Формирование функциональной грамотности учащихся в начальной школе

2
0
Материал опубликован 7 May

Формирование функциональной грамотности учащихся

в начальной школе


Автор: Елисеева Оксана Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ Бондарской СОШ Тамбовской области


Изменения, происходящие в современном мире, задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Выделяют несколько основных видов функциональной грамотности:

коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

На уроках русского языка в начальной школе основными умениями является умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.

Сначала важно определить уровень сформированности функциональной грамотности младших школьников. Для диагностики сформированности функциональной грамотности используются тестовые материалы, содержание которых включает в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация. Тестовые материалы были разработаны по специальной структуре, все задания были разделены на три уровня:

Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики.

Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия

Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия.

Первый уровень – репродуктивный

1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.

Казáнь (название города)

Казáн (котел для приготовления пищи)

Казáхи (название народа)

Казбéк (название горы)

Казуáр (название птицы)

Ответ: 1, 4

Комментарий: Прямое применение правила о правописании имен собственных.

2) Отметь слово, которое не является родственным остальным словам.

Лесник — человек, охраняющий лес.

Леска — длинная прочная нить, к концу которой привязывается рыболовный крючок.

Лесок — небольшой лес.

Перелесок — редкий лес, соединяющий два леса.

Ответ: 2

Комментарий: Прямое применение способа определения однокоренных слов: однокоренные слова объясняются через слово того же корня. Решение задачи возможно даже в том случае, если не все слова знакомы: «родственность» легко обнаружить в приведенных объяснениях (три слова обозначают нечто, связанное с лесом, одно имеет совершенно иное значение).

Второй уровень – рефлексивный

1) Отметь слово (или слова) с суффиксом –ик.

барабанчик

перчик

лётчик

стульчик

Ответ: 2

Комментарий: В этом варианте задачи требуется морфемный анализ: необходимо различить суффиксы -чик- и -ик-, для чего нужно понять, от какого слова образовано данное (барабанчик = барабан + -чик; летчик = летать + -чик; стульчик = стул + -чик; а перчик = перец+ - ик (чередование ц/ч + беглая гласная)).

2) Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в родительном падеже.

Он был похож на лётчика или моряка.

История этого моряка поучительна.

Все принимали его за моряка.

Отважного моряка встретила сама королева.

Ответ: 2

Комментарий: Различение омонимичных форм. Способ: установление смысловых и грамматических связей между словами в предложении (нужно найти слово, от которого задается вопрос к выделенному слову: похож на кого?на что? на моряка — вин. п., история кого?чего? моряка - род. п., принимали за кого? за что? за моряка — вин. п., встретила кого?что? моряка — вин. п.)

Третий уровень – функциональный

1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.

Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка.

Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.

Ответ: завозился, зашевелились, закачались, заныряли

Комментарий: Применение способа в рамках действия более высокого порядка. Приставка выступает средством связи в тексте, выражая значение начала действия, которое прямо сформулировано в последнем предложении. Задача: «примерить» приставку к словам текста, найти глаголы, которые должны конкретизировать значение «начало движения».

2) Какую начальную форму может иметь слово? Запиши все варианты.

плачу – 

Ответ: плакать, платить, плач

Ответ считается верным, если дано хотя бы два варианта

Комментарий: Реконструкция возможных вариантов парадигмы. Ударение не обозначено, что задает бóльшую вариативность.

Перед началом диагностики ученику предлагается следующая инструкция: «Перед тобой несколько разных слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения слова. Объясни значение слов».

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 секунд. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Дать определения последовательности из 5 слов: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться.

Дети могут сами читать стимульные слова.

Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, та после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);

формы и методы обучения;

система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,

учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

применять такие образовательные технологии, как проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

обучение на основе «учебных ситуаций», (при изучении величин – масса, вместимость) литр – покупка ) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся, во многом зависит от педагога, от его профессиональной (мотивационной, когнитивной, технологической) готовности к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уровне начального общего образования. Педагогам необходимо овладеть компетенциями, позволяющими полноценно выполнять возложенные на них обязанности по формированию и развитию у школьников функциональной грамотности.


Список литературы

1. Функциональная грамотность младшего школьника / Под ред. Виноградовой Н.Ф. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.

2. Лавренова, Е.Б. Финансовая грамотность. Современный мир: учебное пособие / Лавренова Е.Б., Лавреньева ОН. – Москва: Просвещение, 2019. – 208 с.

3. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для 1–4 классов. В 3 т. Т. 1 / сост.: Моторо Н.П., Новожилова Н.В., Шалашова М.М. – Москва, 2019. – 58 с.

4. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся, 2–3 классы общеобразовательных организаций в двух частей. Ч.2 /Федин С.Н. – Москва: ВАКО, 2020. – 80 с.

5. Мониторинг функциональной грамотности. Демонстрационные материалы. Читательская грамотность. Математическая грамотность. Естественно-научная грамотность. Глобальные компетенции. Финансовая грамотность. [Электронный ресурс] — URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/.






6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации