Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»
Здравствуйте. Меня зовут Буркова Ольга Михайловна. Вашему вниманию мы представляем сегодня проект фольклорного праздника «Деревенские посиделки» в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, кружок «Истоки».
Согласно ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС является технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию, где ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев.
Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Также работа по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство», программы внеурочной деятельности школьников «Подвижные игры», через взаимодействие с родителями.
Цель проекта: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.
В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:
Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора.
Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.
Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.
Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, потешки, приговоры, легенды)
Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)
Изучение игрового фольклора.
В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с детьми, родителями. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С детьми проводились беседы, игры, разучивание фольклорных произведений.
Результат работы представлен фольклорным праздником «Деревенские посиделки».
Представленный проект рекомендую использовать учителям, музыкальным руководителям в организации работы по фольклору.
Итак, мы представляем вам наш проект «Деревенские посиделки». Помогать нам будет преподаватель музыкальной школы (баянист).
Дорогие гости,
Будьте как дома!
Наш уют домашний
Каждому виден.
В тесноте, быть может,
Да не в обиде.
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяйка прибирает «в избе», ставит самовар, пороги. Поёт песню «ПИРОГИ», на проигрыше входят девушки и начинают подпевать хозяйке.
|
ПИРОГИ Текст песни
Пироги, пироги С пирогами будет чай Пироги, пироги Будем песни распевать, Пироги, пироги Мы о вкусных пирогах Пироги, пироги |
Хоз.
Рада видеть вас у себя в гостях.
Давно вас поджидаю.
Праздник большой, праздник радостный начинается,
что по старинному обычаю посиделками называется.
Под русскую народную песню «Светит месяц» выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах.
Мальчик: Стоит Фома
Посреди двора,
Супротив терема высокого,
Супротив крыльца широкого.
Нетёсан терем,
Нетёсан, только хорошо окрашен.
Мальчик: Дома ли Марья, дома ли Дарья,
Дома ли душенька Настюшенька?
Девочки: (все вместе из теремка) Мы туточки! (Под музыку из-за теремка выходят девочки).
Мальчики:
1-й.
Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!
Добры молодцы идут погулять немножко!
2-й.
Хлебу да соли долог век!
Хозяюшке более того!
3-й.
Живи, изба, здорово, живи богато!
Чтобы было тепло, чтобы было светло,
Чтобы своё водилось и нам хватило!
4-й.
А девицам-красавицам мы принесли подарки:
Пряники печатные, конфеты сахарные.
(Отдают угощение девочкам и садятся на лавки)
Хоз.
Спасибо на добром слове. А откуда вы пришли?
1-й.
Мы пришли из деревни Веселухино! Там песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня посреди двух дорог: кто не пройдёт, всяк рассмеётся, кто не проедет – всякий спляшет и споёт.
Хоз.
Вот вы какие весёлые! А с чем вы к нам пришли на посиделки?
2-й.
А пришли мы с весёлой песней «Во кузнице» (после исполнения, рассаживаются по местам).
Девочка: Припасли мы для вас забавушки
На всякий вкус –
Кому сказку, кому правду,
Кому песенку.
Девочка: Небылицы в лицах,
Сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки
Да говорят насмешки.
Дети поочередно выходят и инсценируют потешки:
Два мальчика поочерёдно:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался!
Девочка и мальчик:
- Сын, сходи за водой.
- Да живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать зовёт, надо идти!
Две девочки:
- На улице две курицы
С петухом дерутся.
- Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Как нам жалко петуха».
- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Как нам жалко петуха».
Два мальчика:
- Фома, что из лесу не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда.
- Да он не идёт.
- Ну, так сам иди.
- Так он и меня не пускает.
Девочка.
- А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!
Два мальчика.
- Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"
- Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!
Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!
Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
- Да ведь это налим!
- Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает
Выходят девочка и мальчик.
Девочка: А ну хватит вам болтать,
Время пляску начинать.
Мальчик: Обойди хоть всю планету
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка: Раздайся, народ!
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу,
На людей погляжу!
Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»(танец)
Девочка: Вдоль улицы во конец
Шёл удалый молодец.
Мальчик: То был Ваня - удалец!
Удалец – молодец!
Девочка: Шла собака через мост
Четыре лапы – пятый хвост,
А шестое брюхо.
Выходи, Ванюха!
Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Девочки исполняют частушки.
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька.
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька!
Я сирени наломаю,
Набросаю у ворот.
Заплету я русу косу.
Пусть завидует народ!
Частушки поют мальчики.
На окошке два цветочка –
Голубой да аленький,
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся назад –
Сапоги мои лежат.
Ёлки-долги, ёлки-долги,
Ёлки да осиночки.
На поляне девки пляшут,
Скрипают ботиночки.
Вновь поёт девочка.
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам,
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
После исполнения частушек проводится игра «Как у дяди Трифона».
Как у дяди Трифона
Было семеро детей.
Было семеро детей – было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так:
Все: "Как?"
"Трифон": "А вот так!" (один показывает какое-то движение танцевальное, все повторяют под наигрыш).
Девочка: Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Все: Тары – бары - растабары,
Выпьем чай из самовара!
Поочерёдно: - С сухарями!
- С кренделями!
- С бубликами вкусными,
- С сушками, ватрушками!
Все: Тары – бары – растабары,
Посидим у самовара!
Чаю сладкого попьём,
Нашу песенку споём!
Инсценировка русской народной песни «Блины».
(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)
Девочка:
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Два корыта киселя,
Девяносто два блина.
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте.
Нас добрым словом вспоминайте!
Общий поклон. Праздник заканчивается чаепитием.
Дорджиева Кермен Степановна