12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боранова Анна Михайловна130
Я работаю педагогом дополнительного образования . Веду занятия в творческом объединении ,, Палитра,, Очень люблю своё дело и своих талантливых детей. Увлекаюсь сухим валянием, ватной игрушкой и работой с эпоксидной смолой.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
3

Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. (доклад на заседании методобъединения педагогов по ИЗО и ДПИ )

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "Нарт"



Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

(доклад на заседании методобъединения педагогов по ИЗО и ДПИ )


Составитель:

пдо Боранова А.М.











Владикавказ, 201

Формирование чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Ежедневно ребёнок открывает для себя новое в окружающем его мире. Всё, что увидел, что взволновало его, малыш отображает в игре, речи, рисовании. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребёнка является цвет. Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.

Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три любимых цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные и блёклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребёнка на различные оттенки цвета. Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребёнка, о недостаточном развитии цветового восприятия и культуры применения цветовой гаммы. Через цвет дети начинают выражать своё отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей. Часто всего ребёнок, изображая предметы, даёт им такую цветовую характеристику, которая не связана с реальным изображением.

Ребёнок очень восприимчив к цвету, зачастую при его помощи он передаёт своё отношение к изображаемому герою. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, называя цвета они сопоставляют их с сочетаниями  добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимых, добрых героев, а злых – холодными, тёмными и даже чёрными тонами. Тёмные тона у них символизируют зло, страх, а яркие – добро, радость, счастье и так далее.

С целью формирования чувства цвета и использование его в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста педагогу необходимо решить ряд задач:

знакомство с цветовыми эталонами;

ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;

знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д.);

знакомство с классификацией цветов и оттенков;

воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;

использование эмоционального воздействия цвета на развитие и гармонизацию личности.

Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий:

Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.

Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений изобразительного искусства.

Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.

Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п.

Использование дидактических игр в работе с детьми.

Эстетическое оформление среды, использование детских работ.

Компетентность педагога в вопросах цветоведения.

Работая над формированием чувства цвета у обучающихся младшего школьного возраста, педагог ставит своей целью достижение следующих результатов:

цветовое решение будет соответствовать поставленной изобразительной задаче;

цветовые соотношения будут близки к реальным;

в цветовых соотношениях образа будут присутствовать элементы фантазии;

дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;

дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.

дети должны будут уметь передавать насыщенность цвета.

Знакомство младших школьников с теорией цвета следует начинать с живой беседы о знакомых им цветах и их оттенках. Можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся. Предложения посчитать количество цветов в кабинете, определить цвета одежды детей, объяснить цветовую окраску животных (почему бабочка яркая, заяц летом — серый, зимой — белый и т. д.) вызовут у ребенка интерес к цвету. В качестве практического знакомства с красками можно провести упражнения-эксперименты: нанести краску на бумагу различными способами — оттиском (пальцем, ластиком, ниткой), набрызгиванием, раздуванием; на влажную бумагу с предварительно нанесенным рисунком восковым мелком. Можно предложить ребятам выразить через цвет свое настроение, события прошедшего дня, различные эмоции (радость, страх и т. д.).

Необходимо ознакомить учеников с понятием цветового спектра — основой любой эстетической теории цвета. В качестве практических работ на закрепление нового материала предлагается изобразить радугу или 7-ступенный цветовой спектр.

Важнейшим этапом в обучении техники живописи являются упражнения по цветоведению. Их необходимо ввести в программу до основной практической работы , при этом стоит учитывать возрастную педагогику. Давать сложные упражнения по цветоведению нецелесообразно детям до 9-10 лет. Все упражнения выполняются на листе бумаги формата А 3. Я в своей работе использую самые простые из них, применимые к работе с дошкольниками и младшими школьниками и сложнее для ребят постарше.

Приведу в пример несколько из них.



3 основных цвета и составные цвета

Недалеко от композиционного центра листа рисуем 3 круга на разном уровне. Заполняем из 3-мя основными цветами цветового спектра: красным, жёлтым, синим. Эти цвета нельзя получить путём смешивания других красок, т. е. они – основные, главные. Далее предлагаем детям «стать волшебником» или «сделать фокус» с помощью волшебной кисточки и палитры—помощницы художника. Смешиваем попарно основные цвета, полученными цветами дорисовываем по одному лепестку от серединок (красной, жёлтой, синей), затем все 3 основных цвета, добавляем лепесток и далее все цвета попарно из набора красок. Таким способом можно нарисовать до 25 сложносоставных по цвету и оттенкам лепестков. Когда «цветы» готовы можно предложить детям дорисовать к ним стебельки и листики, но с условием, что они будут иметь разные оттенки зелёного и их зелёный цвет не должен повторяться. При этом необходимо показать, как меняется оттенок зелёного цвета при смеси его с другими красками в разных пропорциях.


Разноцветные клетки

Это упражнение делает увлекательным процесс работы с красками. Возможны вариации и регулирование сложности. Лист делится на любое количество клеток (чем их больше—тем сложнее задание). Детям предлагается заполнять клетки составными цветами смешивая их попарно и по 3. Это задание можно дать как некое соревнование: кто составит больше оттенков. Возможно предварительно договориться с каждым ребёнком о цветовой гамме (например, в этой части листа –разные оттенки синего, далее—красного или коричневого и т. д.)


Растяжка цветов цветового спектра к белому

В этом упражнении также возможно регулирование уровня сложности задания. Лист делится на 7 клеток по горизонтали и 7—10 по вертикали. Чем больше клеток по вертикали, тем больше диапазон растяжки и сложнее задание. По горизонтали клетки закрашиваются цветами цветового спектра (радуги). Далее, двигаясь по вертикали сверху вниз необходимо добавлять в каждую клетку цветового спектра белила, добиваясь постепенного высветления каждого предыдущего полученного цвета. Т. е. делать «растяжку» с помощью белил книзу до максимально светлого оттенка. Здесь задача усложняется за счёт планирования ребёнком диапазона растяжки.


Тёплые и холодные цвета

Это упражнение даётся после объяснения детям темы о тёплых и холодных цветах и гаммах. Холодные—синие, голубые, фиолетовые цвета и оттенки (цвета моря, неба). Тёплые—жёлтые, красные, оранжевые, коричневые (цвета солнца, земли). Чёрный и белый- нейтральные цвета. Зелёный—может быть и тёплым и холодным, в смесях с теми или иными цветами. Лист делится пополам. В его частях простым карандашом наносятся несложное абстрактные изображения или элементы орнамента. Далее одна его часть выполняется в тёплой, а другая в холодной гаммах.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.