12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аношенко Лариса Геннадьевна57
Россия, Нижегородская обл., Выкса
2

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) школа»
(ГКОУ С(К)Ш)





КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема:

«Формирование коммуникативных и речевых навыков.

Приёмы развития активной подражательной речи

у обучающихся с расстройством аутистического спектра

с тяжёлой умственной отсталостью»





Подготовила

учитель-логопед

ГКОУ С(К)Ш

Л.Г. Аношенко

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ


ЦЕЛЬ: Формирование навыка коммуникации посредством максимума сенсорных впечатлений при кратком, эмоционально-смысловом комментарии и письменной речи (глобальное чтение по методике Л.Г.Нуриевой и упражнения с пиктограммами по методике Л.Б. Баряевой, Е.Т.Логиновой, Л.П. Лопатиной).

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1) формировать понимание обращённой речи;

2) формировать мотивацию к речевому высказыванию;

3) формировать активную подражательную речь;

4) обогащать пассивный словарь.


КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ:

1) формировать произвольное внимание;

2) активизировать подражательную речь посредством формирования навыков произнесения звукоподражаний и

первых слов;

3) стимулировать кинестетические ощущения мышц;

4) развивать тактильное восприятие;

5) развивать мелкую моторику кистей рук, ритмичность, плавность и соразмерность движений;

6) формировать зрительное и слуховое восприятие при использовании метода глобального чтения.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитывать наблюдательность и воображение, интерес к сезонным явлениям в природе;

повышать мотивацию к обучению.


ОБОРУДОВАНИЕ: картина «Осень», сухой бассейн с крупой, сухие осенние листья, шарики Су-Джок, сенсорные мешочки, предметные картинки, карточки-слова, пиктограммы, музыкальное сопровождение Е. Железновой.


Этапы занятия

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающейся

Виды помощи

вербальная

невербальная

Организационный момент

Цель: формирование произвольного внимания, интереса к сезонным явлениям в природе.

Показ картины «Осень», описание примет, характерных признаков.



Фиксация взгляда, положительная реакция.




Поворот головы с целью направления взгляда


Положительный настрой. Релаксация.

Цель: стимуляция

кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Массаж мышц головы и лица с речевым сопровождением…

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора

Это осень к нам пришла.

Положительная эмоциональная реакция.



Массаж мышц головы и лица.


Дидактическая игра «Осенний дождь»

Цель: развитие тактильного восприятия

при работе с крупой в сухом бассейне, стимуляция речевого

высказывания.



Манипуляции с крупой в сухом бассейне.

Проговаривание звукоподражаний: кап-кап, кап-кап …

Осенний вдруг закапал дождь

кап -кап –кап,

И по лужам ты идёшь так-так – так.

Шлёп-шлёп-шлёп - наши ладошки оставляют следы на мокрой дорожке . . .

Содружественные движения с логопедом, положительная эмоциональная реакция.



Проговаривание

Звукоподражаний:

Кап-кап, так-так, шлёп-шлёп …



Рука в руке


Дидактическая игра

«ВЕТЕРОК»

Цель: развитие

физиологического и речевого дыхания, формирование мотивации к речевой деятельности.

Проговаривание звукоподражаний:

Ветерок листвой шумит ш-ш-ш ….

В трубах громко он гудит у-у-у….


Формирование целенаправленной воздушной струи на осенние листья.



Механическая помощь при выполнении упражнения «Трубочка»,

«Хоботок».

Аурикулотерапия

Цель: воздействие на БАТ ушной раковины.

Массаж ушной раковины путём надавливания, растирания.

Положительная эмоциональная реакция.


Содружественные движения.

Су-Джок терапия

Цель: стимуляция высокоактивных точек расположенных на кистях рук.



Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи шариков Су - Джок.

Согреем наши ручки при помощи волшебных шариков:

Шариком круги катаю,

Назад вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

будто бы сметаю крошку,

и помну его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Положительная эмоциональная реакция.




Сопряжённые движения ребёнка и взрослого.

Дидактическая игра «Подарки»

Цель: формирования навыков произнесения звукоподражаний и первых слов.




Привлечение внимания к сенсорным мешочкам, стимуляция к произнесению: «Оп!», «Ух!»

Положительная эмоциональная реакция. Игры с мешочками.


Произнесение

Оп! Ух!



Динамическая пауза

Цель: развитие общей и мелкой моторики, ритмичности, плавности и соразмерности движений.


Совместное выполнение ритмических упражнений под музыку.



Положительная эмоциональная реакция.





Сопряжённые движения ребёнка и взрослого.

Глобальное чтение

Формирование глагольного словаря

Цель: формирование зрительного и слухового внимания при использовании метода глобального чтения, как средства, облегчающего развитие общения, активной речи, когнитивных функций.

Выполнение данной педагогом инструкции.




Раскладывание карточек -слов: сидит, стоит, играет, спит, прыгает к картинке с изображением котёнка.




Составление предложений: Котёнок сидит. Котёнок спит. Котёнок прыгает. И т.д.

Зрительный поиск глазами. Выполнение инструкции самостоятельно и с помощью взрослого.



Словесное

Поощрение.


Помощь в выборе нужной картинки.

Работа с пиктограммами

Цель: формирование зрительного и слухового восприятия при использовании письменного знака в виде рисунка - пиктограммы, как средства, облегчающего развитие общения, активной речи, когнитивных функций. Выполнение данной педагогом инструкции.


Идентификация символа.

Соотнесение пиктограммы с реальным изображением на картинке, подкрепляя карточкой-словом.

Выбор нужной пиктограммы из ряда других, подкрепляя карточкой-словом.

Моделирование фразы с помощью пиктограмм, подкрепляя карточками-словами.

Зрительный поиск глазами. Выполнение инструкции самостоятельно и с помощью взрослого.


Словесное

поощрение .


Помощь в выборе нужной картинки и слова.

Итог занятия.

Сюрпризный момент.

Положительная эмоциональная реакция.





ЛИЕРАТУРА:

Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина – рабочая тетрадь «Я – говорю!» ООО «Дрофа» , 2007

Л.Г. Нуриева – Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. Теревинф Москва, 2007

Е.А. Дьякова – Логопедический массаж. Издательский центр «Академия», 2010

Е.А. Алябьева - Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие.

ООО «ТЦ Сфера» 2005

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.