Формирование читательской грамотности у младших школьников
Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся: проблемы, подходы, решения.
Формирование читательской грамотности у младших школьников
Чтение – это фундамент всех образовательных результатов ФГОС. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Для успешного достижения этих образовательных результатов каждый ученик должен владеть умением читать осмысленно (с мыслью): понимать цель и выбирать вид чтения; извлекать необходимую информацию; определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты разных стилей. Проблема в том, что дети без особого энтузиазма берут в руки книги и начинают их читать. Порою читают не вникая и не погружаясь в смысл текста, как бы поверхностно. И я решила с этим бороться. Чтобы ребёнок увлёкся чтением – он должен понимать разные стороны произведения. Самостоятельная работа развивает у обучающихся умение находить необходимые знания самостоятельно из разных информационных источников.
Целенаправленную работу по формированию навыков смыслового чтения начала с обучающимися, когда они обучались уже в 3 классе (до этого была другая тема самообразования), определив основные задачи: изучить методы и приёмы смыслового чтения, выбрать из них наиболее эффективные, систематизировать специальные упражнения, повышающие уровень смыслового чтения обучающихся класса. Умение школьника самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой – это условие успешного обучения и показатель личностного развития.
Для формирования у учащихся умения читать осмысленно, на разных этапах работы с текстом, в своей практике использовала:
- до чтения (с целью мотивации желания у обучающихся прочитать текст)
чтение названия текста, фамилии автора, просмотр иллюстраций, высказывание предположений о теме и содержании текста;
- во время чтения (с целью полноценного восприятия текста)
работу с незнакомыми или непонятными словами, сравнение содержания текста со своим предположением, беседу по содержанию, чтение текста по частям с комментариями, «Диалог с автором», выборочное чтение;
- после чтения (с целью углублённого восприятия и понимания текста) высказывание и аргументация отношения к прочитанному, характеристика событий, места действия, поступков героев, выполнение различных творческих заданий.
С обучающимися этого класса наиболее эффективными показали себя следующие приемы: «Чтение с остановками», «Перепутанные буквы», «Толстые и тонкие вопросы», «Составление плана» (простой, иллюстративный, вопросный и цитатный), «Сопоставление», «Смысловое свёртывание текста», «Убери лишнее», «Логическая цепочка», «Жужжащее чтение», «Серединка». Также можно использовать творческие задания, которые предполагают самостоятельность ребенка при его выполнении.
Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Большое значение в формировании навыков смыслового чтения имело изучение учащимися курса «Смысловое чтение». В результате этих занятий ребята достигли значительных успехов в развитии. Стали понимать текст, анализировать, сравнивать. Научились работать с разными видами чтения самостоятельно (просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное чтение).
Все наблюдения и проведённая в конце учебного года диагностика показали, что у обучающихся 3 класса смысловое чтение сформировано на высоком уровне – 15%, на повышенном – 30%, на базовом – 55%.
Владение навыками смыслового чтения способствовало и тому, что обучающиеся данного класса показали высокие результаты не только на уровне школы, но и на муниципальном уровне:
- Муниципальный конкурс исследовательских работ «За страницами учебника» - II место;
- Муниципальный конкурс чтецов «Живое слово» - I место. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.
Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика. А в этом мне помогла технология продуктивного чтения. Она применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения. Данная технология ориентирована на развитие личности читателя, вызывает умение прогнозировать результат чтения, способствует достижению понимания на уровне смысла. Надо обучающихся научить пользоваться приёмами данной технологии, и проблема осознанного грамотного чтения будет решена. Младшему школьнику будет всё понятно и интересно!