Фёдор Михайлович Достоевский «БЕЛЫЕ НОЧИ»
11 ноября 1821 года в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, отведённом под казённые квартиры, в семье врача М.А.Достоевского родился второй сын, которому суждено было стать великим русским писателем.
Первые литературные впечатления будущего писателя были весьма разнообразны. Часто по вечерам в доме Достоевских устраивали семейные чтения. Читали Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина и др. Первоначально обучением детей занимались мать с отцом и приходящие учителя, затем в пансионе. Весной 1837 года отец отвозит двух старших своих сыновей, Михаила и Фёдора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище, куда будущий писатель был зачислен в январе будущего года. Но никакого влечения к военной службе он не испытывал. Юный Достоевский еже тогда мечтал посвятить себя литературе.
Годы, проведённые в училище, были годами напряжённой внутренней работы. Фёдор Михайлович очень много читал. Круг его чтения был необычайно широк: Гофман, Бальзак, Гёте, Гюго, Шекспир, Шиллер… В эти годы он открыл для себя Гоголя. И уже тогда у него возникла мысль превзойти своего гениального предшественника более глубоким проникновением в тайны человеческой психологии.
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать её всю жизнь, то не говори что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»
Старая Руса
«Бедные люди» 1846 год. «Двойник» «Роман в девяти письмах» «Господин Прохарчин» «Ползунков» «Петербургская летопись» 1847 год
Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворённости окружающей действительностью у слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточных сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний. Наиболее полно образ мечтателя Достоевский раскрыл в одной из самых своих поэтических повестей «Белые ночи», герой которой попытался уйти от действительности, забыться, погрузиться в вымышленный им самим мир.
Белые ночи. «Бе́лые но́чи» — повесть Фёдора Достоевского. «Белые ночи» были созданы писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева «…Иль был он создан для того,/ Чтобы побыть хотя мгновенье/ В соседстве сердца твоего?..» (неточная цитата из стихотворения «Цветок», 1843).
Произведение состоит из четырёх глав-ночей («Ночь первая», «Ночь вторая», «Ночь третья», «Ночь четвёртая»), вставного небольшого рассказа «История Настеньки» и завершается главой-заключением «Утро». Произведение состоит из четырёх глав-ночей («Ночь первая», «Ночь вторая», «Ночь третья», «Ночь четвёртая»), вставного небольшого рассказа «История Настеньки» и завершается главой-заключением «Утро».
Г. Горнецов “Набережная Невы. Ночь” “Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, токае светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?”.
Словарная работа. «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Определим жанр и литературное направление, к которым принадлежит произведение. Роман - Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. Любовное отношение между мужчиной и женщиной.
Сентиментальный - Сентиментальный - Основанный на принципах сентиментализма. Излишне слащавый. Способный легко растрогать, расчувствоваться. Сентиментализм - Литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы
Романтизм - Романтизм - Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию; к изображению идеальных героев и чувств. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.
И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге — «Домика в Коломне» и «Медного всадника».
Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя «Белых ночей» с гоголевским Пискаревым из повести «Невский проспект» (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма. Перекличка со многими романтическими персонажами подчеркнута в повести при характеристике «восторженных грез» героя («Ночь вторая»). В самом названии повести, делении ее на «ночи» Достоевский в известной мере следовал романтической традиции: Но у романтиков тема мечтательства сливалась с темой избранничества. Герой же Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать «все свои фантастические годы».
Впервые возникающее у Достоевского в «Петербургской летописи» и «Белых ночах» философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом «своем уголке», рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме «белых ночей» для характеристики «призрачного» Петербурга, описания его каналов — места встреч Настеньки и Мечтателя, — все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.
Романтическая повесть Романтическая повесть
“Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Илья Глазунов. Мечтатель - тот, кто предается мечтам, фантазер. Мечта - предмет желаний, стремлений; нечто созданное воображением, мысленно представляемое. Найдите определение мечтателя по тексту произведения. (Ночь вторая).
Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своем углу, как улитка, или, по крайней мере, он очень похож в этом отношении на то занимательное животное, которое и животное и дом вместе, которое называется черепахой… Неравнодушно смотрит он на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе. Когда я говорю — смотрит, так я лгу: он не смотрит, но созерцает как-то безотчетно, как будто усталый или занятый в то же время каким-нибудь другим, более интересным предметом, так что разве только мельком, почти невольно, может уделить время на всё окружающее. Он доволен, потому что покончил до завтра с досадными для него делами, и рад, как школьник, которого выпустили с классной скамьи к любимым играм и шалостям. Посмотрите на него сбоку, Настенька: вы тотчас увидите, что радостное чувство уже счастливо подействовало на его слабые нервы и болезненно раздраженную фантазию. Вот он о чем-то задумался...
Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений. Теперь он едва замечает ту дорогу, на которой прежде самая мелкая мелочь могла поразить его. Теперь «богиня фантазия» (если вы читали Жуковского, милая Настенька) уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой, причудливой жизни — и, кто знает, может, перенесла его прихотливой рукою на седьмое хрустальное небо с превосходного гранитного тротуара, по которому он идет восвояси. Попробуйте остановить его теперь, спросите его вдруг: где он теперь стоит, по каким улицам шел? — он наверно бы ничего не припомнил, ни того, где ходил, ни того, где стоял теперь, и, покраснев с досады, непременно солгал бы что-нибудь для спасения приличий.
Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою: Кто он? Чем занимается? Каков род его деятельности, отношение к ней? Любимое занятие в свободное время? Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре? Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей.
Считает ли автор своего героя «существом Считает ли автор своего героя «существом среднего рода»? Почему мечтатель так легко и просто увлекся Настенькой? Как воспринимает мир героиня? Как ее образ помогает понять читателю основную тему и позицию автора?
Поэтический мир «Белых ночей» вдохновил художника М. В. Добужинского, создавшего классические иллюстрации к этой повести (1922); Поэтический мир «Белых ночей» вдохновил художника М. В. Добужинского, создавшего классические иллюстрации к этой повести (1922);
Илья Глазунов Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского
На сюжет «Белых ночей» были поставлены кинофильмы И. А. Пырьевым (1960) и итальянским режиссером Л. Висконти (1957; Мечтатель — М. Мастроянни, Настенька — М. Шелл).
Мюзикл "Возлюбленная" (Saawariya). В сюжетную канву фильма его авторы вплели трогательную историю оборвавшейся любви, о которой поведал в своей сентиментальной повести Достоевский. Этой картине уже прочат большой кассовый успех и называют блокбастером, который станет событием нынешнего года. При сюжетном сходстве с этим произведением русского классика в индийской ленте, однако, не будет магии петербургских белых ночей, зато останется трогательная чистота чувств героев "Белых ночей", что сделает персонажи фильма вполне узнаваемыми для каждого, знакомого с их литературными прообразами,
Что запечатлено на этих рисунках? Что символизируют? Какие ассоциации вызывают?
Бойко Светлана Владимировна
Глухова Светлана Николаевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Глухова Светлана Николаевна