12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вострикова Светлана Юрьевна39
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

«Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Проект системы работы в дошкольном образовательном учреждении для успешной адаптации старшего дошкольника в социально-экономической жизни, формирование основ финансовой грамотности и культуры.

Целевая аудитория дошкольники

Образовательные учреждения являются стержнем системы образования и обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний: доступность аудитории, мотивированность к обучению, регулярность занятий, имеющийся педагогический потенциал, развитые образовательные технологии, сформированная образовательная среда.

Новизна состоит в организации сетевого взаимодействия, привлечения социальных партнеров, включения работы с платежными картами, использовании блочной системы, способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые знания и привычки.

Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка- товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить ит.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. В дошкольном учреждении сформирована система работы, которая включает организацию образовательной, игровой, проектной деятельности, конкурсов по финансовой грамотности с дошкольниками, образование и повышение квалификации педагогов, просветительская работа с родителями, организация социального партнерства. Также разрабатывается методический и игровой материал, создается РППС, транслируется опыт в рамках региональной школы-лаборатории инновационного развития и муниципальной площадки, печатаются статьи и разработки.


Актуальность и практическая значимость

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Цель

Успешная адаптация старшего дошкольника в социально-экономической жизни, формирование основ финансовой грамотности и культуры

Задачи

С педагогами:

-организация курсовой подготовки педагогов по финансовой грамотности;
-организация и проведение мониторинга по выявлению уровня финансовой грамотности дошкольников;
-изучение предложений и структуры услуг в сфере финансовой грамотности на образовательном рынке;
-разработка ДООП по финансовой грамотности для старших дошкольников;
-проведение апробации цикла занятий в рамках организованной образовательной деятельности

С детьми:
-формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
-развивать основы финансовой грамотности посредством разнообразных видов детской деятельности;
-совершенствовать коммуникативные качества дошкольников;
-содействовать ранней профориентации дошкольников;
-развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
-учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

С родителями:
-включение родителей воспитанников в образовательной процесс по реализации программы финансовой грамотности;
-предоставление информации о ДООП по финансовой грамотности, о ходе ее реализации;
-разъяснение специфики образовательной деятельности;
-привлечение родителей к реализации программы

Планируемые результаты

После окончания реализации инновационной деятельности планируются результаты:
-обеспечение целостности педагогического процесса и создание предметно-пространственной и образовательной среды, удовлетворяющей потребности актуального, ближайшего и перспективного экономического развития дошкольников;
-получение новых знаний, формирование ключевых компетенций дошкольников, повышение уровня их личностного развития;

-повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам финансовой грамотности;

-активизация участия педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы;
-формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности;
-расширение социального партнерства;
-повышение информационной компетентности, уровня знаний и практических навыков родителей в вопросах экономического образования дошкольников.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
-разработка и апробирование диагностических материалов, выбор методик отслеживания результатов;
-проведение диагностических процедур и исследований;
-проведение итогового мониторинга результативности освоения программы

Срок реализации 2020-2023 гг.
Основные этапы реализации проекта
1 этап - Организационный (2020)
2 этап - Практико-ориентированный (2021-2022)
3 этап - Аналитико-рефлексивный (2023)

Методические материалы, разработанные для организации обучения

ДООП «START UP»

Семинар-практикум «Экономическое воспитание дошкольников»

Презентация «Экономическое образование старших дошкольников»

Технологическая карта «Формирование экономического кругозора, освоение  экономических представлений и понятий дошкольниками в процессе образовательной деятельности»

Технологическая карта

Комплект дидактического материала по экономическому образованию для проведения образовательной деятельности

Технологическая карта ОД «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами ментальной арифметики»

Методические рекомендации «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»

Методические рекомендации по использованию методики ментальной арифметики в дошкольном образовательном учреждении

Картотека компьютерных игр (ЭОР) в работе с детьми по финансовой грамотности

Презентация «Агроэкология и финансовая грамотность. Проекты.»

Консультация «Создание предметно-развивающей среды для организации работы по формированию финансовой культуры воспитанников»

Дидактическое пособие «Записная книжка Промоутера»

Дидактическое пособие «Лесной банк»

Семинар-практикум «Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»

Картотеки игр по финансовой грамотности

Презентации для ООД по формированию финансовой грамотности воспитанников

Дидактические пособия

Открываем «Лесной банк»

t1688577854aa.png

«Записная книжка Промоутера»


t1688577854ac.png


Методические рекомендации

t1688577854ad.jpg


t1688577854ae.jpg


Итоговые результаты
Итоговым результатом является достижение главной цели – создание основ для экономического воспитания дошкольников.
Обеспечено достижение следующих результатов:
-повышение финансовой грамотности дошкольников;
-разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности воспитанников;

-обеспечение получения дошкольниками доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями;
-активное привлечение организаций финансового сектора, образовательных и некоммерческих организаций;
-проведение анализа уровня финансовой грамотности дошкольников.
​​​​​​​

t1688577854af.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.