Фольклорный праздник для старших дошкольников «Кузьминки»
Фольклорный праздник для старших дошкольников
«Кузьминки»
Выполнила: Матанцева С.Р. –
музыкальный руководитель
Цель:
приобщение детей к традициям и обычаям русского народа;
развивать у детей любовь к русским традициям;
продолжать знакомить детей с русским народным творчеством и фольклором;
создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции;
учить добрым и дружеским отношениям
Рекомендации: незадолго до проведения мероприятия воспитатель беседует с детьми о роли календарных праздников в жизни крестьян, о традициях и обычаях и т.п., рассказывает что такое «Кузьминки». Детям даётся задание: вместе с родителями подобрать народные пословицы и поговорки о труде, мастерстве и лени.
Атрибуты: магнитофон с записью фонограмм, музыкально-шумовые инструменты, народные костюмы для действующих лиц, шкатулка с рукоделием, ящик с инструментами
Действующие лица: хозяйка, она и ведущая, Витюша (взрослый)
Ход праздника.
Музыкальный зал оформлен в стиле русской избы – русская печь, стол, накрытый праздничной скатертью с самоваром, скамьи для гостей, предметы кухонной утвари, стол с угощением, прялка, чучело Кузьки, чайные чашки, вазочки с вареньем, медом и т.д.
Звучит мелодия русской народной песни. Детей встречает хозяйка дома (она и ведущая) в праздничном русском наряде, накинутой на плечи цветастой яркой шали, музыка постепенно стихает (у детей в руках узелки, в них еда: лепёшки, пирожки, яйца и т.д.)
- Здравствуй, хозяюшка, принимай угощения.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, ой богат будет сегодня стол всыпчину да в складчину, тут и пирожки, и блины и т.д. Проходите, рассаживайтесь, гости добрые, милости просим на осенние посиделки наши! День короток, вечер долог, чем себя занять, как не гостей встречать да привечать (заводит тесто и ставит в печь).
Будем веселиться, песни петь, плясать,
В игры разные играть,
Смеяться и шутить,
Никому не дам грустить!
Пригласила я вас неспроста, а по случаю, и вот по какому: вспомнить былые времена и отметить праздник, который когда-то любили отмечать наши предки, Кузьминки. Почему праздник в народе называют Кузьминки?
Дети: Об осени поминки, отмечают в конце осени, прославляли тех, кто хорошо работал, после Кузьминок люди начинали готовиться к встрече зимы и т.д.
Хозяйка: Правильно, ребята, полевые работы к этому времени закончены, корма для животных заготовлены, запасы для себя необходимые сделаны. Наступало время для домашних дел. Мужчины подшивали зимнюю обувь, готовили к зиме сани, валяли валенки. Женщины рукодельничали, пряли холсты, ткали. В праздник собирались в одной какой-нибудь избе, в той, что попросторнее и посветлее, да где хозяева погостеприимнее, приносили свои лучшие работы, чтобы похвалиться умением и мастерством, да и просто так, а с шуткой и с песней веселой, а потом устраивали застолье, пировали, гуляли, плясать не забывали. Что там говорить, хоть и тяжело, трудно жилось людям в былые времена, умели они веселиться, да ещё как…
Песня: «Серенький козлик»
Хозяйка: Сейчас загадаю загадку, в которой говориться о самой главном предмете в доме.
Наша барыня-сударыня
Толста и бела,
Гусей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Дети: это русская печь.
Хозяйка: а кто из вас видел русскую печь или грелся даже у нее? Что можете про нее рассказать? А сказки знаете, в которых говорится о русской печи?
Дети: обогревает дом, в ней можно приготовить еду, спать на ней и т.д.
Хозяйка: А сейчас девчушки запевайте-ка частушки
И мальчишки помогайте, дружно подпевайте.
Частушки с родителями
Хозяйка: Спасибо, повеселили, а теперь
Развеселый вы народ,
Становитесь-ка в хоровод ,
Будем в «селезня» играть
Крепко- крепко целовать.
Игра: «Селезень»
Хозяйка: я вот все смотрю, да радуюсь, как много у меня гостей! А много гостей - много новостей.
Дети: А каких новостей?
Хозяйка: Да веселых. Вот послушайте.
1.
- Андрейка, детка, о чем плачешь?
- Об ворота головой ударился!
- Когда это случилось?
- Вчера
- А что же ты сегодня плачешь?
- Да ведь вчера никого дома не было.
2.
- Где ты был, брат Иван?
- В горнице
- Что делал?
- Петру помогал!
- А Петр что делал?
- Да на печи лежал!
Хозяйка: С большим уважением относились все к людям преуспевающим в своем ремесле. Про таких говорили в народе, что руки у тех золотые, мастеровые.
А вот тех, кто трудиться не желал, в делах не преуспевал, наоборот, всячески высмеивали. У нашего народа много есть пословиц о труде и лени, давайте вспомним их.
Не привыкай к безделью – учись рукоделию
У кого сноровка, тот и действует ловко
Без труда чести не получишь
Все едят да не все работают
Долог день до вечера , коли делать нечего
Труд человека кормит, а лень портит
Землю красит солнце, а человека труд
Умные руки не знают скуки и т.д.
Хозяйка: Знавала я одного такого «работничка», все бока себе намял, на лавке-то лёжа, уж такой трудяга был! Кушать очень он любил, а работать – он без сил…
Сценка с Витюшей
- Ребята, а среди вас случайно нет таких вот Витюш?
Дети: нет!
Хозяйка: молодцы ребята, а плясать умеете?
Танец: «Кадриль»
Хозяйка: Здорово плясали, а родители играли, молодцы.
А теперь вы, ребята,
Инструменты разбирайте
И в оркестре поиграйте.
Оркестр р.н.м. (в исполнении детей)
Хозяйка: А сейчас игра- веселись детвора.
Игра: «Гори, гори ясно»
Хозяйка: А загадки мудреные когда-нибудь разгадывали?
Дети: Да!
Хозяйка: А вот попробуйте мои загадки разгадать, только они не простые…
Хозяйка: Для девочек у меня подготовлены загадки вот в этой корзине с рукоделием. Они так и называются рукодельные.
А для мальчиков загадки вот в этом мастеровом ящике находятся и называются они хозяйственными. Вот послушайте, да отгадайте.
(вначале загадывает девочкам, в качестве ответа они должны вытащить из корзины с рукоделием тот предмет, который загадывает ведущая)
Рукодельные загадки
2 конца, 2 кольца, посередине гвоздик (ножницы)
Всех на свете обшиваем, что сошьем, не надеваем (иголка)
Держится подружка за мое ушко, стежкою одною век бежит за мною (нитка и иголка)
Две стройные сестрицы в руках мастерицы (вязальные спицы)
На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток)
(потом идут загадки для мальчиков, отгадавший должен достать из ящика нужный инструмент)
Хозяйственные загадки
Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. (Пила)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, а он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
Я землю копала – ничуть не устала, а кто мной копал, тот и устал. (Лопата)
Мы в работе помогаем: держим, тянем, зажимаем. (Клещи)
Я одноног, но не хромаю,
Ни перед кем, ни перед чем,
Своей я шляпки не снимаю,
Да и снимать ее зачем? (Гвоздь)
Хозяйка: шуточная песня «Жила – была бабка»
А сейчас, ребятки, поиграйте в мою любимую игру!
Игра «Пирог»
Хозяйка: Вот вы, дети, веселитесь, а про нашего Кузьму забыли!
А ведь сегодня его праздник! Красному гостю – красное место!
(выносит куклу Кузьку)
Давайте его повстречаем.
Хоровод: «Милый наш Кузюшка»
(Кузьку носят по кругу в конце – «падает»)
Ох, упал, родимый, знать осени конец.
Кузьма и Демьян осень с собой увели, дорогу к зиме вымостили.
Дорогие мои гости! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!
Вместе: Прощай Кузюшка!
До новой осени!
До нового урожая!
(чучело уносят)
Хозяйка: Ай, и как же здорово у вас получается!
И работаете на славу, и веселиться умеете от души!
За такое веселье – моё вам почтенье!
И ждет вас вкусное угощенье!
Прошу садиться за столы дубовые, да отведать курника именинного!
(дети и гости садятся за столы, угощаются курником, яствами).