Фольклорно- музыкальный кружок «Калинка- малинка» для 1 класса
Рабочая программа фольклорно- музыкального кружка
« Калинка -малинка»
1 класс
Срок реализации : 1 год
Разработала :
Казанцева Светлана Олеговна
Учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Программа представляет собой курс, целью, которого ввести обучающихся начальной школы в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве культуры. Подвести к сознанию глубины и значимости культур других народов мира.
Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет им расти личностями, сознающими свою принадлежность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества. Поможет воспитывать в себе высокие нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить ум, талант и мудрость народную.
В процессе обучения дети познакомятся с особенностями жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами, получат представление о труде, жилище, традиционной одежде русского, мордовского, татарского народов и частично других народов мира в их историческом развитии.
Основная задача программы – формирование в подрастающем поколении уважения к национальной культуре, языку, вере.
Программа позволяет развивать индивидуальные творческие способности школьников, их исполнительские качества, артистизм. Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного декоративно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению. Программа представляет собой интегрированный курс, который позволяет детям получать и дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, экологии, рисованию и др.).
Цель курса «Калинка-малинка» - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочнось, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие, мастерство, изобретательность, правдивость и др. Курс «Калинка- малинка» даёт возможность восстановить самую главную общественную ценность – семью.
Задачи:
Образовательные:
1.Дать знания о различных видах русского народного творчества
2.Развивать интерес к русской-народной культуре
Развивающие:
1.Способствовать развитию практических навыков по использованию народного творчества
2. Развивать творческие способности в процессе художественной деятельности
3. Развивать коммуникативные способности
Воспитательные:
1.Способствовать формированию у детей эстетические чувства и художественный вкуса
2. Способствовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре России
Программа рассчитана для детей 7 лет . Срок реализации 1 год. Общее количество часов 38 часов. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных, теоретических и практических форм работы.
Результатом изучения курса «Калинка-малинка» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая ребёнка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество».
Направления реализации данной программы:
1. Изучение и широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, поговорок, скороговорок и т.п.)
В песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты характера народа, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Так, навыки народного пения с особой манерой звукоизвлечения дают сведения о народной музыкальной речи, умение отгадывать загадки развивает мышление и фантазию.
2. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Праздники – знаменательные дни, отмечаемые в связи с радостными, торжественными событиями и сопровождаемые особыми обрядами.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям. Изучение осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинушку». Смысл занятий не в копировании народных обрядов, а в том, чтобы через звук, движение, цвет, композицию приобщить учащихся к духовной энергии, переживанию, заложенным в праздниках.
Праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает ребёнка к активной деятельности. Ощущение праздника – это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа. В процессе подготовки праздника раскрывается его значение, пробуждается интерес и внимание детей и их родителей. Ребёнку нужен костюм. Вот тогда и откроются заветные семейные сундуки. И бабушка примет участие, и дед что-то вспомнит. Так праздник раскроет сердце каждого – и малого, и среднего, и большого человека. Соединятся в круг родословной и предки, и потомки. Таким путём можно восстановить разобщённость поколений. Ребёнок, воспринимая на занятиях поучительный материал, делится дома со своими близкими знаниями, что он получил. Влияние старших в роду на младших дополняется обратным – от ребёнка к взрослому.
3. Знакомство с народным искусством.
Одним из основных компонентов приобщения детей к народной культуре является знакомство с народными ремёслами. Не стоит отбрасывать опыт предков, какие бы выгоды ни сулили современные технологии.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако, в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Рассматривая, народное искусство как основу национальной культуры, считаю необходимым и очень важным знакомить с ним учащихся.
Большую радость приносят детям народные игрушки. Особый интерес вызывают матрешки. Ребятам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно дети подходят к осмыслению понятия народная игрушка. Учащиеся знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах; предлагаю ребятам попробовать самим расписать игрушку, вылепленную из пластилина.
На занятиях проводится лепка дымковских игрушек и их роспись. Ребята с удовольствием осваивают технику дымковской росписи.
Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа – своя вышивка. Она отличается и узором, и способом вышивания. На занятиях дети знакомятся с вышивкой «крестиком» и гладью.
Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. На занятиях дети знакомятся со старинными предметами, украшенными хохломской, Городецкой, гжельской росписью, их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок и др.; рассматривают затейливые узоры на них. Пробуют свои силы в росписи. По каждому из перечисленных видов пособия, альбомы.
На занятиях обучаю детей таким умениям, как изготовление крестьянской куклы, ручное ткачество, украшение пасхального яйца, изготовление новогодних масок. Знакомлю с весенней выпечкой «жаворонки, кресты, лесенки». Рождественскими «козулями» (солёное тесто).
Основные задачи данного направления – воспринимать произведения народного прикладного искусства, обучая учащихся технике росписи, орнамента, развивать творческие способности.
4. Знакомство с народными играми.
Народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребёнка позволяет проводить народные игры на занятиях в качестве минут отдыха с целью развития двигательной активности.
Игра - неисчерпаемый источник, резервуар бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. В разнообразных народных играх заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки. В игре удовлетворяется детская жажда физического действия, душевного общения и предоставляется обильная пища для работы ума, сердца, воображения, воспитываются умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.
5. Знакомство с народным календарём.
Почти каждый день народного календаря чем-то значим, посвящён памяти того или иного святого. На этом внимание не акцентируется, а рассказываю детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе и т.д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения включаю в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят.
Сообщая детям о некоторых приметных днях, можно проводить слушание народных песен, разучивать хороводы соответствующей тематики, тем самым обогащая учащихся знаниями о культуре русского народа, его традициях.
Знакомство с народным календарём может проходить и через творчество: рисование, лепка, аппликация, соответствующих тематике дня в народном календаре. Ребёнок, работая на заданную тему, ещё раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию.
В соответствии с тематикой календарного дня можно предложить ребятам заняться совместной или самостоятельной деятельностью (составление букетов и гербариев, расчистке от снега дорожек, уборка классной комнаты, утеплении кустарников снегом на участке, определить в какую сторону дует ветер, где и почему больше проталин и т.п.). Это побуждает к поиску оптимальных решений для выполнения работы, а также способствует расширению наглядной основы процесса обучения. Таким образом, закрепляем у детей знания об окружающем природе, знакомим с обычаями нашего народа, воспитываем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём.
Календарно-тематический план ( 38 часов)
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | ||
1 | Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров. | Беседа, лекция | 1 | ||
2 | Знакомство с обрядовой песней | Беседа, Практическое занятие | 2 | ||
3 | Русские народные сказки | Практическое занятие | 1 | ||
4 | Посещение краеведческого музея | Экскурсия | 1 | ||
5 | Национальные костюмы разных народов | Беседа, практическое занятие | 1 | ||
6 | Традиционные и обрядовые праздники | Беседа, практическое занятие | 3 | ||
7 | Пляски- заигрыши | Практическое занятие | 1 | ||
8 | Хороводные танцы | Практическое занятие | 2 | ||
9 | Хороводное песни. Частушки | Практическое занятие | 2 | ||
10 | Рождество Христово | Беседа, практическое занятие | 2 | ||
11 | Рождественский концерт | Практическое занятие | 1 | ||
12 | Масленичные гуляния | Практическое занятие | 2 | ||
13 | Трата-та начинается игра… | Беседа, практическое занятие | 3 | ||
14 | Вербное воскресенье | Беседа | 1 | ||
15 | Пасхальные традиции | Беседа | 1 | ||
16 | Былины | Практическое занятие.(Оформление альбома) | 2 | ||
17 | Календарь | Беседа, практическое занятие (Оформление календаря примет) | 2 | ||
18 | Народные игрушки | Практическое занятие | 4 | ||
19 | Народная вышивка | Беседа, практическое занятие | 2 | ||
20 | Подготовка к итоговому концерту | Практическое занятие | 1 | ||
21 | Концерт «Калинка-малинка» | Практическое занятие. ( Форма контроля) | 1 | ||
Всего : 38 | | |
Список используемой литературы .
1. Праздник каждый день. И. Каплунова, И. Новоскольцева.
2. Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и
младшего дошкольного возраста: пособие для практ. Работников ДОУ/
Н. В. Зарецкая, М.: Айрис - пресс, 2016
3. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и
музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика -
Синтез, 2015.
4. Музыкальные игры и пляски в детском саду. Редактор Н. М. Шереметьева.
5. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень -
зима. - Волгоград : Учитель, 2013.
6. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки/ Сост.
Н. Н. Доломанова, - М.: ТЦ Сфера, 2017.
7. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников :
средняя, старшая, подготовительные группы. - М.: ВАКО, 2018.
8. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: 000 «ИКТЦ «Лада»», 2019.
9. Веселая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3 -10 лет. /
Бердникова Н. В. Худож. Афончива Е. А. - Ярославль : Академия развития ,
2005.