Урок литературы в 9 классе «"Человек есть тайна…" Ф.М. Достоевский: Страницы жизни и творчества. Повесть "Белые ночи"»

4
0
Материал опубликован 27 January 2016 в группе

Тема урока « Человек есть тайна…» Ф.М. Достоевский: Страницы жизни и творчества. Повесть « Белые ночи» 9 класс

Цели: ознакомить обучающихся со страницами жизни и творчества Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности писателя, его мировоззрения с его произведениями; совершенствовать умения и навыки составлять тезисы услышанного биографического материала, способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Оборудование: учебник, фотовыставка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать…

Ф.М. Достоевский.

Ход урока

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Мотивация учебной деятельности

Учитель. В 2011 году исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Весь двадцатый век прошел под знаком все возрастающей всемирной славы писателя. Но интерес к нему не только не ослабевает, а, наоборот, все усиливается. В. А. Успенский писал: «Черчилль сказал о России, что она есть окутанная тайной загадка внутри чего-то непостижимого. Можно предполагать, что в самом центре этих тайн и загадок, наподобие иголки Кощея Бессмертного, находится русская душа, а где-то рядом ее исследователи: Гоголь и Достоевский. В свете наблюдения Черчилля все три объекта: русская душа, Гоголь и Достоевский – таинственны, загадочны и слабопостижимы. … Существенная разница между Гоголем и Достоевским состоит в том, что Гоголь не переводим на другие языки. Достоевский переводим, и именно поэтому для западного читателя он – главный толкователь загадочной русской души, ее полпред и пропагандист… Известно, что основным мотивом, побуждающим американских студентов изучать русский язык, является желание читать Достоевского в подлиннике…Не будем также забывать, что единственный памятник, поставленный у Российской государственной (бывшей Ленинской) библиотеки, – это памятник Достоевскому. Тем самым Достоевский как бы объявляется лицом русской литературы. Полномочный представитель загадочной русской души не может сам не быть загадочным, и переводимость Достоевского не лишает его фактора загадочности...»

Работа над темой урока

а) Заслушивание « Литературных визиток» о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский является известным русским писателем, философом и мыслителем. Он родился в Москве в октябре 1821 года. Семья, в которой он родился и рос, была зажиточной.

Отец писателя - Михаил Андреевич Достоевский был состоятельным дворянином и помещиком, он был врачом, который в свое время окончил Московскую медико-хирургическую академию. Длительное время его отец работал в Мариинской больнице. Врачебная деятельность приносила ему неплохой доход, поэтому со временем он выкупил в Тульской губернии село Даровое. Однако у него была вредная привычка – пристрастие к алкоголю. Выпивая, отец писателя плохо обращался со своими крепостными, наказывал и обижал их. Именно это и стало причиной его смерти - в 1839 году его убили собственные крепостные крестьяне

Мать писателя - Мария Федоровна Достоевская (девичья фамилия - Нечаева) была родом из состоятельной семьи купца. Однако после войны ее семья обнищала и практически лишилась своего состояния. 19-летнюю девушку выдали замуж за Михаила Достоевского – отца писателя. Писатель с теплом вспоминает свою мать, она всегда была хорошей хозяйкой и любящей матерью. У нее было 8 детей – 4 мальчика и 4 девочки. Федор Михайлович был вторым по счету ребенком в семье. Старший брат Федора Достоевского - Михаил тоже стал писателем. С сестрами и братьями у Достоевского сложились теплые родственные отношения. Мать писателя умерла рано, когда мальчику было всего 16 лет. Смерть ее наступила от распространенного в те времена заболевания - чахотки.

 После смерти матери отец отправил двоих старших сыновей (Михаила и Федора) в один из пансионов Санкт-Петербурга. В Петербурге Федор Достоевский обучался в Главном инженерном училище, в которое он поступил в 17-летнем возрасте.

Окончив училище, в 1842 году писатель получил звание инженера-подпоручика, после чего был направлен на службу. С юношеского возраста Федор увлекался литературой, историей и философией. Он, как и его старший брат, уважал творчество великого русского писателя А.С. Пушкина, юноша регулярно посещал литературный кружок Белинского, где общался с писателями и поэтами своего времени.

В 1844 году Достоевский ушел в отставку и написал свою первую содержательную повесть под названием "Бедные люди". Это произведение получило самую высокую оценку в отечественной и мировой литературе. К этой повести благосклонно отнеслись даже критики русского общества.

849 год стал для писателя переломным. Он был арестован вместе с сообщниками за участие в социалистическом заговоре против правительства ("дело Петрашевского"), длительное время (8 месяцев) он находился под следствием, после чего был осужден военным судом и приговорен к расстрелу. Однако данный приговор не был реализован и писатель остался жив. В наказание за содеянное, его лишили дворянства, всех имеющихся чинов и состояния, после чего писателя сослали в Сибирь на каторжные работы на целых 4 года. Это было тяжелое время, по окончанию которого Достоевского должны были зачислить в рядовые солдаты. Сохранение гражданских прав за Достоевским после наказания было не случайным, император Николай I по достоинству оценил талантливого молодого писателя, раньше политических заговорщиков чаще всего казнили.

Достоевский отбывал свой срок в Сибири (Омск), затем в 1854 году был направлен рядовым солдатом на службу в Семипалатинск. Всего через год его повысили до унтер-офицера, а в 1856 году он снова стал офицером, это было время царствования императора Александра II.

Достоевский был не вполне здоровым человеком, он всю жизнь страдал эпилепсией, которая в старину называлась падучей болезнью. Заболевание впервые проявилось у писателя, когда он работал на каторге. По это причине он был отправлен в отставку и вернулся в Петербург. Теперь у него появилось достаточно времени, чтобы серьезно заняться литературой.

Его старший брат, Михаил в 1861 году начал издавать собственный литературный журнал под названием "Время". В этом журнале писатель впервые публикует свой роман "Униженные и оскорбленные", который общество приняло с пониманием и сочувствием. Несколько позже вышло другое произведение автора - "Записки из Мертвого дома", в нем писатель под вымышленным именем поведал читателям о своей жизни и жизни других людей, отбывающих срок на каторжных работах. Данное произведение прочитала вся Россия и по достоинству оценила то, скрывалось между строк. Журнал "Время" был закрыт через три года, однако братья выпустили новый – "Эпоха". На страницах этих журналов мир впервые увидел такие замечательные произведения автора как: "Записки из подполья", "Зимние заметки о летних впечатлениях" и многие другие.

В 1866 году умер его брат Михаил. Это был настоящий удар для Федора, у которого были с ним очень близкие родственные отношения. В этот период Достоевский пишет самый известный свой роман, который и сегодня является главной визитной карточкой писателя, - "Преступление и наказание". Несколько позже, в 1868 году выходит другое его произведение "Идиот", а в 1870 году выходит его роман "Бесы". Несмотря на то, что писатель в этих произведениях жестоко отнесся к русскому обществу, оно признало все три его произведения.

Позже, в 1876 году у Достоевского появилось собственное издание - "Дневник писателя", которое буквально за год приобрело большую популярность (издание было представлено множественными очерками, фельетонами и заметками и выпускалось небольшим тиражом - всего 8 тыс. экземпляров).

 Начиная с 1971 года, у автора начинается самый плодотворный период. За последние 10 лет своей жизни Достоевский написал множество произведений: "Подросток", "Братья Карамазовы", "Кроткая" и многие другие. Самую большую популярность он приобрел именно в эти годы.

Умер Федор Михайлович Достоевский в 1881 году в конце января и был похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

б) Объяснение учителя «Двойственность мировоззрения Ф.М. Достоевского»

Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны — протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой — проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии.

Эту двойственность можно обнаружить во всех произведениях Федора Михайловича, но особенно ярко она проявилась в романе «Униженные и оскорбленные», написанном в 1861 году. К этому времени Достоевский глубоко познал социальную несправедливость, царящую в обществе, изучил быт и нравы среднего класса — мелкого чиновничества и мещанства, особенно же представлял себе жизнь социальных низов — городской бедноты. Это отразилось в мировоззрении и творчестве писателя.

А. В. Луначарский отмечал, что социальное положение Достоевского, загнавшее его в общественные низы, давшее ему отведать горечь существования униженных и оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и сострадать не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого протеста, на путь мечтаний о «радикальной реформе всего общественного уклада». Роман «Униженные и оскорбленные», отнесенный критиками к «натуральной школе», отражает боль писателя о человеке, который признает себя не в силах или даже не вправе быть человеком, настоящим, самостоятельным, уверенным в себе.

Именно униженные обществом, оскорбленные самыми близкими и, казалось, родными, герои Достоевского страдают и мучаются, плачут и переживают, пытаются найти выход из заколдованного круга, а его и нет. Действие романа происходит в величественном и прекрасном городе — Санкт-Петербурге. Но мы видим лишь грязные подворотни, квартиры, подобные «сундукам», крутые темные лестницы. Невежество и страх царят в этих темных углах. Невозможно себе представить, что здесь может родиться творчество.

Поиск ответов на вопросы: зачем мы? Куда идем? Кто мы? – в условиях ломки привычных взглядов, крушения авторитетов, переоценки ценностей – приводят нас к Достоевскому.

в) « Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов

Какие события в жизни писателя вы считаете важнейшими?

За какое преступление Ф.М. Достоевский едва был не казнен, а затем отправлен на каторгу?

Каковы творческие искания Ф.М. Достоевского?

г) « Под сенью дружных муз» сообщение учителя « Дом –музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе» с опорой на фотопрезентацию.

Небольшой старинный провинциальный город Старая Русса Новгородской губернии оставил свой след в биографии и творчестве Ф. М. Достоевского. Старая Русса живописно расположена на реке Полисти, в центре города происходит слияние ее с Перерытицей и Порусью. Город издавна славился своими минеральными источниками, привлекавшими многообразное общество из Москвы и Петербурга. Это место было выбрано семьей Достоевских для летнего отдыха с детьми.

20 апреля 1872 года Достоевский писал своей сестре В. М. Ивановой: "Так как вопрос о даче для нас слишком важен, мы по совету Владиславлевых и поручили им... нанять дачу в Строй Руссе. Владиславлевы хвалят место, хвалят воды, дешевизну и комфорт. Правда место озерное и сыренько, это известно, но что делать... Наверно наймем в Старой Руссе, тем более, что уж очень много удобств - дешевизна, скорость и простота переезда и, наконец, дом с мебелью, с кухонной дае посудой, воксал с газетами и журналами и проч. и проч." Впервые Достоевские приехали в Старую Руссу 18 мая 1872 г. - Любе было неполных 3 года, а Феде еще не исполнился год. Город с буйной зеленью садов, колокольным звоном многих церквей производил отрадное впечатление. Начиная с этого времени, семья стала приезжать в Руссу каждое лето. 

Первое лето Достоевские жили в доме настоятеля церкви св. Георгия, о. Иоанна Румянцева, ставшего духовником писателя. "Батюшка Румянцев есть мой давний и истинный друг", - напишет впоследствии в одном из писем Достоевский.

В доме о. Иоанна в это лето Достоевский работал над завершением романа "Бесы". Некоторые старорусские впечатления и реалии вошли в этот роман.

Несмотря на то, что первое лето оказалось не очень удачным (болели Люба и Анна Григорьевна, лето выдалось холодное), на следующий год Достоевские вновь решили снять дачу в Старой Руссе. На этот раз поселились в деревянном двухэтажном доме на набережной Перерытицы, принадлежавшем отставному подполковнику А. К. Гриббе.

Жизнь в Руссе так полюбилась Достоевским, что они решили провести здесь даже зиму 1874/75 гг. (правда, для зимней жизни перебрались в другой, более теплый дом, поближе к центру города). Здесь, в уединении, Федор Михайлович напряженно работал над романом "Подросток", в котором эпизод из жизни провинциального города Афимьевска и образ купца Скотобойникова связаны со Старой Руссой.

В мае 1876 г. Достоевский приобрел дом на берегу Перерытицы у наследников умершего к тому времени А. К. Гриббе. Впервые у писателя, всю жизнь кочевавшего по квартирам и не имевшего никакой собственности, появился свой дом. здесь жили уже трое детей Достоевских, так как 10 августа 1875 г., в Старой Руссе, у них родился сын Алексей.

Анна Григорьевна вспоминала впоследствии: "Благодаря этой покупке, у нас, по словам мужа, "образовалось свое гнездо", куда мы с радостью ехали раннею весною и откуда так не хотелось нам уезжать позднею осенью. Федор Михайлович считал нашу старорусскую дачу местом своего физического и нравственного отдохновения; помню, чтение любимых и интересных книг всегда откладывал до приезда в Руссу, где желаемое им уединение сравнительно редко нарушалось праздными посетителями... Дача г. Гриббе была не городской дом, а скорее представляла собой помещичью усадьбу, с большим тенистым садом, огородом, сараями, погребом и пр. Особенно ценил в ней Федор Михайлович отличную русскую баню, находившуюся в саду... Мужу нравился и наш тенистый сад и большой мощеный двор, по которому он совершал... прогулки в дождливые дни, когда весь город утопал в грязи... Но особенно нравились нам обоим небольшие, но удобно расположенные комнаты дачи, с их старинною, тяжелою, красного дерева мебелью и обстановкой, в которых нам так тепло и уютно жилось".

В Старой Руссе Достоевский много и интенсивно работал. Здесь была написана значительная часть последнего романа - "Братья Карамазовы". Провинциальный маленький городок Скотопригоньевск, в котором происходит действие романа, во многом напоминает Старую Руссу, а для жителей этого города узнаваемы были и некоторые персонажи и ситуации романа. Старая Русса - навсегда стала городом "Братьев Карамазовых".

Для Достоевского Россия - это не только Петербург, Москва, но, может быть, в первую очередь провинция, уездное захолустье, маленькие города вроде Старой Руссы. Не случайно действие романа , задуманного как большое художественное обощение о жизни и судьбах поколений прошлой, настоящей и будущей России, Достоевский решил развернуть на фоне такого провинциального города, жизнь которого он хорошо знал по Старой Руссе.

Лето 1880 г., проведенное в Руссе, было чрезвычайно насыщено творческой работой. В мае именно здесь, за две недели была написана Пушкинская речь. 22 мая Достоевский выехал из Старой Руссы в Москву, чтобы участвовать в торжествах, посвященных открытию памятника Пушкину на Тверском (Страстном) бульваре. Открытие состоялось 6 июня, а 8 июня Достоевский произнес свою речь на торжественном заседании в Обществе любителей российской словесности. Успех был огромный. Публика увидела в Достоевском духовного учителя, пророка. В Старую Руссу он вернулся в зените славы и общественного признания.

В тиши старорусского дома его ждала работа: "... буквально измученный, воротился в Старую Руссу. Здесь тотчас же засел за "Карамазовых", написал три листа, отослал и затем тотчас же, не отдохнув, написал один № "Дневника писателя" (в который войдет моя речь), чтоб издать его отдельно как единственный № в этом году".

Напряженная работа сменялась кратким отдыхом, занятиями с детьми. В августе Федор Михайлович пишет жене, уехавшей ненадолго по делам в Петербург: "... Мы с Федей на извощике... отправились в Городской сад, что на Красном берегу, рядом с Дворцовым садом. Там было много народу, спускали шар и пели военные песельники".

Старорусское житье 1880-го года затянулось. 6 октября семья уехала в Петербург. Лето было исключительно плодотворным. Но оно стало последним в жизни писателя. 28 января 1881 г. Ф. М. Достоевский скончался.

После смерти Достоевского Анна Григорьевна продолжала приезжать в Старую Руссу, бережно сохраняя память об их совместной жизни в этом доме. Последний раз она жила здесь в 1914 г. Дом пережил события революции и войн и сохранился до наших дней. В 1931 г. на нем была установлена мемориальная доска, а к 150-летию со дня рождения Достоевского, в 1971 г. была открыта экспозиция, ставшая основой музея. Создателем экспозиции был Г. И. Смирнов, энтузиаст, ставший первым директором Музея.

Мемориальный дом-музей Ф. М. Достоевского был открыт 4 мая 1981 г. На втором этаже дома, в шести комнатах, где жила семья писателя, восстановлена окружавшая их обстановка. В мемориальной экспозиции использованы подлинные вещи писателя и членов его семьи, документы, прижизненные издания произведений Достоевского, мебель его эпохи. На первом этаже дома располагаются служебные помещения, в нижней гостиной организуются выставки, проходят ежегодные научные чтения, устраиваются литературные и музыкальные вечера. В школах Старой Руссы дети изучают творчество своего великого земляка по особой, расширенной программе. Гости Старой Руссы могут познакомиться с местами, нашедшими отражение в романе "Братья Карамазовы".

5.Аналитическая работа с текстом повести « Белые ночи»

а) Вступительное слово учителя

- В 1848 году Достоевский создает свой « сентиментальный роман» о петербургском мечтателе- повесть « Белые ночи»

б) Беседа: первичное восприятие прочитанного

- Кратко перескажите сюжет повести « Белые ночи»

- Определите композиционные особенности повести.

- Озаглавьте с помощью цитат части повести, например, « Ночь первая- « Я мечтатель»

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя

На протяжении своего нелегкого творческого пути Ф.М. Достоевский не прекращал размышлять над главной , по его мнению, проблемой человечества – преодоления гордыни, основного разобщения людей.

Домашнее задание

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации