Эффективные приёмы формирования читательской грамотности у школьников через использование несплошных биологических текстов
1.Наименование практики |
Эффективные приемы формирования читательской грамотности у |
2.Краткая характеристика практики: исходная ситуация, проблема |
Умение читать текст и понимать его по праву считается фундаментом всего образования. Это сложное интегрированное умение, которое необходимо для поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации, понимания прочитанного. Оно непременно поможет ученикам в выборе правильных ответов при выполнении заданий, требующих анализа текста, в том числе и несплошного, в ходе итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, при выполнении ВПР, в оперативном решении жизненных проблем социальной и профессиональной направленности. |
3.Результаты и (или) показатели, на которые повлияло внедрение (социально-экономические и образовательные эффекты). |
При использовании приемов формируются УУД: Познавательные - находить в несплошном тексте требуемую информацию, ориентироваться в нем; - устанавливать взаимосвязь описанных в несплошном тексте событий, явлений, процессов; -резюмировать главную идею текста; -преобразовывать несплошной текст, «переводя» его в другую модальность; - критически оценивать содержание и форму текста; - – умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий; - регулятивные – целеполагание, планирование, контроль, умение принимать решение и нести за него ответственность; - коммуникативные – умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения |
4.Актуальность практики.
|
Одним из базовых навыков 21 века для решения повседневных задач является навык чтения и письма. Именно умение работать с информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает широкие возможности для учащихся при освоении новых знаний. Если работа с сплошным текстом часто организуется на занятиях и достаточно успешная, то несплошной тексты вызывают затруднения у обучающихся. Так, анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по биологии показал, что у обучающихся существует ряд проблем при работе с таким текстом (графики, таблицы, схемы, рисунки и т.д.) и процент выполнения таких заданий несколько ниже. Навык смыслового чтения находит отражение в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы как основного, так и среднего общего образования. Так, например, смысловое чтение является метапредметным результатом и напрямую связано с такими метапредметными умениями как: умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. В личностных результатах этот навык прослеживается в готовности и способности обучающихся к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
5.Нормативная правовая база практики. |
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования» |
6.Полное описание практики
В своей педагогической практике использую несколько приемов и заданий, ориентированных на развитие навыка работы с несплошным текстом.
Прием «Соотношение» - соотношение рисунка и текстовой информации (умения соотносить изображение объекта с его описанием).
Задание: Рассмотрите рисунок и прочитайте тексты. Какой текст максимально соответствует рисунку, отражает его основную идею. Ответ подкрепите аргументами (5 класс, тема «Бактерии»).
Текст 1
Бактерии живут как в бескислородной среде, так и в среде, где содержится кислород. При неблагоприятных условиях они могут образовывать споры. Многие бактерии имеют жгутики, с помощью которых они передвигаются. Бактерии одноклеточные организмы, но есть колониальные формы.
Текст 2
Бактерии — это одноклеточные микроскопические организмы. При этом форма их может быть очень разнообразной. Различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы и изогнутые вибрионы и спириллы. Есть подвижные формы бактерий, они могут иметь жгутик.
Текст 3
Бактерии выделяют в отдельное царство живого. Они отличаются от других организмов отсутствием ядра, отделённого от цитоплазмы оболочкой. Бактерии сохраняют постоянную форму клетки, которая может иметь разнообразную форму: шарообразную, палочковидную, изогнутую.
Прием «Придумай задание» - к несплошному тексту придумать задания.
Например, в ВПР и ГИА по биологии включены вопросы цикла развития паразитических организмов (в том числе малярийного плазмодия). Ученикам предлагается к рисунку самостоятельно придумать задания на:
У мения найти и извлечь информацию (Например: в каком органе человека поселяются паразиты? Что происходит с клетками этого органа? К какому типу и классу животных относится основной хозяин? Ответ поясни с помощью рисунка.)
Умения интегрировать и интерпретировать информацию (Например: с помощью рисунка опишите путь малярийного плазмодия по организму человека? Какие системы органов поражаются малярийным плазмодием (по рисунку)?)
У мения осмыслить и оценить информацию (Например: Можно ли заразиться малярией при непосредственном контакте с больным человеком? Ответ поясни. В каком случае больной человек все-таки может стать причиной заражения малярией здорового человека? (переливании крови от больного малярией, внутриутробное заражение плода от матери).
В качестве несплошного текста, как источника информации, можно использовать обложку учебника биологии. Например, к обложке учебника «Общая биология. Углубленный уровень.10 класс» разноуровневые вопросы могут быть следующие:
Какие биологические объекты изображены?
Какие уровни организации живой природы здесь представлены? Поясните.
Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.
Клетка какого надцарства изображена на обложке? Ответ поясните с помощью этого рисунка.
Клетка какого царства изображена на обложке? Ответ поясните с помощью рисунка.
Как вы думаете, можно ли данную обложку использовать для сказки? Как бы это произведение называлось и о чем бы оно было?
Прием «Подмена» - изменить один вид несплошного текста на другой: таблицу на схему, диаграмму на таблицу, рисунок в схему и т.д.
Например, используя данные таблицы, ответь на вопросы: какие типы развития характерны для насекомых? Соедини стрелками пример насекомого и тип его развития.
Следующий прием позволяет развивать умение использовать полученную информацию из несплошного текста для решения учебной задачи (сопоставлять новую и ранее полученную информацию, использовать ее в новой ситуации, выполнять проекты).
Например, расположите животных в порядке увеличения у них длины тонкого кишечника, начиная с наибольшей длины. Данные занеси в таблицу, указав название животного и длину.
Несплошные тексты могут использоваться для проведения исследовательской работы и выполнения мини-проекта. Например, мини-исследование «Из чего состоит мороженое?» (8 класс).
Марка мороженого |
Кол-во белка |
Кол-во углеводов |
Кол-во жиров |
Другие компоненты продукта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод по данным таблицы: какое мороженое можно предложить Евгении, которая следит за своей фигурой?
Прием «Выдели главное» - выделение главной или второстепенной информации, относящейся к теме урока. Так при изучении вопроса состава сообщества живых организмов можно использовать данный рисунок, с помощью которого учащиеся должны выделить четыре главных составляющих компонентов биоценоза: фитоценоз, зооценоз, микоценоз и микробоценоз. Это главная информация. А примеры каждой составляющей – это второстепенная информация.
Прием «Вставь пропуски» - основан на изучении несплошного текста и заполнении пропусков в сплошном.
Строение однодольных растений Строение однодольных растений отличается от представителей класса двудольных. Первая особенность – корневая система. Она ________(А) типа и формируется за счёт придаточных ответвлений от основного стержня. Главный корень быстро перестаёт расти. От него образуются боковые придатки, которые образуют систему корней в верхнем грунтовом слое. Стебель однодольных растений редко ветвится. ________(Б) в нём отсутствует, из-за этого нет утолщений, наблюдающихся у представителей двудольных видов. Стеблевые пучки сосудов расположены беспорядочно и имеют замкнутую систему. Листья имеют ________(В) или параллельное жилкование. Своей нижней частью они охватывают |
Прием «Составь маршрут» - данный прием можно использовать при изучении дыхательной, кровеносной, пищеварительной и др. систем человека, позволяет запомнить порядок расположения органов в той или иной системе.
Задание: какой «маршрут» проделает молекула кислорода, чтобы достичь альвеолы, находящейся в нижней доле левого легкого при условии, что человек дышит через нос.
Прием «Биологическая ошибка» - позволяет с помощью несплошного текста находить биологические ошибки и их аргументировать.
Задание: сайт «КУЛЬТУРА. РФ» проводит виртуальную экскурсию и предлагает своим посетителям познакомиться с графическим видом народного творчества «Русский лубок». Это одна из картин экспозиции. Какую биологическую ошибку содержит данная картина? Ответ поясните.
Прием «Сформулируй правило» - использование несплошных текстов позволяет формулировать биологические правила, законы, теории. Например, задание к рис.2: расположите виды пингвинов в порядке их распространения на планете с севера на юг. Как изменяется размер и масса тела этих животных? Сделайте вывод: какова взаимосвязь массы тела животного и среды обитания?
Рис. Правило Бергмана
Прием «Заголовок» - помогает выделить ключевые слова, процессы, явления и т.д. в несплошном тексте и сформулировать заголовок к нему. Например, задание: рассмотрите график, что отображено на оси Х и Y? На каких минутах тренировок использование гликогена организмом максимальна? Какова доля (%) использования гликогена организмом как источника энергии, если человек тренируется 12, 5 мин?
Придумайте название графику, которое отражала бы его суть?
Использование данных приемов способствует развитию у учащихся умения работать с несплошным текстом, находить необходимую информацию.