Формирование финансовой грамотности дошкольников
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – и в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Различные профессии, окружающих ребенка людей, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей своей развивающей средой. Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В послании Федеральному собранию на 2017 год Президент РФ подчеркнул, что «для хорошего образования нужны прорывные новые обучающие технологии». Его посыл образованию: «…российскую школу, … поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы людей».
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях.
В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.
Нормативно-правовое обеспечение:
• Федеральный закон от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении
Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»;
•Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №
172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации»;
•26 от 15 мая 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
•Государственная программа «Развитие образования» 2018–2025 годы. (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642);
•«Соглашение о сотрудничестве Банка России с Министерством образования и науки в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации» от 08.09.2016г;
•Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039-р.;
•Примерная парциальная образовательная программа дошкольного возраста для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок
финансовой грамотности» МОН РФ и Банка России 2018 года.
•Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва 2019 год.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
К дошкольному возрасту основы финансовой грамотности можно привить с помощью основных моральных представлений: о добре и зле, о том, что красиво и некрасиво, что хорошо, а что плохо. Основная задача – дать представление о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, затем деньгам. Для детей очень важен пример родителей. Они должны объяснить ребенку, что для того, чтобы купить то, что он хочет, нужно много работать и зарабатывать деньги. Детям необходимо учитывать потребности своей семьи, учиться жить по средствам и знать, что расходы должны быть меньше доходов.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
В процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Технологии:
Игровая деятельность. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр. Закрепление навыков составления и решения задач по схеме-формуле Ц = И + П происходит в процессе организации сюжетно-дидактических и ролевых игр, таких как «Прачечная», «Супермаркет», «Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Пирожковая», «Няня», «Банк» и др., в ходе которых дети назначают цену изготовленных товаров и услуг с учетом издержек и прибыли. В содержание игры включаются приобретенные детьми знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются:
– достаточный уровень сформированных у детей основных программных знаний и умений;
– оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками, условными мерками и т.д.);
– умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т.д.). Развитие ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
2. Проблемно-поисковая деятельность. Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы, сочетающий в себе ряд более компактных интерактивных форм, коллективно-распределенную и индивидуальную деятельность, занимающий от одного до нескольких дней. Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), проблемная задача («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»). Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных проблемных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
3. Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках трудовой деятельности. Финансовое образование строго настаивает на качественном труде, т.к. от этого зависит выгода от товара. В этом понимании воспитатель может брать на себя роль «Купца» и оценивать товар за его качество. Для изготовления товара на продажу можно организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительную компанию» и пр.
4. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социальнокоммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
5. Формы реализации продуктов труда. Где продают и покупают товары? Как стимулировать продажу? Это вопросы, касающиеся маркетинговой деятельности, направленной на реализацию продукции и удовлетворение потребности людей. Старшие дошкольники знакомятся с разными формами сбыта продукции. Организовываются сюжетные и сюжетно-дидактические игры: «Супермаркет», «Рынок», «Аукцион», «Лесной рынок» (с включением проблемных ситуаций «Где купить мёд?», «Удачная покупка», «Выгодный заказ» и пр.). (А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики или Как мы играли в экономику»). В этом направлении проводится и деятельность по созданию рекламы: «Если это ваш бизнес, то важно выгодно продать товар»; «Знаешь, что еще привлекает внимание покупателей? Реклама». Реклама может быть любой – и кричалкой, и песней, и танцем. Тут же дети знакомятся с тем, откуда берётся реклама? (Рекламные агентства.) Её цель? Кто принимает участие в создании рекламы? (Писатели, художники, артисты, животные, дети.)
6. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама; долги; тратим разумно; экономим; все по плану; жадность и пр.
7. Проектное обучение – организация проектной деятельности воспитанников, тип деятельности, нацеленный на создание будущей новой системы (вещи, инструмента или организации работ) для решения какой-либо практически значимой задачи (проблемы), оканчивающийся созданием продукта (вещи, инструмента или организации работ). Предъявляемым результатом проектной деятельности является подробное описание решения какой-либо задачи или проблемы. В организации проектной деятельности важны два аспекта: проектноцелевой и процессуальный. Первый аспект – образ нового продукта (вещи, инструмента, организации работ), необходимого для решения проблемы. Второй аспект – планирование, организация и осуществление деятельности от идеи до материального воплощения. В ходе проектной деятельности дошкольники учатся на практике применять знания из одной или нескольких образовательных областей. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд – Наше богатство», «Что такое Экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?».
8. Технология «Ситуация месяца» (Гришаевой Н.П.) позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я – горожанин (житель села), я – житель земного шара, я – часть мироздания, я мальчик или девочка, я – член семьи, я – россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми. Включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Заключительные праздники по ситуации месяца позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течение месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Новоуральске», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
9. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно -развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
10. Театрализованные интерактивные мини-постановки – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
• информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
• занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
• деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).
Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание Google-презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно эта зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создаёт возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребёнка способной адаптироваться к разнообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через разные формы его организации. Использование многообразных форм даёт воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным.
Главное, говорить ребёнку про экономику на языке, ему понятном. Сделать это занятие понятным, помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение образовательно - игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике: «Монополия», «Весёлый бизнесмен», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
Формы совместной партнерской деятельности взрослого и детей:
• игровая
• продуктивная
• познавательно-исследовательская деятельность
• чтение художественной литературы
Темы:
Тема 1 | Труд – основа жизни. |
Тема 2. | Моя страна и моя семья. |
Тема 3. | Что такое деньги, какие они бывают, откуда они берутся и зачем они нужны? Покупаем, продаем и обмениваем. «Труд и товар» |
Тема 4. | Учимся планировать. «Из чего складывается бюджет (доходы и расходы)?» Доходы семьи. Расходы семьи. |
Тема 5. | Тратим разумно, сберегаем и экономим. Учимся занимать и отдавать долги. |
Тема 6. | «Защита прав потребителей» «Финансовое мошенничество» |
Тема 7. | Текущий и перспективный семейный бюджет. Семейные сбережения и их использование |
Тема 8. | «Реклама» |
Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи.
Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег.
При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.
Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».
Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:
деньги, нарисованные детьми;
картотека загадок;
книги художественные и научно-популярные, комиксы;
аудиотека;
альбом: пословицы и поговорки в картинках;
медиатека из презентаций;
медиатека интерактивных игр;
медиатека мультфильмов;
альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
карточки о профессиях;
дидактические игры;
кроссворды;
ребусы;
лабиринты тематические;
игры-путешествия;
банковские карты;
ненастоящие деньги;
банкомат;
металлические устаревшие деньги;
альбом «Эволюция денег»;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательной деятельности в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие.
Формирование основ финансовой грамотности целесообразно включать в образовательные области следующим образом:
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Предпосылки финансовой грамотности решаются активно в рамках нравственно-трудового воспитания. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства. Практические занятия по формированию ОФГ должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.
Это, конечно же, и знакомство детей с новыми профессиями, и формирование у них понятия о качестве труда, особенно в момент зарабатывания денег. (Гжель, купцы, брак, качественный товар …)
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.), ФЭМП.
Д.С. Чесноускене отмечала, что многие экономические представления, понятия и категории невозможно рассматривать вне математики, поэтому математическое содержание обеспечивает интеграцию процесса обучения основам финансовых знаний в курсе по математике для старших дошкольников.
Так, в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается ознакомление детей: с денежными знаками и единицами; подведение детей к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков; знакомство с ценами некоторых вещей; различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; знакомство детей с образованием цены и умением ее составлять.
При изучении товарно-денежных отношений одновременно решаются задачи формирования математических представлений у детей: раскрытие двузначности числа: конкретной (множество денежных знаков) и абстрактной (число денежных единиц); определение количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких меньших чисел (на денежных знаках); обучение счету до 20 и показ образования чисел второго десятка (при помощи монет); углубление понятия о нуле; развитие навыков счета десятками; показ счета со сменой его основания; раскрытие математической зависимости между величинами: цена, количество, стоимость; расширение понимания действий сложения и вычитания; закрепление умения решения арифметических задач.
В наибольшей степени интеграция математического и финансового содержания может быть отражена в ознакомлении детей с арифметическими задачами на сложение и вычитание. Арифметическая задача рассматривается как упражнение, которое решается посредством вычисления с помощью знаков «+», «-», «=», а обучение детей решению арифметических задач – с позиций общего умственного развития, развития абстрактного мышления и формирования умения выполнять элементарные вычислительные операции сложения и вычитания.
В детском саду детей учат решать простые задачи (в одно действие) и составные (два и более действий). Наряду с задачами-драматизациями, иллюстрациями в практике работы детей знакомят с разными видами простых задач: на нахождение суммы; на нахождение остатка; на увеличение числа на несколько единиц; на уменьшение числа на несколько единиц; на нахождение неизвестного слагаемого.
3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь. Назовите формы организации воспитанников на занятиях и в режимных моментах?
Лучшему пониманию материала дошкольниками поможет уголок в группе, с приоритетной экономической направленностью, в котором находятся:
-экономическая карта нашего города, на которую нанесены промышленные центры – формирует у детей первичные представления о заводах, фабриках, комбинатах, выпускаемой ими продукции;
-схема-карта микрорайона торговых точек и бытовых услуг, расположенных вблизи нашего детского сада - знакомит детей с торговыми услугами микрорайона ДОУ;
-мини-музей « История денег» - знакомит детей с историей возникновения денег;
-домик-копилка - расширяет представления детей о доходах и расходах, подводит к пониманию дошкольниками понятия «сбережения».
Работа с семьёй
Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Работа по развитию грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или наоборот нехватка денег. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно. Тогда как в детском саду деятельность детей построена на игре. Дети здесь тоже «покупают», но это игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Все начинается с семьи, так как в ней формируется детское мировоззрение, приобретается опыт. Поэтому для сотрудничества с родителями о оказания им помощи при реализации данной программы, планируется работа с родителями:
- проведение родительских собраний: «Дети и деньги», «Семейный бюджет и ребенок», «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»;
- анкетирование, консультации, памятки, советы психолога;
- рекомендации для родителей по финансово-экономическому воспитанию детей в семье.
Приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Организация и проведение социологического опроса: «Мой ребенок и финансовая грамота», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность» |
Октябрь | Родительское собрание «Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности», «Уроки финансовой грамотности в семье» |
Ноябрь | Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» |
Декабрь | Проведение круглых столов: «Система финансового обучения ребенка в семье». «Экономические игры для детей: учим обращаться с деньгами» |
Январь | Консультация «Рекомендации для родителей по воспитанию финансовой грамотности» |
Февраль | Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей» |
Март | Буклет «Как научить детей контролировать свои финансы» |
Апрель | Буклет «Полезные советы родителям», Деловая игра для родителей «Азбука финансов» |
Май | ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Практические советы родителям, воспитывающим социально адаптированных в современных экономических условиях детей» |
Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамота»
•Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
•Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
•Знает ли ваш ребёнок, что такое экономика?
•Нужно ли детей знакомить с экономикой?
•Прививаете ли вы ребёнку первоначальные экономические навыки в быту?
•Знает ли ваш ребёнок, что такое потребности?
•Знает ли Ваш ребенок о деньгах (что такое «деньги», какие они бывают (например, копейки, рубли), откуда берутся деньги, кто их зарабатывает в вашей семье и т.п.?
•Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
•Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
•Даете ли Вы ребенку деньги (например, чтобы он расплатился в магазине или, чтобы мог самостоятельно купить).
•Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
•Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
•Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
•Знают ли дети профессии родителей?
•Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
•Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
•Формируете ли вы у ребенка основы финансовой грамотности? (Например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку, или что родители ходят на работу, чтобы зарабатывать).
•Считаете ли вы необходимым привитие ребенку основ финансовой грамотности? Если нет, то
•Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой
№ | Наименование разделов | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
| Введение в образовательную программу | Эвристическая беседа | Демонстрационные и наглядные материалы | |
| Блок 1. Потребности | • Демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон» • Беседа • Загадывание загадок • Чтение и анализ сказки • Упражнение • Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы» • Изобразительная деятельность • Дидактическая игра «Заветные желания» | • Компьютер • Фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон» • Тетрадь по финансовой грамотности • Лото «Заветные желания». • Фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия) • м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия) • Картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов • Тетрадь по финансовой грамотности • Лото «Кому что нужно?» • Фрагмент м/ф «Ох и Ах идут в поход» (1 серия) • Лото «Кому что нужно?». • Цветные карандаши | Беседа, наблюдение, опрос, проверочная работа |
| Блок 2. Труд | • Беседа • Чтение художественной литературы • Упражнение • Демонстрация мультфильмов • Ситуативный разговор. • Соревнование • Дидактические игры • Сюжетно- ролевая игра • Отгадывание загадок • Выставка рисунков. | • Цветные карандаши • Тетрадь по финансовой грамотности • Компьютер • М/ф «Самый главный» • Картинка- коллаж с изображением людей разных профессий • Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий • Фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия) • Картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных | Беседа, наблюдение, опрос, проверочная работа |
| Блок 3. Товар | • Беседа, • Дидактические игры • Упражнения. • Решение экономических задач • Чтение художественной литературы • Просмотр м/ф | • Изображения разных предметов, которые играли роль денег • Компьютер • Фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия) • Тетрадь по финансовой грамотности • Копилка с набором разных монет и банкнот • Бумага и цветные карандаши. • Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка • Фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия) • Картинки с изображением товаров, которые покупает семья • Фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия). | Беседа, наблюдение, опрос, проверочная работа |
| Блок 5. Семейный бюджет | • Метод моделирования • Беседа • Анализ игровой ситуации • Чтение художественной литературы • Проблемный диалог • Решение арифметических задач, • Д/и «Доход- расход». • Психологическая разминка • Проблемный диалог • Составление обобщающих рассказов • д/и «Семейный бюджет» • составление рассказов. • Дидактическая игра «Семейные расходы» • Составление экономического словаря. • Викторина • Игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд | • Фланелеграф • Картинки с изображением членов семьи • Картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы • Мяч • Призовые фишки • Тетрадь по финансовой грамотности • Изображение мальчика Андрюши, модель круга, набор карточек с изображением членов семьи. • Картинки с изображением аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов. • Разноцветный клубок • Конверты разного цвета с карточками • Рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика, • Модель круга, карточки, которые являются секторами расхода. • Компьютерная презентация • Компьютер • Картинки к загадкам • Картинки с изображением профессий • Картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки. | Беседа, наблюдение, опрос, проверочная работа |
| Итоговое занятие | Закрепления ранее приобретенных знаний и умений | Работа с демонстрационным материалом. | Итоговая аттестация. Самостоятельная работа с карточками |
16