Методические рекомендации «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»

0
0
Материал опубликован 7 December 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми. Эта проблема подтверждается данными социологических исследований, которые гласят, что число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49%  до 26%. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Данная проблема не теряет своей актуальности и для детей с нарушенным зрением.

Чтение – сложный психофизиологический процесс.  В его акте принимают участие зрительный (тактильный – у незрячих), речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

В начале 70 гг. 20 в. исследовательская работа, проведенная под руководством Н.Н.Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

Специалисты полагают, что самостоятельное чтение детей заключается не в раскодирование графических знаков, а в общении с книгами, в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.

Разные авторы по-разному трактуют понятие «читательская самостоятельность».

Ушинский К.Д. - Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н. Рубакин - Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Н. Светловская - Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан

Г. Наумчук - Читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

К настоящему времени в методике обучения чтению определено и зафиксировано понятие «читательская самостоятельность»: «Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан».

Многие авторы (Л.С.Выготский, И.И.Тихомирова) считают, что для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения.

Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними.

В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:

- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;

- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения; 

- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).

Этапы читательской деятельности

 

Этапы

до чтения

в процессе чтения

после чтения

Цель

прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах

на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель  чтения и активной включаться в освоение литературного произведения

достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации

Способы читательской деятельности

прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…)

- запоминание

- воссоздание картин

- анализ-перечитывание

- творческая интерпретация

-   восприятие художественного слова (речи)

-   смысловое чтение (ознакомительноевыборочное, изучающее)

-обобщение

-оценка

-выразительное чтение

-творческие задания

- обращение к новым книгам

- проектная деятельность


 

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

умение правильно прочитывать слова;

понимать смысл текста;

выразительно читать;

выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.


Использование методического аппарата учебника в УМК «Школа России», творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий, развивается формирование читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.

Роль техники чтения в подготовке младших школьников к самостоятельной читательской деятельности

Как хорошо, когда учащихся начальных классов имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения! Дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям, а учителю не надо думать, кого вызвать читать.

Плохо читающий школьник обычно не справляется с учебным материалом в старших классах, он явный кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике.

I этап обучения

Первый этап - подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему.

Второй этап - начальный, который следует за подготовительным

Цель обучения: пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения, научить читать книгу.

Задачи обучения: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.

В результате двух данных этапов (подготовительного и начального) все учащиеся приучаются охотно и без боязни, самостоятельно рассматривать и читать на уроке внеклассного чтения детские книги, предложенные учителем.


 

Действия учителя на подготовительном этапе:

1. Пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 - 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).

2. Показать детям связь между содержанием книги и ее внешними примерами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация).

3. На подготовительном этапе занятия начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятии произведения. Затем произведение читается вслух учителем, рослее чего в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено.Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напечатана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на обложке и в нутрии книги. В результате дети убеждаются, что содержание всегда отражено в элементах книги, а это приводит их к выводу: о содержании книги можно догадаться по ее внешним показателям. Прочитанная и рассмотренная книга ставится в «Уголок чтения»

4. Учит ребенка ориентироваться в книге, поэтому учебный материал для занятия не может быть отобран произвольно. На подготовительном этапе используется детская художественная книга объемом 8 - 16 страниц, на первой странице обложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учим на уроке обучения грамоте. Для чтения вслух рекомендуется отбирать короткие стихи, загадки, сказки, рассказы.


 

Организация работы на начальном этапе:

Учить детей ориентироваться в репе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги.

Выполнение упражнений по ориентировке в книгах, специально подобранных учителем и выставляемых и выставленных у доски.

На начальном этапе меняется содержание деятельности учащихся и возрастает степень их активности. В первой части урока дети коллективно определяют тему урока с опорой на выставку книг; выбирают по двум параметрам книгу для чтения вслух учителем; слушают выбранное произведение и участвуют в его обсуждении. Во второй части урока - самостоятельно прогнозируют содержание и читают под наблюдением учителя одно произведение из незнакомой книги; принимают участие в беседе о прочитанном.

Учитель составляет книжную выставку, которая будет основой тренировочных упражнений по ориентировке в книгах; наблюдает и изучает, как дети предварительно знакомятся с книгой и самостоятельно ее читают; оказывает индивидуальную помощь детям при самостоятельной работе с книгой.

Для самостоятельного чтения - рассматривания учебным материалом является книга в типовом оформлении объемном 8 -30 страниц. Следует обратить внимание и на другие параметры: величина шрифта должна быть не менее 4,5 мм; бумага белая, плотная; поля должны составлять 40 - 50% площади страницы; в книге должно бать много иллюстраций. Занимающих 75% страницы; длина сроки - 80 - 126 мм, не более. Выполнение этих условий связано с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к процессу чтения.

На каждом уроке организуется рекомендация полезных книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций.

На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно не велико по объему; читают подряд на 2 - 3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и предпочтительные в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае становится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

Словарная работа:

объясняет трудные слова

обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить

ориентируется на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги

деление слов на слоги и для переноса

определение ударного слова

Виды работы с текстом:

Работа с текстом - полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать, развитие интерес к чтению, овладение осознанным чтением, развивать эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения

определяют главную мысль текста

озаглавливают текст

определяют последовательность событий

считают количество предложений в тексте

подбирают антонимы, синонимы к словам

определяют сравнение

чтение произведения и определение его жанра

чтение и пометка непонятных слов

чтение, нахождение отрывка к рисунку.

чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки)

чтение по ролям

чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например, «зима» .

Основной этап обучения читательской самостоятельности

приходится на второй и третий классы начальной школы, большинство видов читательской деятельности дети осуществляют самостоятельно. Они во внеурочное время рассматривают и читают книги, приносят их в класс для гласного отчета, рассказывают о них, выборочно прочитывая из книг нужные отрывки. На основном этапе читатель младшего школьного возраста в полной мере пользуется методом чтения-рассматривания для выбора и самостоятельного чтения книг.

Цель обучения: закрепление познавательного интереса к книге, формирование навыка домашнего чтения, расширение читательского кругозора детей

Действия учителя на основном этапе:

руководство процессом самостоятельного детского чтения, в ходе которого воспитывается читательская самостоятельность.

направляет деятельность учащихся по выбору книг для домашнего чтения

давать усложненные задания : например не только познакомиться с рассказами какого-то автора, но и узнать из книг о его жизни

создать тематическую картотеку

следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению,

Организация работы на основном этапе:

экскурсии и занятия в школьной и районной библиотеке

привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга; художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста - всех видов и типов; детская периодическая печать

ведущая роль принадлежит детям

дети самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока

издание рукописного журнала или ведение коллективного читательского дневника

К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны

уметь:

ставить для себя цель обращения к книгам;

обращаться к библиотечно-биографической помощи;

пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;

выделить для себя внешние показатели содержания книги;

осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;

выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;

соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения

Виды работы:

- дискуссия;

- коллективное чтение;

- беседа;- беседа – «приманка»;

- состязание чтецов;

- реклама книг;

- литературный праздник;

- литературная игра;

- библиотечный час;

- литературная гостиная;

- час «тихого чтения».

Заключительный этап обучения читательской самостоятельности

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Цель обучения: предельно расширить читательский кругозор детей, на формирование навыка анализа и оценки содержания книги

Действия учителя на заключительном этапе:

работа над увеличением техники чтения

развития творческого мышления

создавать проблемно-поисковые ситуации

использовать прием устного словесного рисования

организовывать словарную работу: использовать разнообразные приёмы толкования значения новых слов, объяснять значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работать с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, самостоятельный поиск незнакомых слов в толковом словаре

Организация работы на основном этапе:

дискуссии;

диспуты;

литературные праздники;

встречи с интересными людьми,

конкурсы сочинений на заданную тему,

проекты. Например: «Самая старая книга в моей семье»

«В моём возрасте родители читали…»

создание рисованных комиксов

исследовательская деятельность

творческие работы. Например: создать такую рекламу, чтобы у одноклассников возникло желание прочитать книгу от корки до корки


 

Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению

Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, организовывать книжные выставки.

Необходимо передать опыт личностного чтения самого родителя - это фактор более мощный, чем какой либо другой, он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.

Консультация родителей по выбору литературы для прочтения.

Памятка для родителей :

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,

   подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков,

    можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике,

    а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при  этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к   важным для каждого    человека книгам.

Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей.

О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.

9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу.

Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух   раз в  месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Общие рекомендации по отбору книг для самостоятельного чтения

В выборе детской книги не может быть мелочей. При выборе детских книг следует уделить особое внимание качеству печатного издания. Некачественные бумага, шрифт, иллюстрации могут нанести вред зрительному анализатору ребенка, повышается утомляемость, возрастает нагрузка на глаза.

От иллюстраций зависит, какими будет младший школьник представлять героев произведения. Хорошая книжная иллюстрация должна не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание.

Прежде всего необходимо отказаться от компьютерной графики: броские, на первый взгляд, картинки, на самом деле, аляповаты, не несут в себе не любви, ни тепла души, создавшего их художника. Очень большое значение играет и цветовая гамма. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие чистые цвета, а нежные спокойные полутона. Не стоит предлагать младшим школьникам книги, иллюстрированные картинками из мультфильмов, даже самых лучших: образ, возникающий при просмотре мультфильмов, принципиально отличается от того который появляется в сознании при чтении книг.

Нельзя предлагать младшему школьнику новомодные подделки: расплодившиеся во множестве детские детективы, литературные ремейки классических детских книг, искажающие истинное содержание того или иного произведенияОсобенно вредны комиксы. У детей, увлекающихся комиксами, нарушаются тонкие функции восприятия, анализа и интерпретации текста. Ведь комикс это не литературный текст, ( хоть и притворяется таковым), а набор картинок с подписями, которые лишь внешне как будто связаны друг с другом по смыслу, но на самом деле между ними нет и не может быть глубинного внутреннего единства. Комиксы лишены подтекста, который обязательно присутствует в настоящей литературе, в том числе и в детской, и для понимания которого необходимы серьезные интеллектуальные и эмоциональные усилия. В комиксах вы не встретите описания природы и характеристик героев, в них нет косвенной речи, да и прямая убога и примитивна, а часто вовсе сводится к междометиям. А если к этому добавить бессмысленные сюжеты и безвкусные картинки, легко предположить, сколь разрушительное влияние оказывает такая « книга» на детскую душу. В итоге младший школьник не привыкает к душевной и интеллектуальной работе над текстом и уже просто не в состоянии справится с чтением настоящей, серьезной литературы.

Бумага, на которой напечатана книга, должна быть хорошего качества, плотная белая, или чуть бежевая, но ни в коем случае не серая: это вредно для глаз. Лучше не покупать книги с блестящей глянцевой бумагой: она будет блестеть и отсвечивать.

Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Очень важно, чтобы младший школьник не испортил глаза, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации