Фонд оценочных средств по дисциплине ОП.03.Административное право
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГБПОУ
«ЧЕЧЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГЕТИКИ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МК Зам директора по УМР Директор ГБПОУ«ЧТЭ»
профессионального цикла Л.С. Умарова Селимов Б.Б.
протокол №___от_______20__г. «____»_______20___г. «___»_______20____г.
Фонд оценочных средств
по дисциплине ОП.03.Административное право
Специальность 40.02.01.Право и организация социального обеспечения
курс 2 -3, семестр 4-5
Распределение учебного времени:
Всего-50 ч.
Лекции-44 ч.
Практические занятия- 6 ч.
Самостоятельная работа- 25 ч.
Составитель: Абубакарова Л.М.
г. Грозный
Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОП.03.Административное право предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования.
Фонд оценочных средств по учебной дисциплины «Административное право» включает все виды оценочных средств, позволяющих проконтролировать освоение обучающимися профессиональных и общекультурных компетенций, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования по рабочей программе дисциплины.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Чеченский техникум энергетики».
Разработчик: преподаватель учебной дисциплины «Административное право» ГБПОУ «ЧТЭ» Абубакарова Луиза Магомедовна.
Рассмотрен и рекомендован методической комиссией профессионального цикла ГБПОУ «Чеченский техникум энергетики» протокол №___ от_____ ___г
Одобрен учебно-методическим советом ГБПОУ «Чеченский техникум энергетики» протокол № __ от __________г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| 4 |
| 4 |
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ учебной дисциплины | 6 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
1.Паспорт фонда оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины ОП.03. Административное право обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО «Право и организация социального обеспечения» следующими умениями, знаниями:
уметь:
отграничивать исполнительную (административную) деятельность от иных видов государственной деятельности; составлять различные административно-правовые документы; выделять субъекты исполнительно-распорядительной деятельности из числа иных;
выделять административно-правовые отношения из числа иных правоотношений; анализировать и применять на практике нормы административного законодательства; оказывать консультационную помощь субъектам административных правоотношений; логично и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по административно-правовой проблематике;
знать:
понятие и источники административного права; понятие и виды административно-правовых норм; понятия государственного управления и государственной службы; состав административного правонарушения, порядок привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний, понятие и виды административно-правовых отношений; понятие и виды субъектов административного права;
административно-правовой статус субъектов административного права;
которые формируют профессиональные и общие компетенции:
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Формой аттестации по данной дисциплине является дифференцированный зачет.
2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. | Форма защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Право на судебную защиту. Роль правосудия по гражданским делам | Текущий контроль в форме: - устного опроса по материалу курса на практических занятиях; - тестирования; |
ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; | иметь представление об основных понятиях административного права, о формировании управленческих (административных) отношений, о роли и месте административного права в системе Российского права. Умение анализировать и решать юридические проблемы в сфере административных отношений, анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организации. | Текущий контроль в форме: - устного опроса по материалу курса на практических занятиях; -тестирования; |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | знать понятие и юридическое значение актов исполнительной власти; специфические признаки правовых актов исполнительной власти; отличие правовых актов исполнительной власти от правовых актов других. издание правовых актов исполнительной власти. Порядок и стадии принятия актов исполнительной власти. виды административно- правовых методов. Убеждение, поощрение, принуждение. | Текущий контроль в форме: - устного опроса по материалу курса на практических занятиях; - тестирования; |
ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в процессе профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - понятия и виды субъектов административного права, знать классификацию субъектов административного права, их права и обязанности | Текущий контроль в форме: - устного опроса по материалу курса на практических занятиях; - тестирования; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребителями | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. | Текущий контроль в форме: - устного опроса по материалу курса на практических занятиях; |
ОК7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - знать понятие и юридическое значение актов исполнительной власти; специфические признаки правовых актов исполнительной власти; отличие правовых актов исполнительной власти от правовых актов других. | Текущий контроль в форме: - устного опроса по материалу курса на практических занятиях; |
ОК8. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. | анализ нормативных правовых актов в области страхования граждан и социальной защиты населения; -проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Решение ситуационных задач |
ОК9Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. | знать понятие, основания и условия ответственности; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, порядок привлечения к административной ответственности; | Текущий контроль в форме: - устного опроса по материалу курса на практических занятиях; - тестирования; |
ОК 10 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. | Знать сущность и систему способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти. Соотношение контроля и надзора в системе государственного управления. Государственный контроль, цели и правовые средства контроля в сфере исполнительной власти. Административный надзор. Понятие, цели и задачи надзора прокуратуры за исполнением законов и соответствием актов управления действующему законодательству. | Текущий контроль в форме: - устного опроса по материалу курса на практических занятиях; - тестирования; |
3. КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕПредметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов:
практическое задание;
контрольные вопросы и типовые задания для семинарских занятий;
аннотации, написания рефератов, сообщений;
перечень промежуточных зачетных пороговых заданий для выставления отчетности по курсу;
комплексные практические задания;
формы контроля на занятиях, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.
3.1. ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
К теме занятия: Государственные служащие.
Как соотносятся между собой понятия «государственная должность» и «должностное лицо»?
Назовите признаки, отличающие государственную службу от иных видов службы.
По каким критериям могут быть дифференцированы обязанности, права и ограничения государственных служащих?
Назовите отличительные признаки федеральной государственной службы.
В чем особенность правового регулирования государственной службы субъектов РФ?
Какое юридическое значение имеет реестр государственных должностей государственной службы?
Из каких стадий складывается процесс прохождения государственной службы?
Как соотносятся между собой конкурс и назначение на государственную должность, конкурс и квалификационный экзамен?
В каких случаях при поступлении на государственную службу устанавливается испытание?
С какой целью проводится аттестация государственных служащих, какие последствия она влечет?
Задания для работы в часы самоподготовки
1.Изучить предлагаемую для данной темы литературу.
2.Раскройте понятия «государственный служащий», «гражданский служащий» на основе федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Перечислите все виды государственной службы и, соответственно, государственных служащих по действующему законодательству.
3.Какая классификация должностей государственной гражданской; службы установлена в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?
Проанализируйте все определения понятия должностного лица в действующем законодательстве и на этой основе разъясните, кто из ниже перечисленных относится к должностным лицам: директор организации (учреждения), начальник отдела, заведующий оптовой базой (складом), прокурор, губернатор, начальник РОВД, постовой милиционер, секретарь судебного заседания районного суда, врач и главный врач больницы, глава районной администрации и мэр города, доцент кафедры, ответственный секретарь приемной комиссии университета, проректор по административно-хозяйственной работе.
Разъясните, имеются ли различия в понятии «должностное лицо» в уголовном и административном праве.
С учетом сформулированных наукой административного права и закрепленных в законодательстве признаков государственного служащего определите, кто из названных ниже работников является (или не является) таковым: Президент РФ; Председатель Правительства РФ; председатель районного суда, районный прокурор, районный военный комиссар; призывник, проходящий курс молодого бойца; Председатель Государственной Думы; губернатор области; мэр города; секретарьмашинистка; главный инженер завода; ректор вуза.
Классифицируйте названных здесь служащих по всем возможным основаниям и критериям.
Определите, какие из названных ниже государственно-правовых установлений охватываются понятием «должность»: аспирант, доктор наук, профессор, начальник штаба, полковник, государственный советник юстиции 2 класса, прокурор области, врач, медицинская сестра, инженер, техник, юрист, студент, бомж, безработный.
Какие способы замещения должностей государственной службы предусмотрены действующим законодательством и каким именно? Дайте характеристику сущности и особенностей каждого из этих способов.
Дайте понятие дисциплинарной ответственности, назовите ее характерные особенности и отличительные признаки. Раскройте специфику дисциплинарной ответственности через краткую характеристику всех элементов ее структуры.
Со ссылкой на конкретные нормативные акты перечислите все меры поощрения, которые могут применяться к государственным и муниципальным служащим. Кто и в каком порядке может представлять государственных и муниципальных служащих к присвоению почетных званий РФ и к награждению почетной грамотой Правительства РФ? Ответ обоснуйте ссылками на действующее законодательство.
Заполнить карту сравнительного анализа видов государственной службы.
| Признаки | Гражданская Служба | Правоохранительная служба | Военная служба | ||
| Нормативная основа | | | | ||
| Способы замещения должностей | | | | ||
| Сроки замещения должностей | | | | ||
| Организации, в которых проходят службу | | | | ||
| Виды чинов и званий | | | | ||
| Меры поощрения служащих | | | | ||
| Меры взыскания | | | | ||
Прекращение государственно служебных отношений | | | | | ||
| | |
Критерии оценки самостоятельных работ
«неудовлетворительно» - раскрыто содержание менее 50% вопросов;
«удовлетворительно» - раскрыто содержание 50% – 60% в полном объёме;
«хорошо» - даны подробные ответы на 70 % - 90% вопросов.
«отлично» - даны подробные чёткие ответы на более чем 90% вопросов.
Темы рефератов и докладов
1.Место и роль государственной службы в системе государственного управления.
2.Этические требования, предъявляемые к государственным служащим.
3.Борьба с коррупцией в системе государственной службы.
К теме занятия: Административная ответственность.
В каких случаях наступает административная ответственность?
Возможна ли административная ответственность без вины?
Можно ли привлечь к административной ответственности за бездействие?
Можно ли применение мер административного пресечения считать применением административной ответственности?
К каким категориям лиц не применяется административная ответственность?
На основе, каких критериев созданы главы особенной части КоАП РФ?
Можно ли за одно деяние подвергнуть административной и дисциплинарной одновременно?
Можно ли за одно деяние подвергнуть административной и гражданской ответственности одновременно?
Как соотносятся нормы КоАП РФ, АПК РФ, ГПК РФ, НК РФ в регулировании административной ответственности?
Если арбитражный суд рассматривает дело о привлечении юридического лица к административной ответственности, делает ли он это в порядке, установленном АПК? Почему?
Методические рекомендации
Административная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленный законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, состав которого и санкции устанавливаются законом.
В соответствии с КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Структура состава административного правонарушения включает:
объект правонарушения - общественные отношения, охраняемые нормами административного права, на которые посягает правонарушитель;
объективную сторону - конкретное действие (бездействие), выразившееся в нарушении установленных правил;
субъект административного правонарушения - физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, вменяемый) и юридическое лицо;
субъективную сторону состава (в отношении физических лиц) - психическое отношение субъекта к совершаемому им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В России регулирование административной ответственности осуществляется Кодексом РФ об административных правонарушениях принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства действующего по месту и во время совершения проступка. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
КоАП предусматривает возможность освобождения лиц от административной ответственности в случаях крайней необходимости, признания, в установленном порядке, физического лица невменяемым, а также при малозначительности административного правонарушения.
В КоАП определен перечень органов (должностных лиц), которые вправе применять меры административной ответственности (Раздел III).
Административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
КоАП установлены следующие виды административных наказаний: предупреждение, штраф, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Возмездное изъятие и конфискация, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, другие административные наказания могут применяться только в качестве основных.
Законодатель, определяя общие правила назначения административного наказания, установил следующие основные требования, которыми обязаны руководствоваться все органы, осуществляющие административную юрисдикцию:
наказание назначается в пределах, установленных нормативным правовым актом, предусматривающим ответственность за совершение данного правонарушения;
наказание должно быть применено в точном соответствии с законом;
при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При оценке студента надо руководствоваться следующими критериями:
1.полнота и правильность ответа;
2.степень осознанности, понимания изучаемого материала;
3.знание терминологии и ее правильное использование;
4.соответствие требованиям учебных программ по дисциплинам.
Оценка «5» ставится, если студент:
-свободно ориентируется в излагаемом материале, владеет базовой терминологией в объеме, предусмотренном учебной программой по дисциплине;
-обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике; подкрепляет теоретические положения нетривиальными примерами, почерпнутыми из опыта самостоятельной работы над темой;
-умеет структурировать содержание ответа в соответствии с поставленным вопросом; способен ответить на вопросы спонтанно, без подготовки.
Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но не всегда умеет соотнести теоретические знания с практикой, допускает немногочисленные ошибки при анализе экономических показателей, требующие уточняющих вопросов, которые сам же исправляет или дополняет.
Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но:
-излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке основных определений;
-не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
-допускает ошибки при анализе экономических показателей, которые не всегда может самостоятельно объяснить.
Оценка «2» ставится в случае незнания студентом большей части материала, терминологии дисциплины, наличии грубых ошибок; беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному изучению последующего материала.
ЗАДАНИЕ (практическая работа)Вариант 1.
Задача 1.
Пятнадцатилетний школьник, выбежав на проезжую часть улицы, создал аварийную ситуацию, однако дорожно-транспортного происшествия удалось избежать. За это он был оштрафован сотрудником Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) на 1 МРОТ. Правильно ли наложено наказание?
Задача 2.
Военнослужащий, старший лейтенант Сергеев, был задержан на улице патрульно-постовой службой милиции за то, что находился в нетрезвом состоянии, нецензурно выражался, приставал к гражданам. Административная комиссия наложила на Сергеева за данное правонарушение административное наказание в виде штрафа, а его начальник по службе объявил ему о неполном служебном соответствии.
Какие нарушения закона вы усматриваете в этой ситуации?
Задача 3.
Комендант студенческого общежития издал приказ, в соответствии с которым студентам запрещалось включать свет в комнатах после 23 часов, а после 24 часов закрывался вход в общежитие. Председатель студенческого совета обжаловал этот приказ ректору института, который отменил его. Дайте правовую оценку действиям указанных лиц.
Вариант 2.
Задача 1.
Сотрудник Государственной инспекции по безопасности дорожного движения капитан милиции Петров и его друг, майор Российской армии Конюхов, были задержаны работниками охот инспекции, так как в их машине был обнаружен убитый кабан. Лицензии на отстрел кабана у них не было. Начальник районного отделения охот инспекции подверг обоих административному наказанию в виде штрафа с конфискацией находящихся в их личной собственности ружей.
Как вы оцениваете действия должностного лица охот инспекции?
Задача 2.
Директор столовой дал устное указание бухгалтеру не выдавать зарплату двум работникам, которые не прошли обязательного медицинского освидетельствования. Бухгалтер отказался выполнить указание директора, объяснив свое решение отсутствием соответствующего правового акта. Как должен поступить директор столовой?
Задача 3.
Начальник трамвайно-троллейбусного управления города издал распоряжение, в котором разрешил бесплатный проезд на трамваях и троллейбусах только тем работникам милиции, которые находятся при исполнении служебных обязанностей и одеты в форменную одежду.
Правомерен ли приказ начальника управления? Каким нормативным актом регламентируется этот вопрос? Как должен повести себя в этой ситуации глава городской администрации?
Рекомендации по оцениванию результатов решения задач
Процент от максимального количества баллов | Правильность (ошибочность) решения |
100 | Полное верное решение. В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Получен правильный ответ. Ясно описан способ решения. |
81-100 | Верное решение, но имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение, такие как небольшие логические пропуски, не связанные с основной идеей решения. Решение оформлено не вполне аккуратно, но это не мешает пониманию решения. |
66-80 | Решение в целом верное. В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена неоптимальным способом или допущено не более двух незначительных ошибок. В работе присутствуют арифметическая ошибка, механическая ошибка или описка при переписывании выкладок или ответа, не исказившие экономическое содержание ответа. |
| В логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допущена существенная ошибка в математических |
46-65 | расчетах. При объяснении сложного экономического явления указаны не все существенные факторы. |
31-45 | Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. Рассчитанное значение искомой величины искажает экономическое содержание ответа. Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи. |
0-30 | Рассмотрены отдельные случаи при отсутствии решения. Отсутствует окончательный численный ответ (если он предусмотрен в задаче). |
0 | Решение неверное или отсутствует. |
Критерии оценки результатов решения задач
Оценка (стандартная) | Оценка (тестовые нормы: % правильных ответов) |
«отлично» | 80-100 % |
«хорошо» | 66-80% |
«удовлетворительно» | 46-65% |
«неудовлетворительно» | менее 46% |
Раздел. Исполнительная власть, государственное управление и административное право
Какие виды управляемых систем изучает административное право?
а) социальные б) биологические в) общественные г) государственные
Какие функции государственного управления относятся к категории обеспечивающих?
а) планирование б) кадровая политика в) учет и контроль г) прогнозирование
В какой форме власти наиболее полно реализуется государственное управление?
а) президентской б) судебной в) законодательной г) исполнительной
Какие из перечисленных принципов относятся к организационным принципам государственного управления?
а) законность б) отраслевой в) объективность г) эффективность
Укажите, какое из перечисленных понятий не является основной чертой государственного управления?
а) наличие специального субъекта управления
б) государственно-властный характер деятельности
в) равноправие субъектов государственного управления
г) подконтрольность деятельности
Какие из перечисленных понятий не являются элементами механизма административно-правового регулирования общественных отношений?
а) административно-правовые отношения
б) акты применения административно-правовых норм
в) административно-правовые нормы
г) функции государственного управления
Укажите, какой из перечисленных элементов не входит в структуру административно-правовой нормы?
а) санкция б) поощрение в) гипотеза г) действие
Какое из понятий является одним из оснований возникновения, прекращения или изменения административно-правовых отношений?
а) санкция б) вина в) умысел г) событие
Что является предметом науки административного права?
а) история развития административного права
б) изучение признаков исполнительной власти
в) отрасль административного права
г) организация деятельности органов местного самоуправления
Что составляет предмет административного права как отрасли права?
а) общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической
реализации исполнительной власти
б) общественные отношения, возникающие в сфере деятельности
законодательной власти
в) общественные отношения, возникающие в сфере деятельности
Президентской власти
г) общественные отношения, возникающие в сфере деятельности
органов местного самоуправления
Раздел. Субъекты административного права
С какого момента наступает административная правоспособность гражданина?
а) по достижению 18 лет б) с момента рождения в) по достижению 14 лет
г) по достижению 16 лет
С какого возраста наступает административная дееспособность гражданина?
а) с 18 лет б) с 14 лет в) с 16 лет г) возраст в законе не определен
Какие виды нормативных правовых актов вправе издавать Правительство РФ?
а) указы и распоряжения б) постановления и распоряжения
в) указы и постановления г) указы, постановления и распоряжения
Каковы различия в административно-правовом статусе гражданина РФ и иностранного гражданина?
а) иностранные граждане имеют ряд привилегий: не привлекаются к
административной и уголовной ответственности
б) иностранные граждане не обладают правом на судебную защиту
в) существенных различий нет
г) иностранные граждане ограничиваются в ряде сфер деятельности: не
могут быть командиром воздушного судна гражданской авиации
Укажите, какой из перечисленных государственных органов не является органом исполнительной власти?
а) Правительство РФ б) федеральная служба охраны РФ
в) главное управление специальных программ Президента РФ г) совет безопасности РФ
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, называется:
а) министерство б) департамент в) федеральная служба г) федеральное агентство
Какой федеральный орган исполнительной власти подведомственен Правительству РФ?
а) министерство иностранных дел б) министерство внутренних дел
в) министерство финансов г) министерство обороны
Кто из перечисленных субъектов является государственным гражданским служащим?
а) руководитель федеральной регистрационной службы по УР
б) министр здравоохранения и социального развития УР
в) глава администрации города Ижевска
г) главный врач городской больницы
Кто утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти?
а) Правительство РФ б) Государственная Дума РФ
в) Президент РФ г) Совет Федерации РФ
На какой срок формируется Правительство РФ?
а) на 4 года б) на 5 лет в) на 3 года г) на срок полномочий Президента РФ
Рекомендации по оцениванию результатов тестирования студентов
Критерии оценки результатов тестирования
Оценка (стандартная) | Оценка (тестовые нормы: % правильных ответов) |
«отлично» | 80-100 % |
«хорошо» | 70-79% |
«удовлетворительно» | 60-69% |
«неудовлетворительно» | менее 60% |
Раздел. Административный процесс
Административный процесс базируется на следующих принципах:
а) равенства субъектов процесса
б) неразглашения сведений, полученных в ходе рассмотрения дела
в) ответственности должностных лиц за объективное принятие решения по делу
г) ведение дела на государственном языке субъекта РФ
Характерной особенностью административного процесса является:
а) более широкий круг общественных отношений, регулируемых
административным процессом, по сравнению с другими видами процесса
б) это внесудебное разрешение индивидуальных дел
в) это защита только административных отношений
г) административный процесс служит для реализации норм процессуального права
Общий срок рассмотрения административной жалобы:
а) 2 месяца б) 1 месяц в) 3 месяц г) 15 дней
Обращение граждан в органы исполнительной власти или в органы местного самоуправления, не связанное с нарушением их субъективных прав, а направленное на улучшение их деятельности, называется:
а) заявление б) жалоба в) предложение г) петиция
Рассмотрение жалобы военнослужащего может быть продлено на срок, но не более чем на:
а) 10 дней б) 7 дней в) 5 дней г) 15 дней
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено на курсанта до истечения:
а) 10 суток б) 15 суток в) 20 суток г) 30 суток
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено, если со дня совершения проступка прошло:
а) 3 месяца б) 6 месяцев в) 9 месяцев г) 12 месяцев
Формами реагирования прокурора на нарушения законности являются:
а) частное определение б) толкование нормы права в) протест г) приговор
Сроки обращения в суд с жалобой:
а) 1 месяц со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав
б) 3 месяца со дня … в) 6 месяцев со дня … г) 12 месяцев со дня …
Рекомендации по оцениванию результатов тестирования студентов
Критерии оценки результатов тестирования
Оценка (стандартная) | Оценка (тестовые нормы: % правильных ответов) |
«отлично» | 80-100 % |
«хорошо» | 70-79% |
«удовлетворительно» | 60-69% |
«неудовлетворительно» | менее 60% |
Перечень вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине (устно)
Социальное управление и его виды.
Основные черты государственного управления.
Функции государственного управления.
Система принципов государственного управления и их характеристика.
Структура и виды административно-правовых норм.
Структура и виды административно-правовых отношений.
Источники административного права, их характеристика.
Административно-правовой статус гражданина РФ.
Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
Понятие государственной службы и ее принципы.
Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
Понятие и классификация форм государственного управления.
Основные черты актов государственного управления.
Классификация правовых актов управления.
Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
Порядок принятия правовых актов государственного управления.
Убеждение как метод государственного управления.
Понятие методов государственного управления, их классификация.
Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
Понятие и основные принципы административного процесса.
Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Административный надзор и его виды.
Понятие административного правонарушения и его признаки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний студентов по изучаемым дисциплинам. Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке студента надо руководствоваться следующими критериями:
1.полнота и правильность ответа;
2.степень осознанности, понимания изучаемого материала;
3.знание терминологии и ее правильное использование;
4.соответствие требованиям учебных программ по дисциплинам.
Оценка «5» ставится, если студент:
свободно ориентируется в излагаемом материале, владеет базовой терминологией в объеме, предусмотренном учебной программой по дисциплине;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике; подкрепляет теоретические положения нетривиальными примерами, почерпнутыми из опыта самостоятельной работы над темой;
умеет структурировать содержание ответа в соответствии с поставленным вопросом; способен ответить на вопросы спонтанно, без подготовки.
Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но не всегда умеет соотнести теоретические знания с практикой, допускает немногочисленные ошибки при анализе экономических показателей, требующие уточняющих вопросов, которые сам же исправляет или дополняет.
Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке основных определений;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
допускает ошибки при анализе экономических показателей, которые не всегда может самостоятельно объяснить.
Оценка «2» ставится в случае незнания студентом большей части материала, терминологии дисциплины, наличии грубых ошибок; беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Мелехин, А. В. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебник / А. В. Мелехин. - М.: Московская финансово-промышленная академия,
2018. - 624 с. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-902597-24-7. znanium.com
Кодекс РФ об административных правонарушениях (утвержден ФЗ от 30.12.2001 № 195-ФЗ) (в ред.2018 г.).
Интернет-ресурсы:
http://www.pravo.ru/ (Официальный интернет-портал правовой информации).
: http://consultant.ru/ (Правовая система Консультант Плюс).
Билеты по дисциплине «Административное право России»
Сущность государственного управления.
Виды административных наказаний. Основные и дополнительные административные наказания.
Организации государственного прогнозирования
социального развития
Правовые основы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти.
Общие правила наложения административных наказаний.
Административно-правовое регулирование финансовой деятельности и кредитования.
Билет №3Основные функции и стадии государственного управления.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Техническое регулирование как институт административного права.
Билет №4Основные принципы государственного управления и исполнительной власти.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Административно-правовое регулирование учета и статистики.
Проблемы управления государством.
Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Полномочия должностных лиц в этой области.
Таможенная служба и ее административно-правовое регулирование.
Билет №6
Понятие и особенности административно-правовых норм.
Понятие и признаки административного процесса.
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности
Реализация административно-правовых норм.
Правовое регулирование и принципы административнопроцессуальной деятельности.
Административно-правовой статус предприятий, объединений и иных хозяйственных организаций.
Понятие и особенности административно-правовых отношений.
Виды административно-процессуальной деятельности
Сущность государственного управления.
Граждане как субъекты административного права.
Сущность процедурного производства.
Государственная поддержка предпринимательства, защита прав предпринимателей.
Билет №10Административно-правовой статус граждан России
Производство по подготовке правовых актов управления.
Административно-правовое регулирование отношений в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Понятие и основные черты административной юрисдикции.
Понятие, содержание и правовые основы управления образованием.
Понятие органа исполнительной власти. Понятие субъекта исполнительной власти.
Структура административной юрисдикции. Индивидуальное административное дело.
Система и административно-правовой статус органов управления образованием.
Билет №13Система органов исполнительной власти и принципы ее построения.
Административно-правовой спор. Сущность, участники, цели разрешения.
Образовательные учреждения и административно-правовое регулирование их деятельности.
Структура органов исполнительной власти.
Виды административной юрисдикции. Дисциплинарное производство, производство по применению мер административного принуждения, производство по жалобам.
Управление негосударственными образовательными учреждениями.
Основания классификации органов исполнительной власти.
Сущность административной юстиции.
Понятие, содержание и правовые основы управления наукой.
Билет №16Государственный служащий и его административно-правовой статус.
Правовые основы административного производства.
Система и административно-правовой статус органов управления наукой и научными учреждениями.
Административно-правовой статус государственного гражданского служащего.
Участники производства. Доказательства и доказывание. Меры административно-процессуального обеспечения.
Система и административно-правовой статус органов и учреждений управления культурой.
Билет №18Ответственность государственных служащих.
Стадии административного производства.
Творческие объединения в духовно-культурной сфере.
Взаимодействие государственной службы с муниципальной службой.
Исполнительное производство.
Организация управления административно-политической сферой.
Формы осуществления государственного управления.
Законность, дисциплина, целесообразность.
Управление в области обороны.
Методы осуществления государственного управления.
Понятие и система обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.
Управление в области безопасности.
Билет №22
Соотношение убеждения и принуждения в государственном управлении.
Соотношение контроля и административного надзора.
Управление внутренними делами.
Понятие и виды административно-правовых актов управления.
Роль обжалования в обеспечении законности в управлении.
Управление юстицией.
Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения.
Значение и виды контроля. Контроль и надзор.
Виды административных наказаний. Основные и дополнительные административные наказания.
Подготовка, издание, вступление в силу и действие актов государственного управления.
Осуществление контроля органами законодательной
(представительной) власти.
Общие правила наложения административных наказаний
Понятие административно-правовых методов. Соотношение административно-правовых методов и метода административного права.
Государственный контроль и его виды.
Виды административно-процессуальной деятельности.
Виды административно-правовых методов. Методы управляющего воздействия и методы организации работы аппарата управления.
Значение и особенности судебного контроля, его виды. Прямой и косвенный судебный контроль.
Понятие и основные черты административной юрисдикции.
Сущность административного убеждения и принуждения
Общий, ведомственный и надведомственный контроль и надзор.
Структура административной юрисдикции. Индивидуальное административное дело.
Понятие, правовая природа и основания административного принуждения.
Контрольные полномочия Правительства Российской Федерации.
Административно-правовой спор. Сущность, участники, цели разрешения.
Билет №30Меры административного принуждения, их виды.
Контрольные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Виды административной юрисдикции. Дисциплинарное производство, производство по применению мер административного принуждения, производство по жалобам.
Понятие и признаки административного правонарушения.
Субъекты осуществления специальных контрольно-надзорных функций и полномочий в сфере реализации исполнительной власти.
Сущность административной юстиции.
Юридический состав административного правонарушения.
Сущность и цели административно-правовых режимов
Участники административного производства. Доказательства и доказывание. Меры административно-процессуального обеспечения.
Понятие и основные черты административной ответственности.
Режим чрезвычайного положения. Режим военного положения. Другие виды режимов.
Административно-правовой спор. Сущность, участники, цели разрешения.
Административная ответственность в системе юридической ответственности. Соотношение с другими видами юридической ответственности.
Понятие прогнозирования социального развития. Органы прогнозирования.
Сущность административной юстиции.