Выступление «Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии»

6
0
Материал опубликован 3 September 2023

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

Функционально грамотный человек- это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни

знания, умения и навыки для решения максимально широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой

деятельности, общения и социальных отношений.

Леонтьев А.А., доктор психологических и филологических

наук

 

 

 

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире, как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

 

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественно-научному, так и социально-культурному направлениям».

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность включает в себя:

Глобальные компетенции

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественно-научная грамотность

Читательская грамотность

 

Естественно-научная грамотность -это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, которые связанны с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научное объяснение явлений

понимание особенностей естественно-научного исследования

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

При этом выделяют следующие уровни естественно-научной грамотности:

1 уровень: характеризуется ограниченными знаниями, которые обучающиеся могут применять только в знакомых ситуациях.

Они могут давать очевидные объяснения, которые явно следуют из

имеющихся данных.

2 уровень: обучающиеся могут: давать возможные объяснения в знакомых ситуациях на основе адекватных научных знаний, делать выводы на основе простых исследований, устанавливать прямые связи

3 уровень: обучающиеся способны выявить ясно сформулированные научные проблемы; отобрать факты и знания, необходимые для объяснения явлений, применять простые модели, интерпретировать и напрямую использовать естественно-научные понятия, формулировать короткие высказывания, используя факты

4 уровень: обучающиеся могут: анализировать различные ситуации и проблемы, в которых явно проявляются отдельные явления, выбрать или обобщить объяснения, основанные на знаниях различных разделов естествознания и технологии, и связать эти объяснения напрямую с отдельными аспектами жизненных ситуации, оценивать свои действия и сообщать о своих решениях, используя при этом естественно-научные знания и обоснования.

 

5 уровень: обучающиеся могут: выявлять естественно-научные аспекты во многих сложных жизненных ситуациях, применять естественно-научные знания и знания о науке в этих ситуациях, сравнивать, отбирать и оценивать соответствующие научные обоснования и доказательства для принятия решений в жизненных ситуациях, устанавливать связи между отдельными знаниями и критически анализировать ситуации, выстраивать обоснованные объяснения и давать аргументацию на основе критического анализа. У них хорошо сформированы исследовательские умения.

6 уровень: обучающиеся могут: определять, объяснять и применять естественно-научные знания и знания о науке в различных сложных жизненных ситуациях, связывать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений. Они постоянно демонстрируют высокий уровень сформированности интеллектуальных умений, например, доказывать и обосновывать. Они могут использовать свои знания для аргументации рекомендаций или решений, принятых в контексте личных, социально-экономических и глобальных ситуаций.

 

Проблемы у школьников, выявленные международными исследованиями:

 

Дефицит знаний типа «знаю как»;

Умение формулировать вопросы;

Умение обосновывать, доказывать;

Использовать простейшие приемы исследования;

Строить развернутые высказывания;

Устанавливать надежность информации;

Сотрудничать.

 

В связи с этим необходимо усилить работу по формированию у обучающихся ЕНГ.

Технологии для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии:

 

смысловое чтение;

технология проблемного обучения;

технология развития критического мышления;

ИКТ;

проектно-исследовательская деятельность;

кейс-технологии.

 

I. Смысловое чтение

Приемы:

-«Сконструируй определение»;

-«Развернутый ответ»;

-«Верные и неверные утверждения»;

-«Исключение»;

-«Задай вопрос».

Пример задания «Исключение»:

Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор.

Ответ: «Прилистник, т. к. не является частью стебля».

 

Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать по нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

 

Результаты: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности

 

II. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.

 

Этапы проблемного обучения:

Осознание общей проблемной ситуации

Анализ ситуации, формулировка конкретной проблемы

Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы)

Проверка правильности решения

Преимущества проблемного обучения:

- Отвечает требованиям современности: обучать, исследуя, исследовать обучая;

- учит мыслить логично, научно, творчески;

- делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;

- вызывает глубокие интеллектуальные чувства, чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах;

- установлено, что самостоятельно открытые истины, закономерности не так легко забываются.

 

Трудности проблемного обучения:

- Возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода;

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

 

В связи со всем вышеизложенным проблемные ситуации, проблемные задачи можно включать в любую тему уроков биологии. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей обучающихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.

Например, в 10 классе при изучении анализирующего скрещивания:

1. Дана особь с фенотипическим проявлением доминантного признака, генотип неизвестен.

2. Необходимо, используя гибридологический метод, узнать генотип особи.

3. Предлагаются варианты скрещиваний и варианты потомства, с целью обоснования подбора партнёров для скрещивания.

4. Составление схем решения задачи. Проверка выбранного подхода для решения других аналогичных задач.

 

III. Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

 

Приемы (могут использоваться на различных этапах урока):

Кластер

Синквейн

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Инсерт

Фишнбоун, или Рыбий скелет

Мозговой штурм

 

V. Проектно-исследовательская деятельность- это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач.

 

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания

 

Формы организации работы:

Урок-исследование;

Урок-лаборатория;

Урок-защита исследовательских проектов;

Урок изобретательства;

Урок открытых мыслей и др

 

VI. Кейс-технологии

Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определённому формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленным критериями.

Кейс-технология – это обучение действием .

Например, раздел «Генетика» 10 класс: На прием в генетическую консультацию пришла молодая семейная пара. Они планируют рождение детей, но хотят убедиться в том, что их дети не будут иметь некое генетическое заболевание, которое встречается в семье одного их супругов.

Кейс-стадии:

1 шаг: сформулируйте конкретную проблему и запишите ее. Какова вероятность рождения больных детей?

2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения. В семье есть проявление этой болезни.

3 шаг: проблема перефразируется в цель. Определить вероятность рождения больного ребенка.

4 шаг: причины становятся задачами. Выявить больных родственников, их место в родословной.

5 шаг: для каждого задания определяется комплекс мероприятий-шагов по ее решению, назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. Вопросы к семейной паре, определение элементов родословной.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые ресурсы и время для выполнения мероприятия. Построение генеалогического дерева.

7 шаг: для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Анализ родословной, определение вероятности, результаты.

 

Таким образом, rак показывает опыт педагогической деятельности, обучающиеся могут знать суть вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная компетентность не сформирована полностью.

 

С одной стороны, хорошо известно, что глубокое, основательное понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь донести очень сложную информацию доступным собеседнику языком.

 

С другой стороны, при решении заданий обучающемуся приходится все чаще опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественно-научного цикла, уметь высказывать предположения, принимать решения или отвергать их.


 


 


 


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации