12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хачирова Белла Руслановна94
Старший методист МАУДО "Центр дополнительного образования г.Владикавказа". Стаж педагогической работы - 20 лет, из нах 17 лет - в дополнительном образовании детей.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
1

Выступление «Формы контроля результативности учебного процесса в объединении дополнительного образования»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

 

 

 

 

 

Формы контроля результативности

учебного процесса

в объединении дополнительного образования

Выступление на заседании педагогического совета

 

 

 

 

 

Исполнила:

методист Хачирова Б.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ, 2024г

 

Формы контроля результативности учебного процесса в объединении дополнительного образования

 

Образовательный процесс в системе дополнительного образования представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развития способностей.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательными учебными заведениями и не имеет жестких рамок. В отношении образовательных программ не разрабатываются государственные стандарты, не проводится процедура аккредитации.

Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводить контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежат в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения. 

Отсутствие стандартов в дополнительном образовании постоянно вызывает вопросы о способах контроля, предъявления и оценки результатов.

Зачастую локальные нормативные документы в учреждениях дополнительного образования не устанавливают обязательного количественного минимума для проведения аттестации/контроля. Тогда эту задачу решает сам педагог дополнительного образования. Периодичность, формы и методы педагогического контроля определяются в дополнительной общеобразовательной программе.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по … образовательным программам …» любого уровня образования освоение образовательной программы, в том числе ее отдельных частей или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся и заканчивается итоговой аттестацией.

Таким образом, в законе прописана не только необходимость проведения проверки результативности обучения, но и обязательность ее фиксации с помощью оценочных материалов, которые должны быть представлены в образовательной программе.

Как видно, присутствуют два термина – контроль и аттестация. Чем же они отличаются и каковы их цели, функции и формы?

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в установлении уровня усвоения на всех этапах обучения, в измерении эффективности образовательного процесса и успеваемости, который должен соответствовать данной программе, предмету.

Цель контроля:

диагноз (что может обучающийся);

констатация (что знает и умеет обучающийся);

прогноз (чего можно добиться).

Суть контроля конкретизируется в его задачах:

определение пробелов в обучении,

коррекция процесса обучения,

планирование последующего обучения,

рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Функции контроля.

В образовательном процессе  в целом и каждого объединения в частности контроль результативности выполняет целый ряд функций:

а) учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимся полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;

б)воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей обучающегося;

в) развивающую, так как позволяет обучающимся осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;

г) коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;

д) социально-психологическую, так как дает каждому обучающемуся возможность пережить «ситуацию успеха».

Формы контроля:

Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всей группы.

Групповой. Педагог опрашивает или дает коллективное задание определенной части группы.

Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося.

Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда группа выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки.

Взаимоконтроль. Дети проверяют и оценивают работу своих одноклагруппников.

Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.

 

Виды контроля:

1.Первичная диагностика – проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением, диагностика способностей, имеющихся умений и навыков, развитости познавательных процессов, определение образовательных ожиданий ребёнка, его отношений и образовательных потребностей. Проводится при поступлении ребенка в объединение.

2.Входной контроль – проверка обученности в начале следующего периода обучения, контроль сохранившихся ЗУН, состояния познавательных процессов, определение образовательной мотивированности обучающегося на достижение результатов обучения.

3. Текущий контроль – организация проверки качества обучения детей по образовательной программе в течение года.

4. Тематический контроль – проверка результатов обучения после прохождения темы.

5. Промежуточная и итоговая аттестация – проверка результатов обучения после завершения образовательной программы, в конце учебного года.

В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», текущий контроль успеваемости представляет систематическую проверку учебных достижений обучающихся, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях:

контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; фактического уровня теоретических знаний по темам (разделам) программы, их практических умений и навыков

проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.

Тематический контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме (модуле, разделу) программы; достигнутые обучающимися умения и навыки  заносятся в диагностическую   карту. Содержание материала  контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего и тематического контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.

Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – полугодие, год. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Промежуточная аттестация проводится с целью повышения ответственности педагогов и обучающихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися программ каждого года обучения; за степень усвоения обучающимися дополнительной образовательной программы в рамках учебного года; включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.

Задачами проведения промежуточной аттестации являются:

объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;

оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;

оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися всего материала образовательной программы. Проводится по окончанию  обучения  по  программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных образовательных программ.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля (аттестации знаний, умений и навыков обучающихся). Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только теоретической информацией о пройденном материале, необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.

Параметры подведения итогов:

количество обучающихся (%), полностью освоивших дополнительную образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу;

причины неосвоения обучающимися образовательной программы;

необходимость коррекции программы.

критерии оценки результативности.

Результативность учебного процесса можно оценить, если знать уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся в начале, середине и конце периода обучения, а главное – если определены критерии результативности и конкретизированы ожидаемые результаты обучения по периодам.

Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм контроля/аттестации. В таком случае, лучше остановиться на той форме, которая была бы интересной и увлекательной для обучающихся, но в то же время позволяла реально отследить уровень теоретических знаний и практических умений и навыков каждого обучающегося. Правильный выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

Формы контроля на учебных занятиях в УДО

Практическая работа

Лабораторная работа

Устный или письменный опрос

Краткая самостоятельная работа

Тестовые задания

Проектная работа

Тематические и отчетные выставки

Защита рефератов

Наблюдение

Беседа

Викторина

Кроссворд

Блиц – опрос

Графический диктант

Контрольное чтение

Решение задач

Проверочные карточки

Проверочная работа

Зачет

Показательные выступления

Сдача контрольных нормативов

Внутригрупповые соревнования

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками

Тестирование технической подготовки; базовые шаги, обязательные элементы и др.

Контрольные нормативы ОФП и СФП

Анкетирование

Олимпиада

Интеллектуальный турнир

Спортивный турнир

Учебно-исследовательские задачи

Критерии эффективности системы контроля качества на уровне руководства учреждения могут быть следующими:

наличие системы контроля качества реализации образовательной программы (наличие в УМК образовательной программы пакета диагностических методик);

регулярное применение педагогом различных форм контроля, наличие фиксированных результатов (папки достижений коллектива и обучающихся – таблиц результатов контрольных срезов и заданий, аналитических таблиц, рейтинговых карт и др.);

участие обучающихся в контроле усвоения программы (подтверждается наличием заполненных детьми различных форм диагностических срезов, наличием процедуры сообщения результатов контроля или диагностики, осведомлённостью детей о результатах процедур контроля).

Педагогу необходимо добиваться адекватной удовлетворённости качеством реализации программы дополнительного образования со стороны всех участников УВП – обучающихся, педагога, родителей, администрации. Актуальные запросы рынка образовательных услуг побуждают не только иметь хорошие результаты в работе, но и уметь в любой момент представить их в наглядной, «презентабельной» форме. Важно применять простые и ёмкие показатели, сбор данных по которым не был бы слишком обременительным. При этом необходимо подчеркнуть, что контроль – не самоцель и не модное веяние, а необходимый инструмент в работе педагога.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.