Статья «Формирование исторического мышления на уроках истории»

1
0
Материал опубликован 10 October 2023

Формирование исторического мышления на уроках истории

 

Автор: Перевалова Екатерина Николаевна. Преподаватель первой категории. Ярославский колледж индустрии питания.

 

Тезис. Автором статьи ставится вопрос о важности преподавания истории с целью формирования культуры исторического мышления как основы идеальной модели ценностной системы исторического образования.

 

Формирование и развитие исторического мышления предусмотрено рабочей программой учебного предмета и является одной из основных задач изучения истории на всех уровнях общего образования в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»

Под термином мышление понимается процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности.

На его состояние влияют полученные на уроках истории знания, объективность и достоверность которых зависит как от содержания учебников так и от позиции преподавателей, так как журналы и газеты современные молодые люди практически не читают, радио не слушают. Основными источниками исторической информации для них являются сведения, полученные из уст учителей и учебная литература, а также интернет.

Анализ содержимого современных учебников, используемых в учебном процессе, демонстрирует, что лишь некоторые из них достоверно и объективно описывают историю нашей страны, не подверженные предвзятой оценке прошедших исторических событий.

Практика показывает, что недооценка важности управления процессом формирования исторического мышления и сознания учащихся привела к резкому сокращению патриотических чувств, гражданской ответственности и в целом объединений развития общества. В настоящее время требуется изменить подход к данной проблеме, сделав ее предметом внимания государственных и общественных структур, реализующих единую стратегию развития исторического сознания молодежи.

Историческое мышление подразумевает, в первую очередь, способность ученика из потока данных выделять и описывать события на основе данных источника, выстраивать свою интерпретацию полученной информации. Чтобы мыслительная деятельность была продуктивной, знание должно быть определённо организовано в системе, все излагаемое содержимое строго структурировано по определенным принципам. Историческая мысль формируется посредством событий, фактов и явлений. В процессе обучения истории создаются три вида исторических представлений 1) о фактах прошлого; 2) об историческом времени; 3) об историческом пространстве. В обучении истории одной из основных целей является формирование у учащихся четкого представления о событиях прошлого, которые затрагивают все сферы общественной жизни. Исторические представления возбуждают эмоции, вызывают сочувствие, ненависть и восхищение у учащихся. Героические образы оказывают значительное влияние на формирование их идеалов и поведение. Таким образом, исторические представления имеют важное воспитательное значение. С этой целью можно использовать разнообразный наглядный материал в сочетании с устным изложением или чтение текста: Учебники дают знания о быте, деятельности людей и их жилище. Иллюстрации и фотографии, подкрепленные эмоциональным рассказом преподавателя, дают возможность оживить представления о прошлом. Технологические средства обучения позволяют показать исторические события в динамике. Цифровые материалы предоставляют нам обширные количественные данные, которые могут преобразиться в конкретные образы. Однако для полноты картины необходимо связать их с уже известными учащимся количественными показателями. Например, высота корабля «Титаник» была равна высоте одиннадцатиэтажного здания. Обращение к дополнительной литературе дает ученикам возможность расширить и обогатить свои представления. А экскурсии, в свою очередь, являются главным источником познания, так как позволяют поближе познакомиться с памятниками истории и культуры, способствуя формированию и уточнению исторических представлений.

Для успешного овладения историческим мышлением учащимся необходимо овладеть целой системой информационных и аналитических умений. Учащимся необходимо показать взаимосвязь и единство выполняемых операций. Для этого широко используются различные активные технологии : лекции, конференции, симпозиумы; диспут, научные проекты и т.д. Положительный результат можно получить только в том случае, если процесс обучения интегрирован с основными законами психологии и педагогики.

Литература:

1. Куприянова, Д. В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д. В. Куприянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 689-690. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36563/ (дата обращения: 26.09.2023).

2. https://portalrasvitie.ru/216872/220084.html(дата обращения: 26.09.2023).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации