Формирование экологической культуры у учащихся
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ
Владимир Михайлович Ильяшевич учитель биологии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа», с.Тегульдет
e-mail: IVM121983@yandex.ru
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Но в наши дни мир природы находится на грани экологической катастрофы. Экологическое состояние нашей планеты и постоянное его ухудшение требуют от людей понимания сложившейся ситуации.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с формированием экологической культуры. Экологическая культура - это особая культура, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, а так же трепетным отношением ко всему живому в окружающем нас мире.
Человек должен обладать чувством гражданской ответственности перед современным и будущим людей за состоянием природы. Ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание учащихся происходит в основном путем наблюдений.
Познание мира всегда начинается с непосредственного восприятия-наблюдения. Наблюдение фиксируется, становится опытом и используется в дальнейшей жизни.
Успешное решение экологических вопросов и эффективная охрана природы возможны только при хорошем знании окружающего нас мира природы, а такие знания не получить только в кабинетных условиях. Поэтому не секрет, что результаты обучения зависят от используемых методов, форм, подходов, частоты участия детей в экологических мероприятиях.
Эффективной формой развития экологической культуры учащихся является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Именно поэтому исследовательская деятельность занимает значимое место в воспитательно- образовательном процессе.
Экологические исследования представляют собой сочетание теоретических знаний в области различных дисциплин, экологической культуры и практических действий. В ходе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению знаний по биологии и других наук, которые смогут помочь решить проблемы экологии.
После обобщения результатов исследования, ребята выступают с докладами на уроках, на районных и областных конференциях. Я считаю, что эта работа не напрасна, она воспитывает активную творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать самостоятельно возникающие проблемы и нести за них ответственность.