Учебно-дидактические материалы «Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и химии»

9
1
Материал опубликован 17 December 2023 в группе

Манина Ольга Борисовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

Россия. Республика Хакасия. город Черногорск

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и химиис

Цель: развитие целеустремленности, скорости и гибкости мышления, нестандартного мышления, мобильности.

Задачи:

  1. Развивать  способность учащихся  использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
  2.  Способствовать формированию умений решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

 

Аудитория: учащиеся 8-10 класс

Задание 1


 

t1702794046aa.jpg Установлено, что каждый четвёртый житель ежедневно употребляет в пищу острый перец. Эта приправа распространилась по всему миру. Инки называли его «аха», ацтеки переименовали в «чили». Благодаря Христофору Колумбу в конце 15 века о чили узнали в Европе. Оттуда этот овощ попал в Африку и Азию, где стал очень популярен. Сила чили в химическом веществе капсаицине, сконцентрированном во внутренних перегородках стручка. Многочисленные исследования показали, что капсаицин может уничтожать раковые опухоли, снижать уровень холестерина и боль при артритах и диабете, а также боль в мышцах и суставах, способен предупредить образование тромбов. Острый перец помогает при простуде, активизируя кровоток. Учёные обнаружили, что в сыром перце витамина С больше (144 мг), чем в апельсине (53,2мг). (2)

1.Обьясните значение терминов артрит, диабет, тромб

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К какой группе витаминов относят витамин С ?

1. Водорастворимым

2. Жирорастворимым

3. Нерастворимым

 

3. Найдите соответствие

Заболевание

Система органов

артрит

А. кровеносная

диабет

Б. пищеварительная

3. тромбоз

В. опорно-двигательная

 

Г. эндокринная

 

Д. дыхательная


 


 

Задание 2

t1702794046ab.jpg 

Чечевица пока не нашла достойного места на нашем столе. А жаль. Зато её давно оценили по достоинству в Индии и других странах Азии. Растительный белок чечевицы, в составе которого находятся жизненно важные для нашего организма аминокислоты, хорошо усваивается организмом, и калорий в ней не так много - всего 310 на 100 г.

Чечевица относится к бобовым, но, в отличие от фасоли и гороха, её не надо замачивать, и варится она быстро. Чечевица сама по себе обладает особым пряным вкусом, который хорошо сочетается со всевозможными специями, особенно с куркумой и кориандром. Чечевица содержит 47% крахмала. В чечевице много калия. Это делает чечевицу отличным диетическим продуктом для пациентов с ожирением и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Семена этого бобового растения обладают способностью улучшать метаболизм глюкозы, липидов в крови.(3)

Можно ли употреблять чечевицу людям с избыточным весом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Полезна ли чечевица для больных с диабетом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли употреблять блюда из чечевица людям, страдающими аллергией?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

У вас в наличии есть горох, фасоль и чечевица. Какое блюдо вы приготовите с минимальным количеством времени?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Задание 3

Малая да удалая

t1702794046ac.png Фасоль обладает массой полезных свойств. Содержащиеся в ней лигнаны, как полагают учёные, обладают противоопухолевыми свойствами. Нерастворимая клетчатка, которой в стакане варёной фасоли почти 8г, стимулирует перистальтику кишечника. Растворимая клетчатка связывает в кишечнике холестерин, снижая его уровень в крови и риск ишемической болезни сердца. Магний способствует расслаблению артерий, облегчая кровоток и тем самым снижая артериальное давление.(1)

1.На какие системы органов влияют вещества, входящие в состав фасоли?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. О магнии, простом веществе или химическом элементе, говорится в тексте?

_____________________________________________________________________3. Назовите заболевание, которое облегчает магний.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Задание 4

«Женщины моря»

Чt1702794046ad.jpg Черджудо. Самый крупный остров Южной Кореи примерно в 100 км от материка. На острове живут профессиональные ныряльщицы хэнё («женщины моря») Они плавают в 100 воде, ныряют под воду без трубок, каждый раз задерживая дыхание на 4 минуты, в течение которой они голыми руками должны успеть собрать моллюсков, морские ушки, осьминогов и другую живность. Они знают океан как свои пять пальцев, разбираются, что именно нужно ловить в то или иное время года. Чтобы сохранить экосистему, хэнё работают группами и ловят только то, что им необходимо. При выныривании ныряльщица издает тонкий свист. Учёные обнаружили, что зимой организм хэнё поглощает вдвое больше кислорода, чем организм среднестатистического корейца. (4)

1. Какое значение имеет свист, издаваемый ныряльщицей при выныривании?

1.

Показывает другим ныряльщицам о своем возвращении

2

Надувает альвеолы в лёгких

3

Чтобы избежать кессонной болезни.


 

Какой орган обеспечивает ныряльщицам возможность дольше оставаться под водой?

1

селезёнка

2

сердце

3

печень


 

Заполните пропуски

1.

Большая жизненная ёмкость лёгких

2.Выработка большего количества тепла.

 

3.

Увеличение в крови количества эритроцитов

4

Потребление большого количества кислорода


 

А) Усиление клеточного обмена

Б) Способность задерживать дыхание на 4 минуты.

В) Способность плавать в 100 С воде

Г) использование селезёнки в качестве кислородных резервуаров


 

Какую роль играет труд ныряльщиц в сохранении природных богатств?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Задание 5

Чудесное спасение

t1702794046ae.jpg Эта история произошла на подводной лодке Северного флота во время Великой Отечественной войны.

Лодку долго преследовал немецкий эсминец. Система регенерации воздуха вышла из строя, в помещениях накопилось очень много углекислого газа. Стало трудно дышать, некоторые моряки потеряли сознание, в моторном отсеке двое уже не подавали признаков жизни. Тогда первый помощник капитана вспомнил о нескольких банках с пероксидом натрия и озонидом цезия, которые следовало доставить в Мурманск. Он знал о свойствах этих веществ. Банки вскрыли, и их содержимое было высыпано в регенерационные патроны. Через некоторое время духота исчезла. Воздух стал пригодным для дыхания и даже как будто приобрёл свежий лесной запах. Что же произошло?(7)

Какие химические процессы произошли в регенерационных патронах? Составьте уравнения химических реакций.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6

Настоящее природное сокровище Земли

t1702794046af.jpg Максимальная глубина Байкала составляет 1642м. это больше, чем глубина многих земных морей, и примерно в 5 раз больше высоты Эйфелевой башни. Феноменальная глубина озера объясняется тем, что оно образовано в тектоническом разломе земной коры, который постепенно заполнился водой.

Озеро имеет форму гигантского полумесяца длиной 636 км. А ширина колеблется от 24 до 79 км

Ежегодно на берегах Байкала происходит до 8000 землетрясений. Мощность толчков обычно не превышает 2 баллов. Самое масштабное произошло в 1862г. - Цаганское землетрясение мощностью 10 баллов.

Байкал содержит 20% всей пресной воды на планете. Если бы каждый из нас тратил 500л воды в день, то доступная мощность озера сохранялась бы для всего человечества в течение 40 лет. Вода озера – одна из самых чистых в мире. Обитатели озера – рачки эпишуры (80% всей биомассы озера) – поедая бактерии и одноклеточные водоросли, создают ток воды и одновременно образуют своеобразную воронку. Чтобы отлавливать в струе частички пищи. За сутки одна особь подобным образом очищает примерно стакан воды.

В 1996 г. Байкал вместе с прибрежной зоной (около 8,8млн га) был занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории озера более 2600 животных, растений и рыб. 2/3 из них являются эндемиками и обитают только здесь. Лёд на озере Байкал во многих местах совершенно прозрачен. Прогуливаясь в зимнее время, можно без труда разглядывать то, что происходит на глубине 40м.(5)

1.С бурятского языка слово «БайГал»t1702794046ag.jpg переводится как «стоящий огонь».

Что доказывает приведенная выше фотография Байкала, сделанная из космоса?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Сколько видов эндемиков обитает на Байкале?

_______________________________________________________________________

Почему Байкал называют «Улыбка Земли»?

____________________________________________________________________

Почему ещё никому не удавалось переплыть Байкал полностью?

(назовите не менее 2 причин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 

Интернет ресурсы

1.Красная фасоль: польза и вред для организма

https://www.kp.ru/family/eda/krasnaya-fasol-polza-i-vred/

2.Полезные свойства и виды жгучего (острого) перца https://floraprice.ru/articles/ogorod/percy/zhguchij-ostryj-perec-vidy-zhguchego-perca.

3. Чечевица- польза и вред для организма человека

https://ria.ru/20210318/chechevitsa-1601881990.html

4.Женщины моря: кто такие хэнё

https://kitsunestudy.ru/zhenshhiny-morja-kto-takie-hjenjo/

5.Озеро Байкал. Подробная информация..

https://www.culture.ru/institutes/986/ozero-baikal

6.зонид цезия Справочник химика 21https://chem21.info/info/144359/


 


 


 


 

Критерии оценивания

Задание №1

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

артрит - воспалительное поражение суставов

Диабет – заболевание, при котором увеличивается концентрация сахара в крови из-за недостатка инсулина.

Тромб это сгусток крови в просвете сосуда

3

водорастворимые

1

1В, 2Г, 3А

2

Максимальный балл

6


 

Задание №2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

1. Растительный белок чечевицы, в составе которого находятся жизненно важные для нашего организма аминокислоты, хорошо усваиваются организмом, и калорий в ней не так много - всего 310 на 100 г.

2. В чечевице много калия. Это делает чечевицу отличным диетическим продуктом.


 

2

2. Семена этого бобового растения обладают способностью улучшать метаболизм глюкозы, липидов в крови.

 

1

3 Чечевица сама по себе обладает особым пряным вкусом, который хорошо сочетается со всевозможными специями, особенно с куркумой и кориандром. Если у человека непереносимость этих приправ, тогда употреблять эти блюда нельзя , или заменить их другими

 

1

4. Чечевица относится к бобовым, но в отличие от фасоли и гороха её не надо замачивать, и варится она быстро.

 

1

Максимальный балл

5


 

Задание №3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

1.Кровеносная. Пищеварительная

2

2 Химическом элементе

1

3Гипертензия (гипертония)

1

 

 

Максимальный балл

4

Задание №4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

1 Надувает альвеоллы в лёгких

1

2. селезёнка

1

3) 1Б 2В 3Г 4А

2

4 Чтобы сохранить экосистему, хэнё работают группами и ловят только то, что им необходимо

1

Максимальный балл

5


 

Задание №5

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

Образование кислорода

1

Составлено уравнение

2Na2O2 + 2CO2 = 2Na2CO3 + O2

2

Составлено уравнение

4CsO3 + H2O + 3 CO2 =Cs2CO3 + 2 CsHCO3 + 5 O2

2

Максимальный балл

5


 

Задание №6

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

баллы

Метан взрывоопасное вещество. Возможно наши предки наблюдали факелы горящего метана. Отсюда и появилось название

1

2600:3*2= 1733

1

3. Озеро имеет форму гигантского полумесяца

1

4.Ширина колеблется от 24 до 79 км

Низкая температура воды

2

Максимальный балл

5


 


 

Итоговый балл за работу -30

«3» - 12-18 баллов (40-60%) – базовый уровень

«4» - 19-24 балла (61-80%) – достаточный уровень

«5» - 25-30 баллов (81-100%) – повышенный уровень

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Борисовна, спасибо за интересный материал! Буду использовать в своей работе.

8 April

Похожие публикации