Формирование гибких навыков, соотносящихся с рядом УУД обучающегося, на уроках русского языка

1
0
Материал опубликован 25 November 2023

Формирование гибких навыков, соотносящихся с рядом УУД обучающегося, на уроках русского языка

По новому ФГОС ООО изменились требования к составлению программ формирования универсальных учебных действий (УУД), т.е. нужно разрабатывать программу формирования УУД («Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся»), а не программу развития УУД, как это было раньше. Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО в документе прописано, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Гибкие навыки или soft skills являются одной из важнейших компетенций человека, который хочет быть успешным в современных реалиях. Важно способствовать формированию данных навыков в процессе учебной деятельности школьников.

Возникает вопрос о формировании гибких навыков, соотносящихся с рядом УУД обучающегося, в рамках преподавания отдельного предмета. Soft skills формируются, чаще всего, стихийно. Их развитие происходит намного медленнее, обучающемуся требуется больше усилий, чтобы достичь требуемого результата, достижение которого также является негарантированным (например, достижение «предела» развития компетенции, глубокая интеграция в структуре личности). В отдельных случаях развитие гибких навыков может и вовсе иметь обратный эффект [1].

Как показывают многочисленные исследования, «в настоящее время выделяют два подхода к формированию гибких навыков. Первый – учить естественно, вводя единичные установки в рамках изменчивой составляющей учебного плана. Другой подход – использовать возможность учебных предметов в синтезе с неофициальным воспитанием, внеучебной деятельностью. Подобный подход наиболее удобен и практичен в своём применении в ходе учебного процесса» [5, с. 226].

Перечень «гибких» навыков включает два основных типа – когнитивные (рефлексия, планирование, системное мышление, анализ и использование информации, моделирование, смысловое чтение и т. п.) и социальные (сотрудничество, коммуникация, лидерство, разрешение конфликтов и т.п.), которые объединены в группы. Названия групп сформулированы с учётом субъектной позиции и на «языке ученика»: «Понимаю себя и других» («гибкие» навыки, связанные с адекватным восприятием и пониманием самого себя и других людей), «Управляю собой» (организация и эффективная реализация самостоятельной работы), «Познаю мир» (адекватное восприятие и познание окружающей действительности), «Учусь учиться» (организация и эффективная реализация самостоятельной учебной деятельности), «Действуем в команде» (организация и эффективная реализация совместной деятельности с другими людьми), «Решаем проблемы» (эффективное разрешение проблемных ситуаций), «Создаём новое» (организация и эффективная реализация самостоятельной и коллективной творческой деятельности).

Процесс развития «гибких» навыков имеет следующую структуру:

1. Предварительная диагностика (один раз в год) для выявления индивидуальных (психофизиологических, когнитивных, социальных и т.п.) особенностей ребёнка, что делает процесс обучения осмысленным для школьника, который понимает, зачем и как он учится).

2. По результатам диагностики ученику и учителю даются рекомендации по предпочтительным уровням и способам освоения предметных учебных целей, а также по развитию soft skills: для начальной ступени – по их типам, для основной – по группам, для старшей – по отдельным навыкам.

3. Выбор учеником учебных целей и конкретных заданий для их достижения учеником (персонализированная траектория обучения).

4. Ученик учится в своём темпе, без простоев или отставаний (нет ориентации на «среднего»), выполняя выбранные им (при необходимости – с помощью учителя, родителей) разного рода задания модулей из избыточного перечня, развивающие в том числе те или иные «гибкие» навыки.

5. Оперативная обратная связь по результатам выполнения отдельных заданий и модуля в целом. Предполагается три варианта проверки:

а) автоматическая (компьютерная) проверка;

б) само- или взаимопроверка по ключам;

в) проверка учителем.

Может быть использована фронтальная форма (как вариант самопроверки). Проверка групповых заданий и заданий проводится учителем и классом в ходе публичной презентации.

6. На каждом уровне цепи предусмотрены индикаторы, которые позволяют ученику понять, сумел ли он её достичь. Учитель подтверждает / корректирует результат, помогает (в случае необходимости) прийти к поставленной цели или определить новую, которую можно реализовать в заданное время.

В образовательной практике средней школы значительным ресурсом развития у обучающихся ряда универсальных действий, которые соотносятся с soft skills, обладает такой предмет как «Русский язык».

Отмеченный учебный предмет имеет ряд преимуществ перед другими дисциплинами, преподаваемых в средней школе. В связи с тем, что язык предоставляет возможность обучающимся общаться на любые темы: бытовые, научные, политические и профессиональные, учащиеся так или иначе взаимодействуют, коммуницируют друг с другом на протяжении всего урока. Обучение русскому языку включает в себя, прежде всего, лингвистические компетенции, наряду с которыми не менее значимое место занимают социолингвистические, межкультурные и социальные компетенции.

Изучение русского языка предполагает широкое и разнообразное использование межпредметных связей, характеризуется многоуровневостью, полифункциональностью, гуманитарной направленностью, нацеленностью на развитие личности и её социальную адаптацию.

Одной из основных целей преподавания предмета «Русский язык» в средней школе является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции. Именно развитие коммуникативной компетенции, которая сама по себе является одним из универсальных действий обучающегося согласно ФГОС ООО, становится неотъемлемой и даже важнейшей частью обучения предмету «Русский язык». При этом, как мы отметили в предыдущем параграфе, коммуникативные компетенции рассматриваются в качестве soft skills учащегося.

Развитие гибких навыков в рамках предмета «Русский язык» следует рассматривать, с одной стороны, как самостоятельную цель обучения, что предполагает развитие спектра умений, необходимых для осуществления различных видов деятельности (исследовательской, организаторской и др.), а с другой стороны – в качестве средства развития коммуникативной компетенции, повышения уровня социализации обучающихся.

В ходе урока создаются условия для развития коммуникативных учебных действий, необходимых для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию собеседника, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы при работе в группах. Для формирования и развития коммуникативных навыков, обучающихся проводятся занятия, включающие в себя элементы тренинга, направленные на развитие эмпатии, навыков активного и продуктивного общения, невербальной коммуникации.

Деловые игры, диспуты, а также организованная командная работа по решению каких-либо задач применяются на уроках русского языка с целью формирования и развития навыков кооперации, взаимодействия обучающихся [3]. Особенностью групповой работы является непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Процесс обучения в этих условиях приобретает черты подлинной коллективности. Групповые формы работы влияют на формирование личности обучаемого и определяют развитие учебной группы [2].

Креативность проявляется при подготовке опережающего задания, при самостоятельном поиске ответов, оригинальности предложенных идей и умении быстро перестраивать свою деятельность. Помогает в этом приём «Крючок» – это интересный и познавательный вопрос, на который мало кто даст правильный ответ. Актуальным для развития креативности является кейс-технология для активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения.

Сущность кейс-метода заключается в следующем:

Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.

Блочно-модульное построение изучения нового материала.

Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.

Общение, обмен ответами между учащимися.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Наиболее простой вариант кейса – учащимся даётся некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком. Или на уроке русского языка предложить решить кейс-задачу: «Самое гордое слово в русском языке».

Русский язык, как и все другие языки, устроен расчётливо и экономно. Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может иметь множество смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне. Но есть в русском один очень хитрый суффикс: «иссимус». Конечно, это суффикс «приезжий», не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эмигрантов. Все находят здесь пристанище, «женятся» на русских корнях, дружат с русскими приставками. А вот «иссимус» не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.

Задание:

1. Угадайте что это за слово.

2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он даёт слову?

3. Создайте несколько новых, ещё не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказ.

Критическое мышление проявляется при умении объяснять ход своих мыслей, обнаруживать нехватку информации, умении оценивать надёжность утверждений, убедительность доводов, а также при рефлексии [4].

В основе технологии критического мышления (ТРКМ) лежит трёхступенчатая модель:

1. Стадия вызова.

2. Осмысление.

3. Рефлексия.

На стадии вызова, для того чтобы «подвести» учащихся к теме урока, можно использовать приём «Нестандартный вход в урок», который позволит активизировать внимание учащихся, снять эмоциональное напряжение, способствовать мотивации к изучению нового материала, поможет разбудить воображение учащихся.

На стадии осмысления основная работа строится на основе анализа. Работа с текстом может основываться на таких приёмах ТРКМ, как «Заметки на полях» и «Фишбоун» и др. «Заметки на полях» позволяют обучающимся вычленить нужную информацию, а приём «Фишбоун» поможет интерпретировать эту информацию, дать ей оценку и наглядно представить её в виде скелета рыбы.

На стадии рефлексии предлагается использовать приём «Кубик Блума», который поможет обобщить сказанное на уроке, позволит обучающимся пофантазировать. Суть заключается в том, что на каждой грани написаны свои критерии. Выпавшая грань укажет на какой вопрос следует ответить.

1. Поделитесь…

2. Пофантазируйте…

3. Объясните…

4. Предложите…

5. Назовите…

6. Почему…

Важный момент: развитие soft skills – привилегия не только учителей гуманитарного блока. Формирование гибких навыков возможно на любом уроке, ведь речь идёт об освоении не специфических предметных знаний, а тех, которые будут нужны ребёнку вне зависимости от выбранной специальности.

Таким образом, навыки soft skills на уроке русского языка работают на результат: умение достигать, планировать, корректировать, формулировать цели и решать их. Говорить о развитии какого-то одного навыка нельзя – все они связаны между собой, поэтому работа идёт по всему комплексу soft skills.


Список использованных источников

Softskills и Нardskills – в чём разница: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mental-skills.ru/synopses/soft-skills-i-nard-skills-v-chem-raznitsa.html. Дата доступа: 21.10.2021.

Горнакова, Н. В., Сивиринова, И. А. Организация групповой деятельности учащихся: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/537182. Дата доступа: 01.03.2022.

Кавардакова, С. А. Деловая игра на уроках русского языка: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // урок.рф/library/delovaya_igra_na_uroke_russkogo_yazika_165456.html. – Дата доступа: 21.10.2021.

Конспект урока по русскому языку на формирование «4К» компетенций: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-formirovanie-4k-kompetencij-5174518.html. – Дата доступа: 22.10.2021.

Яркова, Т.А., Черкасова, И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – Том 2. № 4. – С. 222-234.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации