Флористика и дизайн

Пояснительная записка
Наше время требует от нас не только знаний в области ухода за растениями, но и умения по применению их в украшении интерьера, а так же изготовлению нехитрых композиций.
Для стартового уровня (1 год обучения) характерна первоочередная направленность на развитие интереса и мотивации детей к изучению искусства флористики, на приобретение базовых знаний и умений, необходимых для работы с флористическим материалом, на формирование любви к природе. В то же время программа, будучи дополнительной, расширяет и углубляет знания, полученные в ходе освоения основных
общеобразовательных программ детьми соответствующего возраста. И на самых первых этапах начинается работа по формированию у учащихся навыков самостоятельной творческой работы, по приобщению детей к наблюдениям за природными объектами и явлениями.
Базовый уровень (2 год обучения) отличается тем, что расширяются и углубляются знания по флористическому искусству. Существенное внимание уделяется теоретической и практической подготовке к выполнению самостоятельных творческих работ, относящихся к флористическому искусству. Сформированный интерес к изучению состояния и сохранению окружающей среды воплощается в творческих работах. В процессе изучения программы «Флористика и дизайн» раскрывается основные приемы создания цветочных аранжировок, применяющиеся аксессуары материалы и инструменты, принципы дизайна.
Знакомство с цветочными материалами происходит на протяжении всей программы. Изучаются вопросы применения и роль цвета в аранжировках из растений. Особое внимание уделяется знакомству с сухоцветами и составлению из них цветочных композиций.
Рассматриваются технологические особенности подготовки растительного материала для сухих букетов методы обработки и хранения растений, их ассортимент.
На практических занятиях в ходе выполнения композиций и из живых цветов и сухоцветов закрепляются навыки и умения.
В плане дано описание содержания практических и самостоятельных работ, а также форма контроля за выполнением.
Программа создает условия для реализации творческих возможностей, развития умения анализировать изучаемый материал.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Флористика и дизайн» составлена в соответствии с требованиями основополагающих документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
-Федеральный проект: «Успех каждого ребенка, утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам ( протокол от 3 сентября 2018г. №10);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.»;
-Стратегия развития и воспитания Российской Федерации на период дот 2025г, утвержденная Распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года №09 – 3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
-Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ, утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015г. №535;
-Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 30.08.2019г. №1283 «об утверждении методических рекомендаций « Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Алтайском крае»»;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам «утв. приказом Министерства РФ от 27.07.2022 года №629»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р);
-Письмо министерства просвещения РФ от 19 августа 2022 года №06-1129 «Об адаптивных дополнительных общеразвивающих программах»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 года № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
-Закон Алтайского края от 04 сентября 2013 года №56-ЗС об образовании в Алтайском крае (с изменениями на 31 октября 2022года);
- Устав МБУ ДО «Баевский ЦДТ и ПО»;
- Основная образовательная программа дополнительного образования МБУ ДО «Баевский ЦДТ и ПО».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Флористика и дизайн» естественнонаучной направленности, модифицированная, познавательная, интегрированная, рассчитана на 2 года обучения и предназначена для обучающихся в возрасте от 8 до 16 лет. Уровень сложности – базовый.
Отличительной особенностью программы является то, что она решает проблему приближения ребенка к природе, умения общаться с ней, видеть ее великолепие, развития наблюдательности, пытливости ума. Так же данная программа позволяет ребятам пополнять свои знания об окружающем мире, о природных возможностях, о роли человека в сохранении природного равновесия. И этим самым позволяет добиться формированию одного из основного личностного качества творческой натуры человека – умению видеть особенное в том, что кажется обычным другим.
Новизна программы заключается в том, что знакомит с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку. В процессе работы по данной программе обучающиеся детского объединения, с одной стороны, наиболее детально знакомятся с растительным миром родного края, изучают экологические проблемы окрестных мест, с другой - процессом отбора и обработки природного материала. В то же время у детей развивается эстетический вкус,
они вовлекаются в творческую среду, приобретают трудовые навыки по изготовлению востребованных современным обществом изделий из растительного материала, которые используются повсеместно для украшения интерьера.
Актуальность образовательной программы дополнительного образования «Флористика и дизайн» обусловлена стремительно возрастающим интересом общества к качественно выполненным поделкам из природного материала, популярностью и широкой востребованностью такого вида искусства, как аранжировка, флористика. Содержание программы направлено также на формирование у обучающихся универсальных учебных
действий (УУД): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Процесс формирования УУД является целенаправленным и системным: он определяет акценты в отборе содержания, методов и форм организации образовательной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 16 лет. Психологическим особенностям этого возраста соответствует: новое самосознание, формирование мировоззрения, профессиональное самоопределение, ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность, развитие абстрактного «понятийного» мышления и логической памяти. Очень важным для ребят является утверждение своего достоинства и престижа среди товарищей.
Поэтому важно организовать практическое взаимодействие детей, для этого при помощи практических работ уделяется огромное время знакомству с сухоцветами и составлению из них цветочных композиций. Рассматриваются технологические особенности подготовки растительного материала для сухих букетов методы обработки и хранения растений, их ассортимент.
Программа «Флористика и дизайн» предлагает, способствующие самореализации личности обучающихся и созданию атмосферы успешности, формированию позитивной творческой атмосферы межличностных отношений.
Цель программы: создание условий для развития познавательных и творческих способностей обучающихся через включение в учебно-исследовательскую, продуктивно-творческую и практико-ориентированную деятельность, направленную на выполнение композиций из живых и сухих растений, масштабирование их в интерьере и расположение с учетом основ дизайна интерьера.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
познакомить с основными стилями направлениями флористики;
познакомить с правилами выбора растительного материала для выполнения флористических композиций;
научить способам продления жизни растений и подготовить их к аранжировке;
научить способам упаковки цветочных композиций;
познакомить с правилами выбора аксессуаров, инструментов, и вспомогательных материалов аранжировщика;
познакомить с принципами флористического дизайна и его элементами;
научить выполнять, оформлять аранжировки и композиции из живых и сухих растений.
Развивающие задачи:
развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать;
развивать навыки публичных выступлений перед разновозрастной категорией учащихся;
развивать умения и навыки по уходу и размножению всех изученных растений;
развивать мотивацию личности к познанию растительного мира;
развивать интерес к практической работе;
Воспитывающие задачи:
формировать устойчивую мотивацию к обучению по программе «Флористика и дизайн»;
побуждать у обучающихся стремление к изучению литературы по искусству аранжировки и другим учебным пособиям;
содействовать воспитанию чувства прекрасного;
воспитывать бережное отношение к природе;
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания обучающихся;
Содержание программы «Флористика и дизайн» организовано по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности. Вводный контроль позволяет определить готовность каждого обучающегося к освоению содержания материала.
Адресат программы: обучение по программе рассчитано на обучающихся 8-16 лет. Каждому из возрастов свойственно определённое развитие тех или иных качеств. 8 лет – возраст интенсивного развития творческих способностей и мелкой моторики, этот возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. 9-12 – период совершенствования, в этом возрасте дети размышляют, прежде чем действовать, у них появляется ориентировка в том, что принесет ему осуществление той или иной деятельности: удовлетворение или неудовлетворенность. 13-16 –период интенсивного роста, в этом возрасте подростки уже готовы осознанно подходить к определенным видам работы, многие уже определяются с дальнейшей профессией. Состав группы может быть как одновозрастной, так и разновозрастной, разнополый и однополый.
Набор в группы осуществляется на общих основаниях.
Язык обучения – русский.
Количество учащихся в группе 10-15 человек.
Программа рассчитана на 2 года (432 часа): первый год обучения – 216 часов, второй год обучения 216 часов.
Режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю по два учебных часа (45+45) с перерывом в 10 минут. Всего - 6 часов учебных в неделю.
Режим занятий обучающихся соответствует санитарным нормам, установленным для детей.
Формы и методы организации занятий:
- групповая (используется на практических занятиях, в самостоятельной работе детей. Предусматриваются также экскурсии в природу с целью сбора природного материала для флористических композиций).
- индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
- коллективная (используется на общих занятиях).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу 1 года обучения по программе «Флористика и дизайн» обучающиеся должны
знать:
основы цветоведения;
особенности работы с растительным материалом; иметь эмоциональный отклик на красоту окружающих предметов, мира природы;
знать технологию подготовки рамки к работе;
технику безопасности при работе с инструментами.
уметь:
видеть и передавать красоту природу различными выразительными средствами;
передавать в рисунках и композициях смысловое значение, основное содержание замысла;
составлять простые композиции в техниках аппликация, коллаж из различных материалов;
создавать рисунки, используя природный материал, в различных стилях на основе композиционных знаний;
проявлять творческую самостоятельность.
владеть:
знаниями элементарных основ рисунка, живописи, композиции;
знаниями технологии использования природного материала для составления композиций;
культурой общения, этикета.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны:
знать:
особенности изобразительных средств, живописи и рисунка;
технологию сбора природного материала;
способы сушки цветов: в песке, манке, вазе, под прессом;
природный материал для изготовления флористических картин;
назначение букетов;
технологию обработки спилов;
технологию подготовки рамки к работе;
технологию построения композиций на различных основах;
технику безопасности при работе с инструментами;
основные художественно-композиционные признаки;
составляющие отдельных видов цветов для картин:
влаголюбивые растения,
луговые и полевые злаки,
сухоцветы-бессмертники;
уметь:
осознано управлять своей учебной деятельностью, быть субъектом процесса произвольной регуляции;
творчески претворять свои идеи в своих работах;
создавать флористические композиции в различных стилях на основе
композиционных знаний;
владеть:
знаниями элементарных основ рисунка, живописи, композиции;
знаниями технологии сбора природного материала;
способами сушки цветов;
приемами эстетического оформления работ;
технологией обработки спилов;
технологией построения композиций на различных основах;
техникой безопасности при работе с инструментами;
навыками общения;
различными моделями поведения и коммуникации;
культурой общения, этикета.
По окончании двухлетнего программного курса «Флористика и дизайн» должны знать:
- многообразие растительного материала нашей местности;
- правила сбора и хранения природного материала;
- экологические проблемы окрестных лесов, лугов, рек;
-разнообразие культурных (садовых) растений, применяемых во флористике.
уметь:
- составлять различные композиции с применением растительного материала;
владеть:
- владеть приемами эстетического оформления работ.
Формы подведения итогов реализации программы
Технические и творческие навыки детей можно выявить только в
процессе практической работы. Для получения устойчивого навыка в работе
ребенку требуется многократное повторение конкретного действия при
внимательном и терпеливом руководстве педагога.
Формами начальной диагностики являются собеседование с ребенком и
наблюдение за работой (отслеживается уровень подготовки).
В соответствии с требованиями программы проводится промежуточная
аттестация, которая включает в себя наблюдения за практической работой
обучающихся во время занятий. В конце каждой учебной четверти проводится выставка детских работ с обсуждением.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Флористика и дизайн»:
Для реализации данной программы необходимы кабинет и оборудование:
Учебные столы – 8.
Рабочий стол педагога – 1.
Стулья –17.
Шкафы для хранения материалов – 3.
Полки для выставочных работ – 3.
Доска школьная –1.
Инструменты и приспособления (по согласованию):
пистолет-склейка;
ножницы;
шила;
пинцеты;
бокорезы;
секатор;
пассатижи;
проволока;
тейп-лента;
нож;
керзан (наколка);
кисточки;
сосуды разные, подносы;
подставки;
флористическая губка;
держатели.
Материалы:
бумага гофрированная;
бумага цветная;
картон;
картон цветной;
хлопок, шарики косметические;
клей ПВА;
клей силиконовый;
калька;
краски акварельные;
гуашь;
краски аэрозольные;
искусственный снег-спрей;
лаки;
мел школьный;
карандаши цветные;
рамы разных размеров;
ленты, тесьма;
елочные украшения;
пластилин;
сухоцветы;
свечи;
крупы разные;
семена, орехи, шишки и другой растительный материал.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Год обучения | Количество часов | Формы аттестации, контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1 год обучения | 216 | 29 | 187 | Выставка работ, практические итоговые занятия | ||
2 год обучения | 216 | 42,5 | 173,5 | |||
ИТОГО | 432 | | | |||
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||||
всего | теория | практика | |||||
1. | Вводное занятие. Что такое флористика. Правила техники безопасности | 1 | 1 | - | |||
2. | Раздел «Сбор растений. Разноцветные поделки из природных материалов» | 32 | 3,5 | 28,5 | |||
2.1 | Сбор растений и цветов на учебный год (экскурсии на природу) | 12 | 1 | 11 | |||
2.2 | Сушка собранных растений | 12 | 1 | 11 | |||
2.3 | Панно из засушенных цветов «Рыбка» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
2.4 | Декоративная работа «Цветок» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
2.5 | Декоративная работа «Месяц» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
2.6 | Панно «Мои фантазии» | 2 | - | 2 | |||
3 | Раздел «Дизайнерское оформление» | 14 | 2,5 | 11,5 | |||
3.1 | Флористические открытки | 6 | 1 | 5 | |||
3.3 | Декоративный подсолнух | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
3.4 | Декоративная работа «Зонтик» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
3.5 | Декоративное панно из семян и зерен | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
3.6 | Самостоятельная работа по замыслу | 2 | - | 2 | |||
4 | Раздел «Аппликация» | 28 | 4 | 24 | |||
4.1 | Аппликация из засушенных цветов и листьев | 22 | 2 | 20 | |||
4.2 | Панно «Цветочная поляна» | 2 | 1 | 1 | |||
4.3 | Панно «Морское дно» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
4.5 | Поделка «Бабочки» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
5 | Раздел «Новогоднее оформление декоративных работ» | 21 | 1,5 | 19,5 | |||
5.1 | «Рождественские птицы» | 4 | 0,5 | 3,5 | |||
5.2 | Елочные игрушки | 10 | 0,5 | 9,5 | |||
5.3 | Флористические открытки «Ангел» и «Елочка» и др. | 7 | 0,5 | 6,5 | |||
6 | Раздел «Царство растений» «Растения в доме» | 36 | 5 | 31 | |||
6.1 | Уход за растениями. Рыхление. Полив. Черенкование. | 2 | 1 | 1 | |||
6.2 | Влияние света на растение. | 2 | 1 | 1 | |||
6.3 | Вода – это жизнь. | 2 | 1 | 1 | |||
6.4 | Значение воздуха. Дыхание корней и листьев. | 2 | 1 | 1 | |||
6.5 | Почва – источник питания. | 2 | 1 | 1 | |||
6.6 | Тематическая композиция из трав и цветов (пространственное и образное мышление) | 12 | - | 12 | |||
6.7 | Творческая самостоятельная работа. | 14 | - | 14 | |||
7 | Раздел «Праздничное оформление. Флористический дизайн» | 28 | 3 | 25 | |||
7.1 | 8 Марта! Флористическая открытка. Самостоятельная работа | 4 | 0,5 | 3,5 | |||
7.2 | Оформление праздничной декоративной коробки | 4 | 0,5 | 3,5 | |||
7.3 | Ассортимент растений для сухих букетов | 10 | - | 10 | |||
7.4 | Приемы применения инертных материалов в цветочной аранжировке | 10 | 2 | 8 | |||
8 | Раздел «Растения» | 36 | 5 | 31 | |||
8.1 | Размножение растений. Черенкование | 6 | 1 | 5 | |||
8.2 | Подготовка почвы и посадочного материала | 12 | 2 | 10 | |||
8.3 | Пересадка растений | 18 | 2 | 16 | |||
9 | Раздел «Современный флористический дизайн» | 20 | 3,5 | 16,5 | |||
9.1 | Материалы для флористики. Инструменты флориста | 1 | 1 | - | |||
9.2 | Подготовка растений для составления букетов. | 1 | - | 1 | |||
9.3 | Сочетание цветов в букете | 2 | 1 | 1 | |||
9.4 | Основы составления букетов из живых цветов | 6 | 0,5 | 5,5 | |||
9.5 | Составление букетов из искусственных цветов | 10 | 1 | 9 | |||
| Итого: | 216 | 29 | 187 | |||
Содержание образовательной программы первого года обучения
Раздел № 1. Вводное занятие (1 ч)
Экскурсия по кабинету; беседа о флористике, как о направлении; демонстрация композиций и работ; игра «Знакомство».
Ознакомление с планами на учебный год, расписанием занятий. Правила поведения в объединении.
Раздел № 2. «Сбор растений. Разноцветные поделки из природного материала» (32 ч)
Теоретическая часть
Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Развивать у детей интерес к красоте флористического материала, его формам и линиям. Использовать в работе: грибы, семена, ветки, шишки, камешки, бусины. Развивать мелкую моторику пальчиков.
Практическая часть
Каждый ребенок самостоятельно пробует вырезать шаблоны из разных видов бумаги, картона. На ощупь с закрытыми глазами попытаться определить вид бумаги (картон, гофрированная бумага, бархатная бумага). Учиться делать эскизы своих придуманных работ. Уметь излагать свои замыслы. Учиться вырезать различные шаблоны из картона и разных видов бумаги, склеивать детали, заклеивать различными материалами.
Раздел 3. «Дизайнерское оформление» (14 ч)
Теоретическая часть
Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению и в соответствии с назначением композиции.
Уравновешенность композиции. Знакомство со способами декорирования. Освоение его возможностей.
Практическая часть
Изготовление несложных дизайнерских работ на основе полученных знаний. Новые авторские идеи, обсуждение с выявлением лучших работ.
Раздел 4. «Аппликация» (28 ч)
Теоретическая часть
Привить детям ощущение содружества и сотворчества с природой, трогая и рассматривая природные материалы. Вызвать у детей чувство доброты к окружающему миру. Учимся выбирать фон для аппликации.
Практическая часть
Точно соблюдаем очередность выполнения работы. Сизофлор. Окантовка.
Природные материалы: листья, семена, шишки, косточки ореховая скорлупа, ягоды, плоды, апельсин, лимон, желудь, каштан, травы, ракушки, камушки, тополиный пух, перья, кора, солома, физалис, мох, сизаль и т.д. С помощью поочередного наклеивания материалов создаем послойное изображение.
Раздел 5. «Новогоднее оформление декоративных работ» (21 ч)
Теоретическая часть
История возникновения праздников «Новый год» и «Рождество». Знакомство с различными видами Новогоднего оформления. Знакомство с работами по иллюстрациям, по фотографиям. Эскиз планируемой работы, подбор аксессуаров по цветовой гамме.
Практическая часть
Изготовление основы и заготовки работы. Изготовление несложных Рождественских аксессуаров: вязаночки дров, миниатюрные подарочки, украшенные декорированные свечи и т.д. Поэтапная сборка Новогоднего украшения.
Раздел 6. «Царство растений» «Растения в доме» (36ч)
Теоретическая часть
Знакомство с новыми видами растений.
Практическая часть
Черенкование растений. Укоренение черенков. Уход за растениями. Рыхление. Полив.
Раздел 7. «Праздничное оформление. Флористический дизайн» (28 ч)
Теоретическая часть
Знакомство с видами праздничного оформления. Изготовление различных элементов оформления. Изготовление дополнительных элементов оформления, их крепление и размещение.
Практическая часть
Самостоятельный выбор сувениров в любой технике. Изготовление деталей, крепление, цветовое решение. Поэтапная сборка изделий, оформление готовых изделий.
Раздел 8 . «Растения» (36 ч)
Теоретическая часть
Рассказ «Все о растениях». Викторина «Кто назовет больше комнатных растений».
Практическая часть
Размножаем растения с помощью черенкования и делением корня. Пересаживаем растения.
Раздел 9. «Современный флористический дизайн» (20 ч)
Теоретическая часть
Знакомство с видами цветов. Традиции вручения букетов к празднику. Как дарит цветы сделанные своими руками.
Практическая часть
Каждый ребенок предлагает сам сделать что-то необычное и интересное. Подбирает цветовое решение, нужные цветы. Составление букетов по замыслу. Изготовление искусственных декоративных цветов: из ткани, из бересты, бумаги.
К концу первого года обучения обучающиеся знают: - основы техники безопасности и правила противопожарной защиты;
- требования организации рабочего места; - различные виды природных материалов;
-основные флористические понятия;
- цветоведение;
- название и назначение природных материалов, их использование и применение;
- название и назначение инструментов, приемы и правила пользования ими.
умеют:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- соблюдать привила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- следовать устным инструкциям;
- пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
- применить на практике все виды креплений природного материала;
- аккуратно изготавливать композицию или работу по образцу.
владеют:
- созданием простейших работ (настольных композиций, панно, аппликации, изготовлением простейших цветов из ткани);
- навыками коллективного творчества.
Учебный план 2-ого года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 1 | 1 | - |
2 | Раздел «Материалы и инструменты. Сбор Растений» | 32 | 3,5 | 28,5 |
2.1 | Материалы для композиций. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.2 | Материалы для основы и фона. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.3 | Инструменты. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.4 | Сбор растений и цветов на учебный год (экскурсии на природу) | 14 | 1 | 13 |
2.5 | Сушка собранных растений | 12 | 1 | 11 |
3 | Раздел «Флористика». | 14 | 7 | 7 |
3.1 | Рабочее место. История возникновения направления. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Искусство вручать и принимать цветы. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Искусственные цветы. Ткань. Инструменты. Выкройка. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Стиль. | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Цветочные сочетания. | 2 | 1 | 1 |
3.6 | Выполнение композиции с добавлением искусственных цветов. | 2 | 1 | 1 |
3.7 | Принципы дизайна. | 2 | 1 | 1 |
4 | Раздел «Стили коллажей и композиция». | 28 | 6 | 22 |
4.1 | Основные стили коллажей. | 6 | 2 | 4 |
4.2 | Что такое композиция. | 10 | 2 | 8 |
4.3 | Цветочные сочетания. | 12 | 2 | 10 |
5 | Раздел «Техника создания коллажей». | 21 | 6 | 15 |
5.1 | Советы по организации работы. | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Виды основ коллажей. | 3 | 1 | 2 |
5.3 | Создание простого фона. | 4 | 1 | 3 |
5.4 | Создание сложного фона. | 4 | 1 | 3 |
5.5 | Расстановка акцентов. | 4 | 1 | 3 |
5.6 | Школа мастерства. | 4 | 1 | 3 |
6 | Раздел «Растения в доме». | 30 | 4 | 26 |
6.1 | Растения в условиях квартир. | 4 | 1 | 3 |
6.2 | Выбор растения и условия его содержания. | 4 | 1 | 3 |
6.3 | Уход за комнатными растениями и их размножение. | 22 | 2 | 20 |
7 | Раздел «Декоративные подарочные работы». | 24 | 5 | 19 |
7.1 | Декоративные открытки к 23 февраля. | 4 | 1 | 3 |
7.2 | Настольные композиции к 8 Марта. | 4 | 1 | 3 |
7.3 | Цветочные композиции для дома. | 2 | 1 | 1 |
7.4 | Цветочные композиции для особых случаев. | 4 | 1 | 3 |
7.5 | Изготовление букетов из искусственных цветов. | 10 | 1 | 9 |
8 | Раздел «Работа с природным материалом». | 32 | 4 | 28 |
8.1 | Панно из засушенных цветов и листьев. | 14 | 2 | 12 |
8.2 | Коллаж. | 18 | 2 | 16 |
9 | Раздел «Современный флористический дизайн» | 34 | 6 | 28 |
9.1 | Материалы для флористики. Инструменты флориста | 1 | 1 | - |
9.2 | Подготовка растений для составления букетов. | 2 | - | 2 |
9.3 | Сочетание цветов в букете | 4 | 1 | 3 |
9.4 | Основы составления букетов из живых цветов | 10 | 2 | 8 |
9.5 | Составление букетов из искусственных цветов | 17 | 2 | 15 |
| Итого: | 216 | 42,5 | 173,5 |
Содержание образовательной программы второго года обучения
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч)
Ознакомление с планами на учебный год и расписанием занятий. Правила поведения в детском учреждении, объединении. Правила противопожарной защиты. Прохождение инструктажа по технике безопасности. Проведение анкетирования на начало учебного года.
Раздел 2. «Материалы и инструменты. Сбор растений» (32 ч)
Теоретическая часть
Что надо знать о заготовке растений. Готовый материал растительного происхождения. Как выбирать материал для флористического коллажа. Хранение флористического материала. Материалы нерастительного происхождения. Материалы для основы и фона. Набор инструментов. Вспомогательные средства. Технология изготовления искусственного цветка из ткани.
Практическая часть
Заготовка флористического материала. Высушивание растений естественным воздушным методом, высушивание под прессом, в песке, соли, в микроволновой печи. Обработка глицерином, скелетизирование листьев. Подбор крупных резных листьев, коры деревьев, стеблей, злаков, декоративных растений. Подготовка ткани, способом обработки в желатине. Изготовление искусственных цветов.
Раздел 3. Флористика (14 ч)
Теоретическая часть
Рассказ об истории возникновения направления. Как должно выглядеть рабочее место флориста. Способы изготовления цветов из ткани. Основные и вспомогательные материалы. Знакомство с инструментами и шаблонами для изготовления искусственных цветов. Правила создания композиции. Основные приемы. Подготовка цветов и крепление. Продление жизни цветов. Естественность формы. Как зрительно увеличить цветы. «Зелень-это важно!». Знакомство с цветочным этикетом. Способы заготовки сухоцветов: срезка, сушка, обработка, хранение. Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме. Смысловому значению в соответствии с назначением композиции.
Практическая часть
Учимся выбирать стиль, форму и цвет при создании композиции. Подготовка ткани к работе: обработка в желатине, подкрашивание, утюжка. Изготовление шаблонов из картона для изготовления цветов из ткани. Раскройка выкроек ткани при помощи ножниц. Обработка выкроек инструментами на основе паяльника. Сборка изделий: ромашки, фиалки, васильки, колокольчики.
Раздел 4. «Стили коллажей и композиция» (28 ч)
Теоретическая часть
Основные стили коллажей. Что такое композиция. Центр композиции. Правило золотого сечения. Перспектива. Объемность. Линия горизонта, пропорции. Форма элементов, равновесие, динамичность. Симметрия и ассиметрия. Цветовые сочетания (цвет в коллаже, цветовой круг, теплые и холодные цвета). Дополнительные цвета, контраст в коллаже. Создание цветовой гармонии.
Практическая часть
Учимся различать коллаж по стилям: пейзажный стиль, вегетотивный, декоративный, формолинейный. Производим подбор флористического материала. Работаем над созданием коллажей по каждому стилю.
Раздел 5. Техника создания коллажей (21ч)
Теоретическая часть
Советы по организации работы. Виды основ коллажей: коллаж на холсте, на ткани, на батике, на бумаге, коллаж без фона. Что такое простой фон, сложный фон. Создание простого и сложного фонов. Расстановка декоративных акцентов. Школа мастерства. Схемы создания коллажей.
Практическая часть
Создание простого фона гуашевыми красками (метод оттиска, метод разбрызгивания). Создание фона акварельными красками (по «мокрому», по «сухому»). Создание фона акриловыми, масляными красками. Создание фона пастелью и при помощи спрея. Создание сложного фона при помощи шпатлевки. Учимся создавать фон при помощи строительной смеси и растительного материала, при помощи гипса, при помощи художественных паст, при помощи воска. Работа с разными декоративными материалами, изготовление декоративных материалов (из кожи, искусственной замши и меха). Использование ажурных тканей, рисунка на стекле. Коллажи на открытках, каркасах.
Раздел 6. «Растения в доме» (30 ч)
Теоретическая часть
Выбор растения. Выбор контейнера. Состав почвы.
Практическая часть
Учимся правильно пересаживать растение. Правильное размещение растений, их полив.
Раздел 7. «Декоративные подарочные работы» (24 ч)
Теоретическая часть
История возникновения праздника Дня святого Валентина. Ход создания работы округлой композиции, размещение их в интерьере. Односторонние композиции и композиции кругового осмотра. Индивидуальность композиций и их особенность. Высокие и низкие композиции. Настенные панно.
Практическая часть
Изготовление сложных цветов из ткани: лилии, нарцисса, розы, искусственной зелени. Изготовление валентинок с использованием пенопласта как основы. Прорисовка эскизов праздничного панно. Изготовление панно к празднику 8 марта. Размещение аксессуаров и украшение работ.
Раздел 8. «Работа с природным материалом» (32 ч)
Теоретическая часть
Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению, текстурой в соответствии с назначением композиции.
Практическая часть
Разобрать способы крепления: флористической губки, пластилина, пенопласта, проволоки, лески, клея. Создание уравновешенности композиции. Работа с основой панно. Береста. Способы ее обработки. Последовательность составления панно. Работа с гербарием. Прорисовка эскизов. Аппликации.
Раздел 9. «Современный флористический дизайн» (34 ч)
Теоретическая часть
Знакомство с видами цветов. Традиции вручения букетов к празднику. Как дарит цветы сделанные своими руками.
Практическая часть
Каждый ребенок предлагает сам сделать что-то необычное и интересное. Подбирает цветовое решение, нужные цветы. Составление букетов по замыслу. Изготовление искусственных декоративных цветов: из ткани, из бересты, бумаги.
К концу второго года обучения обучающиеся знают:
правила создания цветочных композиций;
принципы дизайна;
технику обработки ткани для изготовления цветов; - технику сбора цветов из ткани;
терминологию по изученным темам.
Умеют:
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными видами материалов и инструментов;
применять на практике все виды крепления держателей;
применять на практике поэтапную сборку композиции;
собирать композицию по образцу и своему замыслу;
правильно подбирать сосуд и аксессуары к определенной композиции
в зависимости от интерьера.
Владеют:
владеют терминологией по изученным темам;
навыками коллективного творчества;
навыками коммуникативного общения в группе;
процессом изготовления усложненных цветов из ткани;
процессом создания флористической композиции.
Список используемой литературы
Задворная, Т. А. Аранжировка цветов [Текст] / Т. А. Задворная. - М.: Искусство, 1994. - 145 с.
Зайцев, А. Н. Учение о цвете и живописи [Текст] / А. Н. Зайцев - М.: Академия развития, 1985. – 178 с.
Миловский, А. К. Песнь Жар-птицы [Текст] / А. К. Миловский - М.: Искусство, 1987.
– 64 с.
Некрылова, А. В. Круглый год [Текст] / А. В. Некрылова - М.: Просвещение, 1991. – 193 с.
Новикова, Е. А. Вдохновение [Текст] / Е. А. Новикова - М.: Искусство, 1994. – 133 с.
Николаенко, Н. С. Икэбана [Текст] / Н. С. Николаенко - М.: «Кладезь»1988. – 75 с.
Пропп, В. И. Русские аграрные праздники [Текст] / В. И. Пропп - М.: Просвещение,1963. – 157 с.
Саркисова, Л. К. Искусство букета [Текст] / Л. К. Саркисова - М.: Искусство, 1970. – 176 с.
Субботина, Т. А. Все хотят быть счастливыми [Текст] / Т. А. Субботина - М.: Просвещение, 1991. – 112 с.
Черней, Е. Г. Цветы и фантазия [Текст] / Е. Г. Черней - М.: Искусство, 1987. – 234 с.
Витвицкая М. Э. , Искусство составления букетов. Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана - Лада (2015) (PDF) Русский, 5-9223-0120-9. Pdf
Локрина Т. , Композиции на оазисе. Полный курс флористики - Ниола 21-й век (2015) (PDF) Русский, 5-322-00276-6. Pdf
МингВиверз - Картер, Засушенные цветы - Крон-Пресс (2016) (PDF) Русский, 5-232-00722-X. Pdf
Список рекомендуемой литературы для детей
Зайцев, А. Н. Учение о цвете и живописи [Текст] / А. Н. Зайцев - М.: Академия развития, 1985. – 134 с.
Николаенко, Н. С. Икэбана [Текст] / Н. С. Николаенко - М.: «Кладезь»1988. – 75 с.
Черней, Е. Г. Цветы и фантазия [Текст] Е. Г. Черней - М.: Искусство, 1987. – 234 с.