ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов Тихонова Ольга Алексеевна
Введение Не секрет, что хорошо учится тот ребёнок, кто хорошо читает. А не умение хорошо читать, приводит к возникновению трудностей при выполнении различных заданий. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать
Проблемы низкая скорость чтения ошибки, снижающие понимание прочитанного невозможность извлечь необходимую информацию из предложенного текста трудности с пересказом
Задачи научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению привить любовь к чтению
Читательская грамотность способность понимать прочитанный текст умение использовать прочитанное на практике умение оценивать и сравнивать тексты техника чтения пересказ прочитанного
Особенности формирования читательской грамотности
Отработка технической стороны чтения жужжащее чтение чтение вслух чтение про себя хоровое чтение чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу) по ролям систематический замер техники чтения
Отработка смысловой стороны чтения словарная работа: чтение слов и объяснение их лексического значения озаглавливание текста (подбор заголовков) деление текста на части, составление плана определение темы текста, главной мысли определение типа текста подбор иллюстрации к тексту
Подбор иллюстрации к тексту (примеры) Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Подбор иллюстрации к тексту (примеры) С.Д. Дрожжина «Весеннее царство»
Отработка смысловой стороны чтения выборочное чтение: найти в тексте описание героя, природы и др. работа по вопросам учителя/учебника/ученика чтение для подготовки к пересказу восстановление логической последовательности текста написание творческих работ
Написание творческих работ (примеры)
Написание творческих работ (примеры)
Отработка смысловой стороны чтения викторины подбор загадок к словам из текста
Отработка смысловой стороны чтения работа с пословицами пример задания: все пословицы разделены на части. необходимо их собрать и объяснить смысл
Отработка смысловой стороны чтения «Мим-театр» мимикой и жестами изобразить одного из героев произведения, а класс отгадывает
Вывод эффективны разные приёмы работы с текстом. не допускать перегрузки урока! применение одного-двух приёмов вполне достаточно