Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в образовательной организации для детей с ОВЗ

3
0
Материал опубликован 2 August 2023

ОКОУ «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска




«Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в образовательной организации для детей с ОВЗ»



t1690958745aa.jpg




Статью подгоотовила: учитель физической культуры Сытник Г.А.



2023 г.


Я работаю в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), где физическое воспитание осуществляется по программе коррекционной школы VIII вида. Физическая культура, безусловно, являясь приоритетом и естественной ценностью детской жизни, – одна из немногих возможностей действительной социализации воспитанников, и она постепенно становится общим принципом организации школы-интерната.

Для детей с физическими и умственными ограничениями независимо от категорий в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности характерны ограничения их двигательной активности, ухудшение физических качеств (скорости, выносливости, гибкости, ловкости, силы, вестибулярной устойчивости, пространственной ориентации, реакции на движущейся объект и т.д.). Анализ физиологических особенностей развития организма показывает значимость физической активности ребенка как основы развития его физических и интеллектуальных качеств.

Поэтому, одной из главных задач школы-интерната является использование методов и средств физической культуры, активно-двигательных, закаливающих и гигиенических мероприятий.

Укрепление здоровья и правильное физическое развитию учащихся с ОВЗ достигается через урочную деятельность и вовлечение их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий, и спортивно-массовые мероприятия.

Школа-интернат - идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени наши ученики проводят именно здесь.

Физкультурно-оздоровительная работа строится в тесном взаимодействии медицинским персоналом (врачом школы-интерната, медицинскими работниками).

Медицинский осмотр учащихся (диспансеризация) проводится ежегодно, весной. На основании её результатов врач определяет группу здоровья учащихся, которая в начале нового учебного года вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» передаёт учителю физической культуры. В конце учебного года совместно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся, анализируется и планируется работа на следующий учетом год с учётом мониторинга.

В отличие от учащихся массовых общеобразовательных школ, наши ученики не имеют основной группы здоровья, а распределены в три группы: подготовительную, специальную. В специальную группу отнесены дети-инвалиды. Их количество увеличивается с каждым годом.

Я, как учитель физической культуры, активно использую личностно-ориентированный подход на уроках, учитывая не только группу здоровья, но и структуру дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможностей и особенностей развития. Поэтому физические упражнения подбираются строго индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.

Урок в коррекционной школе имеет прежде всего коррекционную направленность. Поэтому, в отличие от программы массовой общеобразовательной школы в разделы адаптированной основной программы для коррекционных школ по физической культуре внесены «Корригирующие упражнения»  - специально подобранные  упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся с ОВЗ сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях выставляется положительная отметка. Положительная отметка также выставляется обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками оздоровительной или корригирующей гимнастики.

Кроме физической культуры в учебный план включены и другие предметы коррекционной направленности такие, как ритмика и двигательное развитие.

Для учащихся начальных классов в течение года проходят уроки ритмики. Занятия ритмикой осуществляют коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

На уроках учащиеся учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

  В процессе выполнения специальных  упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения  к определенной цели и между предметами)  осуществляется развитие представления  о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, шарами, мячами, лентами и т. д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

  Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.

При проведении уроков по ритмике обязательно учитывается состояние физического развития детей, поэтому происходит чередование нагрузки и отдыха, напряжения и расслабления.

Двигательное развитие является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому коррекционый курс «Двигательное развитие», является неотъемлемой частью физического воспитания детей.

Общемоторное развитие, у детей с умеренной умственной отсталостью, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

В школе-интернате отводится большая роль и внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности «Здоровячок». Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с трудовым, умственным, нравственным, эстетическим воспитанием ребенка, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей.

Спортивно-оздоровительные мероприятия различного вида помогают совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта, закалять волю.

Каким же образом строится спортивно-массовая работа в нашем образовательном учреждении?

Она включает в себя: школьные спартакиады, предметные недели, Дни здоровья, участие в соревнованиях различных уровней. К началу нового учебного года разрабатывается и утверждается план физкультурно-спортивной работы школы-интерната, положение о школьной спартакиаде. Перечислю, какие виды входили в разные годы в программу школьной спартакиады:

Настольный теннис.

Шашки.

Бадминтон.

Пионербол

Футбол.

Настольный хоккей.

Дарц

Веселые старты.

Спортивно-массовая работа не заканчивается проведением школьной спартакиады. Двери спортивного зала, всегда открыты. На переменах школьники могут принять участие в соревнованиях «Забавные конкурсы». Здесь я предлагаю посоревноваться в следующих видах:

1. Прыжки на скакалке

2. Футбольное жонглирование.

3. Летающая тарелка.

4. Кольцеброс и др. (вышибалы, бадминтон).

    Особенно популярны среди учащихся школы-интерната Дни Здоровья, которые проводятся раз в четверть.

В рамках проведения предметных недель классные руководители и учителя предметники проводят:

- классные часы;

- викторины;

- конкурсы и олимпиады;

по ЗОЖ и спортивной тематике.

Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции.

Для проведения школьных соревнований, турниров, спортивных праздников, дней здоровья в нашем образовательном учреждении имеется всё необходимое: спортивный зал, кабинет ритмики, тренажорный зал, спортивный инвентарь, музыкальный центр, спортивная площадка.

Для тех, кто остается на выходные дни в школе-интернате, спортзал открыт каждый день. Традиционно проводятся «Веселые старты», турниры по мини-футболу и др.

Не остаемся мы в стороне и от участия в некоторых соревнованиях областного уровня, которые организуются для детей с ОВЗ:

Легкоатлетический кросс.

Велокросс.

Лыжные гонки.

Футбол.

Конкурсы художественной самодеятельности

ГТО.

Считаю, что такое участие приносит большую пользу для адаптации учащихся в социальной среде.

Участвовать в соревнованиях на уровне массовых школ нашим детям трудно и невозможно, так как они имеют определенные ограничения в двигательной активности в силу показателей своего здоровья.


Школу-интернат очень часто посещают важные гости: депутаты городской и областной Думы, заместители и советники губернатора Курской области, работники органов наркоконтроля, профессиональные спортсмены, которые проводят беседы, спортивные праздники с воспитанниками, дарят им ценные призы и подарки.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей школе-интенрнате сложилась четкая, динамично развивающаяся система спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Из года в год мы осваиваем новые методы и приёмы адаптивной физической культуры и добиваемся определенных успехов.

Спасибо за внимание!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации