Доклад «Роль и место семьи в одаренности детей младшего школьного возраста»
Муниципальное образовательное учреждение
Шатовская средняя общеобразовательная школа
Доклад на тему
«Место и роль семьи в развитии одаренности детей
младшего школьного возраста».
Выполнила учитель начальных классов
Рыбкова Т.В.
2010г.
«Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей и учителей. Мы должны предоставлять неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в нем игровое начало, и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».
Эрика Ландау.
.
Многочисленные наблюдения, свидетельствующие о том, умственные способности людей не равны, старо как мир. Также давно замечено, что диапазон этих различий довольно велик – от высоких степеней одаренности до крайних пределов умственной отсталости. На протяжении многих тысячелетий не было секретом и то, что различия эти проявляются уже в детстве.
Признаки одаренности – это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего, повышенная расположенность к усвоению знаний, творческие проявления, необычные достижения в каких-либо видах деятельности.
Огромную роль в развитии одаренности играет семья. При всем разнообразии ценностей отношений в семьях, где воспитывались будущие выдающиеся люди, наиболее благоприятные условия для развития таланта складывались при соответствующем духовном уровне семьи. Главным здесь является признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявлялись высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.
Личность человека начинает формироваться в семье. Семью по праву называют ведущим фактором воспитания, так как в семье закладываются основы будущего развития ребенка. Роль родителей в этом процессе является решающей, ведь именно в условиях семейной среды возникают первые познавательные стимуляции.
Очень часто мы слышим утверждение «у хороших родителей вырастают хорошие дети», и затрудняемся объяснить его, а что же такое «хорошие родители»?
Нередко родители начинают искать специалистов для занятий со своим малышом, забывая, что они сами многое умеют и знают. По сути, они и есть первые учителя своего ребенка. На них он в первую очередь ориентируется, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру говорить, ходить, работать, относиться к вещам, событиям, разным людям. Вместе с тем, осваивая мир взрослых, он продолжает жить своей жизнью, наполненной фантазией и многими другими интересными вещами.
Нельзя не согласиться с высказыванием Януша Корчака о том, что ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале магистратуры или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которая может зажигать костры счастья и истины, и в каком-нибудь десятом поколении, быть может, заполыхает он пожаром гения и спалит род свой, озарив человечество светом нового солнца. И очень часто родители хотят, чтобы их дети были талантливыми, но, когда перед ними действительно встает реальная проблема раскрытия дарования, они часто теряются, начинают сомневаться, метаться. Вдруг оказывается, что это совсем непросто и часто предлагаемый результат никак не соответствует реальным возможностям.
Растущее дарование не мыслимо без развивающейся способности к независимой деятельности к оригинальности, творчеству, вскармливается любовью. Истинная любовь к ребенку предполагает принятие его таким, какой он есть, признание его уникальности и его возможностей для самостоятельного позитивного роста. Что чаще всего мешает творчески реализовывать себя? Страх неудачи, страх показаться глупым, смешным, странным в глазах окружающих. Любовь близких рассеивает эти страхи, создает основы для уверенности ребенка в себе, для его самоуважения. Люди рождены для творчества – это их богатство, право и основа судьбы. Это утверждение П. Вайцвайга, справедливо для всех возрастов. Пожалуй, никто из родителей не будет возражать против проявлений «творческости» у своих детей. И вместе с тем, создается впечатление, что на каком-то этапе нашей жизни, порой очень рано, наша творческость заглушается родителями, убивает в нас радость творческого созидания беспощадной критикой того, что мы делаем .
Родители, педагоги учат детей делать все только «правильно». Чтобы ребенок не делал – пробовал лепить или сочинять, учился читать и рисовать, всегда рядом оказывается взрослый, который оценивает: «правильно делаешь» или «неправильно». Взрослые стараются во всем регламентировать и оценивать деятельность ребенка, даже при выполнении творческих заданий.
Н. Роджерс считает, что когда нам говорят «неправильно» мы переживаем и делаем вывод, что «я не творческий человек», тем самым, оценивая самих себя. И, наоборот, по мере творческого роста снижается уровень тревожности, мы усиливаем себя и испытываем чувства радости и надежды. Аналогичный процесс происходит с детьми.
Конечно, это не значит, что нужно совсем отказаться от оценок, от коррекции действий и поступков ребенка. Тем более, что мнение взрослого очень важно для ребенка, он сам стремится получить положительную оценку своим действиям и словам. Но было бы большой ошибкой, как равнодушное отношение, так и неизменно восторженное отношение. Также предпочтительнее относиться к ребенку, если родители действительно заинтересованы в раскрытии его дарования, способностей. Но для полноценного развития ребенка необходимо создать определенные условия.
Н. Роджерс, в соответствии с принципами гуманистической психологии формулирует их следующим образом:
внимательно слушать ребенка, его чувства, мысли, боль, мучения, гнев, печаль радость;
уважать ребенка, его решения, которые он принимает по отношению к себе;
поддерживать и подбадривать его в начинаниях, ни в коем случае не заставлять силой;
уметь в нужной ситуации, когда родитель действительно был неправ, сказать «прости».
При этом, Н. Роджерс говорит о том, что ребенок должен чувствовать и знать о соблюдении взрослым описанных принципов. Все ситуации, которые возникнут в процессе воспитания ребенка, невозможно предвидеть, нет готовых рецептов на все случаи жизни.
И все же, принимая эти советы и стараясь им следовать, родители будут быстрее находить решение возникших проблем с детьми.
Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий. Ведь в результате даже небольших усилий со стороны близких возможен реальный прогресс в раскрытии детской одаренности. Процесс воспитания – длительный, требующий много сил, времени. Но не следует отчаиваться и сетовать, что все уходит впустую. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды рано или поздно.
Нередко родители явно недооценивают свои возможности как педагогов. Осознавая большую роль своих отношений и действий в развитии ребенка, они говорят, что не знают, чем могут ему помочь. Конечно, многое определяется особенностями темперамента, характера, ценностных ориентаций, знаний, грамотностью родителей. Но при желании можно найти оптимальный для себя и своего ребёнка путь поддержки его способностей. Понимание того, что самим родителям нужны помощь, руководство, послужит стимулом к поиску нужной информации, самообразованию.
Раскрытие одаренности – процесс двусторонний, дарящий при правильной продуктивной организации радость познания и творчества как ребенку, так и родителям. При этом меняется не только ребёнок, но и сами родители. Главное, чтобы родители не боялись этих перемен, позволяли себе проявить свой творческий потенциал в отношениях с ребенком, настроились на творческий поиск.
Психолого-педагогической проблемой по поддержке одаренных детей, подростков и их родителей, занималась известный израильский психотерапевт Эрика Ландау. В ее книге «Одаренность требует мужества» представлен ее многолетний опыт изучения данного аспекта. Проведенные ею исследования о взаимоотношениях родителей и их детей доказывают, что ребенок нуждается в регулярном напоминании ему о том, что его любят, что он небезразличен своим родителям, что его любят таким, какой он есть. Это, по ее мнению, еще больше вселяет ребенку уверенности в себе.
Еще Э. Ландау выделяет такой момент, что родители должны научиться слышать своих детей, понимать, поддерживать, но в тоже время не делать из них «маменькиных сынков», а давать им почувствовать ответственность, независимость во мнении.
Нормы, сложившиеся когда-то в нашем обществе далеко не отвечают потребностям одаренного ребенка, поскольку с ним необходимо обращаться в соответствии с его индивидуальными нормами маленькой группы. Поэтому родители заблуждаются, если думают, что ответственность за воспитание лежит на воспитателе. Индивидуальность и уникальность ребенка может самым интенсивным образом развиваться дома, благодаря родителям. Все, что ребенок встречает за пределами дома, может помогать и стимулировать, но основная задача возлагается на родителей.
Многие проблемы одаренных детей берут свое начало в проблемах родителей. В своем естественном развитии ребенок идентифицирует себя с одним из родителей или с обоими. Чрезмерное честолюбие ребенка основывается на чрезмерном честолюбии отца или матери, которые судят по успехам, а не в соответствии со способностями и поступками, у таких родителей отношение к ребенку целиком и полностью строиться на его успехах. У школьников они выражаются в оценках учителя.
Многие одаренные дети понимают, что любят не их самих, и поэтому чувствуют себя оскорбленными, а это часто приводит к проблемам в школе. Родители перегружают ребенка домашними занятиями, только для того, чтобы отличиться среди сверстников. Это не значит, что тщеславие и целеустремленность плохи. Они лишь не должны быть чрезмерными, чтобы не стать бременем для ребенка. Ожидания родителей должны соответствовать способностям, личности, потребностям, «уникальности» ребенка. Хороших родителей отличает способность находить к ребенку соразмерный подход.
Часто родители помогают ребенку в развитии умственных, художественных или практических способностей, но не замечают, что есть и эмоциональные потребности, которые тоже должны быть удовлетворены, чтобы дарования и таланты действительно могли реализовываться, что есть потребность в чувстве уверенности, принадлежности к социуму, внимании и признании. Потенциальные дарования часто становятся проблемой или даже ведут к заболеваниям, если они не могут реализоваться. Понимающие родители дают ребенку почувствовать свое расположение к нему и стараются реализовать его потребности, не только уступая ему. Так они защищают ребенка от неограниченной свободы делать все, что он пожелает, а и от авторитарной принудительной и ограничивающей атмосферы. У ребенка есть свобода пробовать, осматриваться, дружить с другими, присутствовать в обществе взрослых, когда приходят гости. Он имеет ряд возможностей выражать свои нормальные духовные интересы. Но при этом его не подталкивают и не принуждают. Ребенок, родители которого оказывают на него давление, может в дальнейшем сопротивляться учению. При нормальных обстоятельствах, он совершенно естественным образом находит в учении радость.
Помощь, которую родители оказывают своим детям, чтобы они могли уверенно чувствовать себя в жизни, - это не только информация и знания: они получают их и в детском саду и в школе, университете. В нашем постоянно меняющемся мире те знания, которые дети сегодня получают от нас, в последствии оказываются неадекватными. Помощь, которую родители могут оказать, имеет общий характер, это своего рода основа для всего, что дети будут делать, в каком бы направлении они не развивались, т.е. креативная основная установка.
Что касается уровня образованности родителей, чьи дети проявляют определенные творческие способности, то здесь наблюдается резкий подъем. В том смысле, что нынешние родители, общество, старается принять за норму получение высшего образования. Но важен вопрос о том, как они воздействуют на развитие творчества своего ребенка. Конечно в большинстве семей, в которых хотя бы один из родителей имеет высшее образование, уровень стимуляции познавательных интересов и творческих способностей ребенка гораздо выше. При этом не исключается и тот факт, что ребенок сирота обладает огромным дарованием. Проблема состоит только в том, кто его поможет раскрыть, создать соответствующую для этого среду. Ну и конечно же немалую роль играют культурно- нравственное состояние семьи, уровень эстетического воспитания родителей.
Родители способны многое сделать для того, чтобы повысить интеллектуальный, творческий потенциал своего ребенка, помочь ему раскрыться, но, к сожалению, контактируя с родителями воспитанников, педагог сталкивается с ситуацией радикально противоположной: некоторые родители слабо представляют себе особенности развития своего ребенка; некоторые склонны слишком интенсивно развивать в малейшей степени проявившиеся способности, тем самым, перегружая ребенка; некоторые вовсе не считают нужным уделять внимание детским талантам и игнорируют ранние проявления детской одаренности.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что влияние семьи на раскрытие творческого потенциала ребенка и на развитие одаренности можно представить в виде схемы .
Рродители
Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне его
Стимуляция творческой активности ребенка
Активное участие родителе в творческом развитии ребенка
Совместный досуг вне дома
- приобретение книг, игрушек, игр для развития ребенка;
- обеспечение материалами для творчества ребенка (бумага, клей и т.д.);
- организация места для творчества (стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу и т.д.);
- позволение ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок;
- позволение изменять привычный порядок в доме (по-своему убирать кровать, комнату и т.д.);
- предоставление ребенку возможностей ребенку для размышления, работы в одиночестве;
- приглашение специалистов для индивидуальных занятий музыкой, ин. Языком, рисованием и др.
- занятия с ребенком дома;
- обсуждение с ним разных проблем;
- чтение ребенку книг;
- разгадывание вместе с ним загадок, решение кроссвордов, ребусов, придумывание своих собственных;
- рисование, лепка, вырезание ножницами, конструирование;
- просмотр детских передач и обсуждение увиденного;
- прослушивание музыки, организация выставок работ;
- составление различных коллекций в соответствии с его интересами;
- приобщение ребенка к тем видам занятий, которые интересны вам (коллекционирование, рукоделие, работа по дереву и т.д.);
- запись идей, высказываний, сочинений ребенка
- отдых в выходные дни в парке, за городом и т.д.
- отдых вместе с детьми;
- занятия спором;
- совместное посещение театров, музеев, выставок и др.
- поощрение его творческой деятельности (конструкций, коллекций, рисунков, стихов);
- поощрение стремления ребенка исследовать окружающий мир;
- помощь в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых;
- поощрение активного обучения ребенка, помощь в приобретении знаний и навыков;
- умение ценить его достижения, его самого как личность.
Работая с группой детей над подготовкой исследовательских работ я постоянно сотрудничаю с их семьями. При такой работе, ребёнок, учитель и родители должны работать сообща. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку правильно выбрать тему, соответствующую его интересам и возможностям, выработать гипотезу, помочь при выборе методов исследования. Задача родителей - помочь ребёнку собрать необходимую информацию для данной работы, помочь ему в его творческих усилиях, а это требует большой затраты времени и сил. При этом родители тоже рассчитывают на помощь и поддержку учителя. Работа трудная и кропотливая, но стоит того. Далее я хочу предложить небольшую исследовательскую работу, где видна помощь родителей своему ребёнку при её выполнении. Работа называется «Секрет успеха овсяной каши». Автором является ученица 1 класса Пронина Анастасия. Мама Насти помогала ей не только в сборе и обработке информации, но и была с её стороны помощь как специалиста- учителя химии, где она пояснила ей, что такое «ароматизаторы». Кроме того, мама помогла ей в приготовлении самой каши.
Введение.
В предании древних греков рассказывается о необыкновенном силаче по имени Геркулес. Он был очень сильным и совершил много богатырских подвигов. Его подвиги воспеты в мифах. Однажды мама мне рассказала, что в честь него овсяные хлопья назвали геркулесом. Тот, кто ест кашу или суп из хлопьев геркулеса, становится здоровым и сильным. Я думаю поэтому мама готовит овсяную кашу на завтрак чаще, чем другие каши. Но почему же она мне не нравится? В чём заключается секрет овсяной каши?
Цель работы: Выяснить, чем полезна овсяная каша для организма человека и как её приготовить, чтобы она была вкусная
Задачи:
Используя различные источники информации установить полезный состав овсяной каши.
Найти правила приготовления вкусной овсяной каши, прочитав кулинарные книги.
Узнать, с помощью каких продуктов можно улучшить вкус овсяной каши.
Шаг №1.
Первым моим источником информации была сельская библиотека. Прочитав книги, я узнала многое о пользе овсяной каши, а именно:
По мнению специалистов американского университета, традиционный завтрак – овсяная каша, не просто дань традиции, но и прекрасный источник энергии. В ходе исследования ученых было установлено, что студенты, поевшие овсянки перед многочасовой велосипедной гонкой, дольше всех держались на дистанции, Секрет заключался в том, что благодаря содержанию пищевых волокон, овсяная крупа способна долго и равномерно снабжать организм энергией. По мнению американских учёных, овсянка помогает взбодриться после сна не хуже кофе.
Шаг № 2.
При разговоре с медицинским работником детского сада Проскуновой Еленой Алексеевной я узнала, что детям, чтобы у них хорошо росли кости и мышцы, нужны витамины, фосфор, кальций, железо. Всем этим богата овсяная каша. В зёрнах овса есть такие ценные белки, каких нет даже в пшеничных зёрнах. Овсяная каша нормализует свёртываемость крови, помогает работе кишечника, контролирует усвоение жира организмом. Зёрна овсянки счищают со стенок кишечника весь «мусор».
Белки- это строительный материал для растущего организма.
Зерна овсянки счищают со стенок кишечника весь «мусор» как ершик.
Шаг № 3.
Овсяная каша такая полезная! Почему же она мне не нравится? Нужно выяснить любят ли её другие ребята. С этой целью я посетила кухню детского сада и побеседовала с поваром Мигуновой Еленой Анатольевной. Она мне рассказала, что овсяную кашу в детском саде они готовят часто, но дети её едят плохо. Почему же каша не нравится детям? Наверное весь секрет кроется в приготовлении каши. Полной информации об этом я от Елены Анатольевны не получила, а ответ решила найти во чтобы то ни стало!
Шаг № 4.
В библиотеке я нашла « Кулинарное слово» Вильяма Похлебкина. Что же он пишет: «Взрослой овсяной кашей считается каша из целого овсяного зерна. Обращаться с ним нужно так же, как и с рисом. Более того, его можно смешивать с рисом и варить вместе. Заправить маслом или жареным луком». Детской овсяной кашей считается любая каша из дробленого, давленого или молотого зерна.
Как объясняет Похлебкин, у детей слизистая полости рта нежная, и они плохо воспринимают жесткую, крупную, рассыпчатую кашу с ее плотноватой оболочкой. Именно поэтому детям варят кашу из зерна без оболочки. Дело в том, что зерно без оболочки варится быстро и дает клейкую полезную массу, но совсем невкусную, поэтому добавляют немного сахара. При варки каши нужно соблюдать 4 правила приготовления:
Правило 1. Овсяную крупу разварить в воде.
Правило 2. Кашу пропустить через дуршлаг, чтобы задержать не разваренные части, которые царапают слизистую рта ребёнка.
Правило 3. Добавить в кашу молоко и варить до появления текучей кашицы.
Правило 4. Сделать кашу вкуснее. Нужно её немного подсластить, но так, чтобы сахар не чувствовался, а лишь отбивал сыроватый вкус разваренного зерна.
Освоив правильность приготовления каши, я с помощью мамы, в один из выходных дней попробовала приготовить кашу для нашей семьи. Я бала очень удивлена и в тоже время обрадована результатом, когда увидела у всех чистые тарелки. А еще и рада тому, что мама хвалит меня и говорит, что правильно варить кашу научила ее я.
Шаг № 5
Когда я покупала различные виды овсянки, то заметила на прилавках множество ярких упаковок, наполненные пакетиками с овсяными кашами быстрого приготовления с добавлением фруктов. Судя по рекламе, их производители заявляют, что продукт нельзя отличить от настоящей каши. Дома я тоже добавила в овсяные хлопья кусочки сухих слив, яблок, сахар. Попробовав кашу из пакетика и свою кашу, я поняла, что моя каша не такая ароматная. Моя мама – химик. Она мне рассказала, что существуют специальные искусственные вещества – ароматизаторы, которые заменяют запах фруктов и ягод, пользы в них никакой нет, один только вкус. Значит моя каша полезнее! Она состоит из натуральных продуктов.
Заключение.
Отвечая на вопрос: «В чем секрет овсяной каши», я узнала много нового и интересного. В овсяной каше много витаминов, минеральных веществ, белков, которые так необходимы для здоровья растущего организма. Раньше кашу я не любила, а теперь я раскрыла секрет, как сделать кашу более вкусной за счет основных кулинарных приемов, сухих ягод и фруктов. Вокруг так много интересного и не понятного, узнать хочется так много, что я обязательно буду проводить новые исследования.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что мама на протяжении всей работы была рядом с ребёнком, оказывая ей посильную помощь и радуясь её успехам. На конкурсе исследовательских работ наша работа была одной из лучших.
ЛИТЕРАТУРА
Барлева С. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми// Педагогика. - 2004. - №2. - С.99.
Бекетов З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы// Завуч. - 2004. - №7. - С.83-88.
Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990. - С.145.
Губанихина Е.В. Программное обеспечение работы с семьей как важнейшее условие развития интеллектуально-познавательных способностей ребенка/ Основные направления модернизации начального образования: Материалы региональной науч.-практ. конференции (5-6 апреля) 2005 года). - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2005. - С.64-67.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991. - 80с.
Гончарова О.В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка// начальная школа до и после. -2003. -№10. - С.24.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.