Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

0
0
Материал опубликован 21 November

Предварительный просмотр презентации

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира О.В.Смирнова, учитель начальных классов МОУ СОШ № 7

Функциональная грамотность –это.. А). Умение читать, писать, считать, искать информацию. Б). Практический аспект предметных результатов. В). Способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации.

Функциональная грамотность (Н.Ф. Виноградова) Функциональная грамотность — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию

Естественно-научная грамотность Это способность человека использовать  знания о природе при решении практических, жизненных задач. Это умения наблюдать, проводить опыты и анализировать их, прогнозировать развитие природных явлений, объяснять различные явления природы. При этом : - формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; - развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей

Технологии для развития ЕНГ: -Технология проектной деятельности; -Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом; -Технология оценивания учебных достижений; -Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека); - Технология продуктивного чтения

Формы и методы развития ФГ Групповая форма работы Игровая форма работы Творческие задания Тестовые задания Практическая работа Ролевые и деловые игры Исследовательская деятельность

Особенности заданий для формирования естественно-научной грамотности 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. 2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности. 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Задания вида «Как узнать?» Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику нужно найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задание Вид деятельности: знание Формируемое умение: научное объяснение явления Прочитайте стихотворение и определите о какой природной зоне России идёт речь? Раздолье и ширь. Миражи и простор. Седовласый ковыль И тюльпанов ковёр. По каким признакам вы осуществили определение? Ответ: Степи (Россия). Поэт упоминает траву ковыль, нет лесов (как тип растительности), характерные для степей.

Вид деятельности: знание Формируемое умение: находить и выбирать информацию, изложенную в явном виде. После посещения планетария Миша рассказал одноклассникам о планетах земной группы. Ближе всех к Солнцу на расстоянии 58 млн. км находится Меркурий. Его диаметр меньше, чем у других планет. Вторая от Солнца планета – Венера. Она расположена на 50 млн. км дальше от Солнца, чем Меркурий. На небе эта планета видна как яркая звёздочка голубоватого цвета. На третьей от Солнца планете живём мы с вами. А последняя планета земной группы удалена от центра нашей планетной системы на 227 млн. км Задание

Рассмотри таблицу и запиши недостающие данные Планета Расстояние от Солнца, млн. км 58 Венера 150 Марс

Задания вида «Попробуй объяснить» формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Вид деятельности: рассуждение Формируемое умение: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе проведённого эксперимента. Маша проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли влажность на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый по десять одинаковых семян гороха. Во второй стакан она предварительно поместила мокрую тряпочку. Оба стакана Варя оставила в классе на столе. Какие подсчёты и сравнения нужно провести Варе, чтобы определить, как влажность влияет на прорастание семян? Ответ: Необходимо посчитать количество проросших семян сначала в стакане с меньшей влажностью, а затем количество проросших семян в стакане с большей влажностью. Сравнить полученные результаты. Задание

формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Задания вида «Сделай вывод» формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее.

Задание Вид деятельности: рассуждение Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы. Коля очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже. Коля рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Коли являются верными? Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны. Кора у березы чище и белее с северной стороны. Муравейник с северной стороны относительно дерева. Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева. Ответ: 1,4

Вид деятельности: применение Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде. На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.   Задание

Задание для зоологов 1.Прочитать в учебнике информацию «Растительный и животный мир твоего края» 2. С помощью учебника наклеить рисунки животных в соответствующие столбцы таблицы. 3. Составить схему цепи питания, характерной для Растительного и животного мир твоего края. Атлас-определитель.         Обитатели суши Обитатели суши, добывающие пищу в водоеме Обитатели водоема

Задание для экологов 1.Подумайте, какие экологические проблемы родного края выражены знаками. Сформулируйте и запишите. Проблемный вопрос: Как влияет человек на экологию твоего края? Ваша задача: экологические проблемы, представленные в виде рисунка, сформулировать высказыванием. 2.Используя текст учебника, составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила. Как отдыхать у моря?  

Задание для группы «Путешественники» Проблемный вопрос: Что интересного можно увидеть в НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «ДАРВИНСКИЙ»? С помощью интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Дарвинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы?

Игра «Верно-неверно» Игра «Верно-неверно» Поставь в □ «+», если ты согласен с утверждением, «-», если не согласен. □1. Стул – это неживая природа. □2. Волк – это живая природа. □3. Дуб – это неживая природа. □4.Туча – это неживая природа. □5. Девочка – это живая природа.   Игра «Впиши словечко» 1. Все, что нас окружает и не сделано руками человека называется ________________ . 2. Животные – это_________________ природа. 3. Солнце, камни, река, дождь – это ________________________ природа. 4. Растения – это ________________________ природа. 5. Люди – это_______________________ природа. 6. Предметы рукотворного мира – это _________________________________________.

Мы теперь ученики - Какое время суток изображено на картинке? - Расскажи, чем занимается мальчик?

Составь свой режим дня и с помощью часовых стрелок покажи время ежедневных занятий. Приучай себя просыпаться и вставать каждый день в одно и то же время. Выполняй каждый день утреннюю зарядку. Следи за чистотой тела, волос, ногтей и полости рта. Соблюдай режим питания. Ешь в одно и то же время.

Расскажи о своём любимом времени года, используя таблицу – помощницу.

Вставь пропущенные слова Семья Рыжовых отправилась из нашего родного города ______________ в столицу нашей Родины ___________ город ____________ . Брат Миша сразу узнал развевающийся над зданием Правительства флаг нашего государства. Раскрась его правильно.            

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации