Формирование читательской грамотности у младших школьников

3
0
Материал опубликован 12 April

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Тихонова Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

г.о.г. Мантурово Костромской области


Уметь читать в широком смысле этого слова –

значит извлечь из мертвой буквы смысл.

К.Д. Ушинский

Не секрет, что хорошо учится тот ребёнок, кто хорошо читает. А не умение хорошо читать, приводит к возникновению трудностей при выполнении различных заданий. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

В своей практике учителя сталкиваются со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

Читательская грамотность - это

  - способность понимать, что читаешь;

  - умение использовать прочитанное на практике;

  - умение оценивать и сравнивать тексты;

  - техника чтения;

  - пересказ прочитанного.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Базовым предметом   для   этого   является   урок   литературного чтения, где дети учатся работать с текстом и получать для себя новую информацию.

Особенности   формирования читательской грамотности:

Овладение техникой чтения.

Формирование навыка чтения:

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

Формирование читательских интересов.

В своей работе по формированию читательской грамотности у младших школьников я использую определенные приемы и техники, с которыми хочу вас познакомить или напомнить о них.  

Отработка технической стороны чтения

«Жужжащее чтение» - это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

«Чтение вслух»

«Чтение про себя»

«Хоровое чтение»

Чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу). Учитель начинает читать, затем продолжают дети.

По ролям.

Систематический замер техники чтения.

Отработка смысловой стороны чтения

Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. При чтении нового произведения ученики подчеркивают те слова, значение которых им непонятно. Затем я обращаюсь к тем ребятам, кто может дать разъяснение непонятных слов. И только потом, при необходимости помогаю ребятам, используя различные словари.

Озаглавливание текста. Позволяет развивать воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.

Например,

Почему именно так называется произведение?

Что может произойти в рассказе с таким названием?

Деление текста на части, составление плана.

Определение темы текста, главной мысли.

Определение типа текста (Повествование, описание, рассуждение).

«Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

6. «Иллюстрирование произведения», очень нравится моим ученикам. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию.

7. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

8. Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.

9. Чтение для подготовки к пересказу.

10. Восстановление логической последовательности текста.

11. Написание творческих работ, играют большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение, небылицу. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития.

Например, к уроку обобщения по разделу «О братьях наших меньших» дети писали рассказ о себе и своем домашнем питомце.

Для создания у учащихся хорошего настроения, облегчения процесса преодоления трудностей включаю в урок игровые моменты. Использую их на разных этапах урока.

Загадки, ребусы, кроссворды - в начале урока, с целью активизации знаний

Викторины.

Работа с пословицами. Развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.

Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся. 

«Мим-театр» - на этапе закрепления изученного материала. Мимикой и жестами изобразить одного из героев произведения, а класс отгадывает.

Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и помогает оценить знания учащихся.

Использую на уроках чтения аудиосредства. Предлагаю записи чтения литературных произведений актерами, обучаю выразительности, умению прочувствовать настроение, передать характер героев.

На уроках литературного чтения эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности. При этом важно помнить, что нельзя допускать перегрузки урока! Поэтому к подбору приёмов, используемых на уроке, нужно подходить очень ответственно. Применение одного-двух приёмов вполне достаточно.

Работать над формированием читательской грамотности я начала с 1 класса. Мной были исследованы результаты техники чтения по четвертям. Применяя в своей работе разные приемы и формы по формированию читательской грамотности, я сделала вывод о том, что техника чтения имеет положительную динамику. По результатам заданий, направленных на проверку читательской грамотности достаточное количество детей, справилось, но есть и такие, которые не справились. Поэтому я продолжаю работать над формированием читательской грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гусева, Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.

2. Исаева, О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060.

3. Колесова, О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 54 с.

4. Методика преподавания литературы [Текст]: Учебная хрестоматия практикум / Б.А. Ланин. – М. : Эксмо, 2007. – 512 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации