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Л. р. №3.

     

10

10

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Решение задач.

     

11

11

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Контрольная работа №1.

     

Изменения агрегатного состояния вещества (10 ч)

12

1

Анализ контрольной работы. Агрегатные состояния вещества.

     

13

2

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

     

14

3

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Решение задач.

     

15

4

Испарение и конденсация. Кипение. Насыщенный пар. Удельная теплота парообразования.

     

16

5

Испарение и конденсация. Решение задач.

     

17

6

Влажность воздуха и способы её измерения.

     

18

7

Влажность воздуха.

Инструктаж по ТБ. Определение влажности воздуха. Л.р. №4. (демонстрационная)

     

19

8

Решение задач на составление уравнения теплового баланса.

     

20

9

Решение задач на составление уравнения теплового баланса.

     

21

10

Изменения агрегатного состояния вещества. Контрольная работа №2.

     

Тепловые двигатели (5 ч)

22

1

Анализ контрольной работы. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

     

23

2

Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания.

     

24

3

Паровая турбина. Холодильные машины.

     

25

4

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.

     

26

5

Тепловые машины и экология. Обобщающий урок. Проверочный тест

     

Раздел 2. Электрические явления (30 ч)

Электрическое поле (5 ч)

27

1

Электризация тел. Два рода электрического заряда.

     

28

2

Электрическое поле. Взаимодействие заряженных тел.

     

29

3

Природа электризации тел. Закон сохранения заряда.

     

30

4

Электрическое поле. Электрические явления в природе и технике.

     

31

5

Электрическое поле. Проверочный тест.

     

Электрический ток (12 ч)

32

1

Электрический ток и его действия. Источники электрического тока.

     

33

2

Электрический ток в различных средах.

     

34

3

Электрическая цепь и её элементы. Сила тока и её измерение.

     

35

4

Инструктаж по ТБ. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках. Л.р. №5.

     

36

5

Электрическое напряжение и его измерение.

     

37

6

Инструктаж по ТБ. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Л.р. №6.

     

38

7

Сила тока. Электрическое напряжение. Решение задач.

     

39

8

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

     

40

9

Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

     

41

10

Инструктаж по ТБ. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Л.р. №7.

     

42

11

Электрический ток. Решение задач

     

43

12

Электрический ток. Контрольная работа № 3.

     

Расчёт характеристик электрических цепей (13 ч)

44

1

Анализ контрольной работы. Зависимость сопротивления от размеров и материала проводника.

     

45

2

Реостат.

Инструктаж по ТБ. Регулирование силы тока реостатом. Л.р. №8 (демонстрационная).

     

46

3

Последовательное и параллельное соединение проводников.

     

47

4

Последовательное соединение проводников. Решение задач.

     

48

5

Инструктаж по ТБ. Изучение последовательного соединения проводников. Л.р. №9.

     

49

6

Параллельное соединение проводников. Решение задач.

     

50

7

Инструктаж по ТБ. Изучение параллельного соединения проводников. Л.р. №10.

     

51

8

Смешанное соединение проводников. Решение задач.

     

52

9

Смешанное соединение проводников. Решение задач.

     

53

10

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

     

54

11

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Решение задач.

     

55

12

Инструктаж по ТБ. Измерение работы и мощности электрического тока. Л.р. №11.

     

56

13

Расчёт характеристик электрических цепей. Контрольная работа № 4.

     

Раздел 3. Магнитные явления (7 ч)

Магнитное поле (7 ч)

57

1

Анализ контрольной работы. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током.

     

58

2

Электромагниты.

Инструктаж по ТБ. Сборка электромагнита и испытание его действия. Л.р. №12. (демонстрационная).

     

59

3

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

     

60

4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

     

61

5

Магнитное поле. Решение задач

     

62

6

Магнитное поле. Решение задач

     

63

7

Магнитное поле. Проверочный тест

     

Механические явления (19 ч)

Основы кинематики (9 ч)

64

1

Равномерное прямолинейное движение. Система отсчёта. Перемещение.

     

65

2

Перемещение и описание движения. Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

     

66

3

Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.

     

67

4

Ускорение и скорость при равнопеременном движении.

     

68

5

Перемещение при равнопеременном движении.

     

69

6

Равнопеременное движение. Решение задач.

     

70

7

Инструктаж по ТБ. Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения. Л.р. № 13.

     

71

8

Основы кинематики. Решение задач

     

72

9

Основы кинематики. Контрольная работа № 5.

     

Основы динамики (10 ч)

73

1

Анализ контрольной работы. Инерция. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

     

74

2

Связь силы и массы с ускорением. Второй закон Ньютона. Свободное падение тел.

     

75

3

Второй закон Ньютона. Решение задач.

     

76

4

Третий закон Ньютона.

     

77

5

Законы Ньютона. Решение задач. Проверочный тест.

     

78

6

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

     

79

7

Закон сохранения импульса. Решение задач.

     

80

8

Закон сохранения импульса. Решение задач.

     

81

9

Основы динамики. Решение задач.

     

82

10

Основы динамики. Контрольная работа № 6.

     

Итоговое повторение (3 ч)

83

1

Анализ контрольной работы. Тепловые явления. Повторение основных понятий и формул

     

84

2

Электрические и магнитные явления. Повторение основных понятий и формул

     

85

3

Механические явления. Повторение основных понятий и формул

     

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественных дисциплин,

физической культуры, ОБЖ и НВП

от _____________ № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Шляханова С.Д

_______________

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.