Публикация «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности»
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности.
Одним из направлений функциональной грамотности современного школьника является финансовая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды, т. е. это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
В исследованиях PISA финансовая грамотность определяется как знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Самое главное- это не просто знание этих терминов, а умение применять эти знания на практике при помощи формирования необходимых навыков, которые можно использовать во взрослой жизни. Определяют четыре области содержания финансовой грамотности:
Деньги и операции с ними
Планирование и управление финансами.
Риск и вознаграждения
Финансовая среда.
Основы финансовой грамотности формируются в нашей школе в образовательной, внеурочной и воспитательной деятельности:
в рамках обязательных предметов школьной программы;
в рамках внеурочной деятельности;
В рамках школьных дисциплин имеется возможность включения в работу с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью.
Экономические и финансовые вопросы являются важной частью курса «Обществознание» в 6-11 классах.
На уроке обществознания в 7 классе при изучении темы «Обмен. Торговля. Реклама» провожу конкурс «Реклама - двигатель торговли». Ученики должны продать любой предмет, лежащий у них на парте. Ученики с удовольствием защищают свои мини-проекты. Тема «Домашнее хозяйство» позволяет ученикам практически участвовать в разработке домашнего бюджета, сопоставлять свои потребности и возможности, выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека. Понятия «потребительская корзина» и «прожиточный минимум» раскрываются при изучении темы «Бедность и богатство».
В раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» в 8 классе включены вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет и др.).
В 8- 9 классах при составлении личного финансового плана учащиеся определяют свои финансовые цели и пути и средства их достижения. В процессе формирования финансовой грамотности использую задачи из открытого банка ФИПИ заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Решая задачи, ученики оказываются перед серьезной проблемой альтернативного выбора, который необходимо не только вычислить, но и аргументировать.
Результаты овладения функциональной грамотностью выпускников, в том числе и финансовой грамотностью, проверяет итоговая аттестация в 9 и 11 классах. В материалах ОГЭ и ЕГЭ представлены вопросы экономики и финансовой грамотности (например, задание 6 в ОГЭ посвящено финансовой грамотности, задания 7- 9 в ОГЭ и задания 5-7 ЕГЭ - экономике).
На истории также изучается финансовая грамотность. Особенно это касается темы «История денег». В последствии, используя исторические знания, ученики могут хронологически проследить историю появления денег.
Разнообразны виды и формы внеурочной деятельности по финансовой грамотности.
В соответствии с учебным планом в 5-9 классах введен модуль «Финансовая грамотность».
На этом модуле ребята узнают дополнительную информацию о мире фин. грамотности. Ученикам 8-го класса понравилось изучать тему «Акции» на практике. Сами составляли инвестиционный пакет и даже пытались дать его прогноз.
В рамках недели финансовой грамотности ученики 5х классов с удовольствием приняли участие в квесте «Финграммия». Применяя теоретические знания по финансовой грамотности, они делали творческие проекты, тем самым развивая и креативное мышление.
В 8-9 классах проводила викторину по финансовой грамотности. Ученики выполняли задания по вопросам: что значит быть финансово благополучным человеком, как найти наиболее эффективные финансовые решения, как зарабатывать, сберегать и тратить деньги. Особенно удивило, что многие имеют глубокие познания по теме, касающейся пенсии.
Учащиеся 9-11 классов участвовали во Всероссийский Чемпионат «мозговой штурм» по финансовой грамотности для старшеклассников «Из копеек рубль, из ручейков море», финансовом онлайн- зачете (декабрь 2022 г. https://finzachet2021.ru/). Все учащиеся получили именные сертификаты от Банка России.
В марте 2023г. учащиеся 8- 9 классов стали участниками Олимпиады Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству для школьников.
Для организации процесса обучения основам финансовой грамотности я активно использую онлайн-ресурсы и образовательные платформы.
Во всех классах использовала платформу РЭШ, где представлены достаточно интересные задания по финансовой грамотности практической направленности.
Онлайн-уроки финансовой грамотности от ЦБ РФ (https://dni-fg.ru/):
Многие вопросы ФГ представлены в «Анимированных презентациях» для 5- 7 и для 8- 9 классов (моифинансы.рф), обучающих мультфильмах по финансовой грамотности - «Азбука денег тетушки Совы» и «Смешарики».
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях использую деловые игры, мини-проекты, финансовые задачи (8- 9 кл.), финансовые ребусы (5- 6 кл.). Пришла к выводу, что нужно чаще использовать активное обучение, при котором главным становится активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на решение поставленной проблемы, тогда материал будет усваиваться лучше, а интереса станет больше.
Данные мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, становлению успешной личности каждого ученика.
Так же на уроках истории и обществознания активно применяется читательская грамотность. В основе процесса обучения лежит работа с текстом, причем с разными видами текста. У нас достаточно большие тексты параграфов, в ОГЭ и ЕГЭ есть задания на извлечения информации из текста.
На своих своих уроках я использую такие приёмы работы с текстом:комментированное чтение текста, составление простого плана,
- выделение в тексте главных положений и смысловой идеи (первое время (в 5-6 классах) такой вид работы дается не просто ученикам, в дальнейшем они уже справляются легко);
- составление вопросов к тексту и ответы на них; (ученикам очень нравится следующая работа с текстом: как правило это задание дается на дом: к каждому пункту текста составить 2-3 вопроса таких, чтобы на них не было явного ответа в тексте.).
- комментированное чтение текста (если в 5-6 классах достаточно комментирование текста учебника, то в более старших классах производится комментирование чтение исторических источников);
- аналитическое чтение текста;
- разбивка текста на смысловые части;
- составление различных видов планов (данный вид работы мы встречаем в ОГЭ и ЕГЭ; анализ результатов работ выпускником показывает, что в таких заданиях ученики делают немало ошибок; поэтому, начиная с 8 класса мы учим составлять план текста, не используя готовые словосочетания из текста);
- составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
- подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
- составление логической схемы, кластера на основе ключевых извлечений из текста;
- преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;
- развертывание текста;
- на основе сопоставления нескольких источников восстановление поврежденного текста
Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников функциональной грамотности является необходимостью.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную экономику.
Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций учащихся.