12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бухарина Светлана Васильевна16
4

Формирование личностных компетенций младших школьников через внеклассную работу

Формирование личностных компетенций младших школьников

через внеклассную работу

Бухарина Светлана Васильевна,

педагог - организатор,

МАОУ «СОШ №145 г.Челябинска»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъектности учащегося в образовательной деятельности.

Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Под личностными компетенциями мы понимаем те знания, умения, навыки и способности, которые обеспечивают возможность эффективного применения предметных и метапредметных компетенций, а также других результатов образования в жизненных ситуациях. Основным способом их формирования становится система воспитания, как в образовательной организации, так и в семье и других социальных институтах. Немаловажным фактором является и включение воспитательных компонентов в процесс организации учебной деятельности, выступающей в качестве ведущей в младшем школьном возрасте.

Личностные компетенции отражают интегральные свойства человека, связанные с тем, как он строит отношения с другими людьми, как ставит перед собой цели, как решает задачи и обращается с информацией, и какой уровень саморегуляции ему доступен.

В результате анализа государственных образовательных стандартов для всех уровней образования с учетом преемственности результатов формирования компетенций на уровнях начального, общего и основного образования были выделены следующие группы личностных компетенций:

-когнитивная компетентность, позволяющая обеспечить мотивационную готовность к познавательной деятельности;

-коммуникативная компетентность, обеспечивающая эффективность и продуктивность межличностного общения;-

социальная компетентность, позволяющая эффективно включаться в жизнь социума и создать условия для формирования умения бесконфликтно выполнять различные социальные роли;

-компетентность в области гражданской идентичности, предполагающая формирование представлений о себе как о гражданине своей страны;

-компетентность в области гражданской позиции, обеспечивающая усвоение норм и правила поведения в обществе;

-компетентность в области морально-этических отношений, предполагающая формирование системы ценностей, соответствующих требованиям современного общества;

-компетентность в области здорового образа жизни и безопасности, обеспечивающая формирование ценности человеческой жизни;

-компетентность в области личностной идентичности, обеспечивающая адекватные представления о себе самом.

Показатели личностных компетенций младшего школьного возраста

п/п

Наименование группы компетенций

Показатели компетенций

1

Когнитивная компетентность

Развитая познавательная мотивация; познавательная активность; интерес к обучению; готовность решать интеллектуальные задачи

2

Коммуникативная компетентность

Общительность; умение бесконфликтно общаться с людьми разного возраста, пола, национальности и пр.; умение управлять своими чувствами, контролировать свое поведение и эмоции; отзывчивость, умение сопереживать другим; активное взаимодействие с разными взрослыми


3

Социальная компетентность

Участие в различных видах социальной деятельности; адекватные представления о социальных ролях младшего школьника; умение бесконфликтно взаимодействовать с членами семьи, одноклассниками, педагогами и пр.; умение понимать и учитывать мнение других

4

Компетентность в области гражданской идентичности

Наличие чувства гордости за Родину, российский народ; знание государственной символики; формирование ценностей многонационального общества, уважения к другим народам, культурам, вероисповеданию

5

Компетентность в области гражданской позиции

Соблюдение правопорядка, дисциплины; активность, инициативность, самостоятельность; личная ответственность за поступки и действия

6

Компетентность в области морально- этических отношений

Знание морально-этических норм поведения и взаимодействия; умение действовать на основе представлений о нравственных нормах, не подвергая себя и других риску

7

Компетентность в области здорового образа жизни

Отсутствие вредных привычек, следование здоровому образу жизни; бережное отношение к материальным и духовным ценностям; адекватное поведение в опасных ситуациях; осознание значимости здорового образа жизни

8

Компетентность в области личной идентичности

Адекватная самооценка; принятие себя


Для формирования личностных компетенций на уровне начального общего образования в нашей школе сложилась система внеклассной работы.

Внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Виды внеклассной деятельности многообразны. Их можно условно разделить на три большие группы:

систематически действующие (курсы, кружки, объединения, секции, классные часы, линейки, выставки)

эпизодические (конкурсы, фестивали, акции, олимпиады, марафоны)

комбинированные (праздники, проекты, коллективно- творческие дела, слеты)

Систематически действующие:

Наши младшие школьники посещают разнообразные курсы внеурочной деятельности общеинтеллектуальной, общекультурной и духовно- нравственной направленностей:

«Игрушка- сувенир»

«Изостудия»

«Геометрика»

«Умники и умницы»

«Аллегро»

«Уроки нравственности»

В 2019-2020 году 100% обучающихся на уровне начального общего образования посещают курс «Уроки нравственности». Его проводят классные руководители.

Перед вами таблица, в которой указаны разделы курса по классам:


Разделы курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Правила поведения в школе

Школьный этикет

Внешкольный этикет

Внешкольный этикет

О добром отношении к людям

Школьный этикет (понятие об основ­ных правилах поведения в школе)

Школьный этикет (правила поведения в школе)

Культура общения

Как стать трудолюбивым

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила общения (взаимоотношений с другими людьми)

Самовоспитание

Правила опрятности и аккуратности

О трудолюбии

О трудолюбии

Общечеловеческие нормы нравственности

Правила поведения на улице и дома

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида

Искусство и нравственность

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» будут достигнуты личностные результаты:

• сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• сформированность основ этических потребностей, ценностей и чувств.

Курс внеурочной деятельности «Уроки нравственности» способствуют формированию компетентности в области морально- этический отношений у младших школьников.

Кроме курсов внеурочной деятельности многие младшие школьники посещают различные кружки и секции. Педагоги дополнительного образования и учителя начальных классов ежегодно готовят своих воспитанников к участию в конкурсах различного уровня и добиваются хороших результатов.

Помогают в формировании личностных компетенций классные часы. Классные часы необходимы для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, коррекции поведения, формирования нравственной позиции и гражданских мотивов. Тематика их разнообразна, проводятся они в соответствии с планом воспитательной работы.

Тематика классных часов

«Жизнь дана на добрые дела»

«Уроки Памяти»

«Береги здоровье смолоду»

Классные часы способствуют развитию компетентности в области гражданской идентичности и позиции, компетентности в области здорового образа жизни.

Линейки - еще один вид внеклассной работы. Они проводятся по сменам. На линейках освещаются все проводимые мероприятия в начальной школе, награждаются победители и призеры конкурсов, соревнований, олимпиад различного уровня. Данный вид внеклассной работы способствует формированию у младших школьников честолюбия, создает ситуацию успеха, развивает интерес обучающихся к школьной жизни.

Традиционными в здании начального звена стали и выставки рисунков, которые проводятся по различным номинациям. Выставки бывают тематические или посвященные какому- либо празднику или событию. В 2018-2019 учебном году были проведены конкурсы рисунков, тематика которых представлена на слайде:

Конкурсы рисунков в 2018-2019 учебном году

«День города»

«День учителя»

«День матери»

«Мир толерантности»

«Новогоднее настроение»

«Доблестные защитники»

«День 8-е Марта»

«День Памяти»

Ребятам очень нравится рассматривать свои работы на выставке. Участие в конкурсах способствует развитию компетентности в области личной идентичности.

Эпизодические виды внеклассной работы имеют целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей. В первую очередь это возможность защищать честь школы. Ежегодно младшие школьники принимают участие в конкурсах по различным направлениям. Педагогами выбраны мероприятия, в которых их обучающиеся принимают активное участие:

Перечень интеллектуальных конкурсов и олимпиад


Конкурсы

Марафоны

Форумы

Олимпиады

«Русский медвежонок- языкознание для всех»

Математический конкурс «Кенгуру»

«Интеллектуалы 21 века»

Интеллектуальный марафон экономической направленности

Интеллектуальный марафон краеведческой направленности

Интеллектуальный марафон по здоровьесбережению

Интеллектуальный форум «Шаг в будущее»

Предметные олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру для 4 классов

Открытая олимпиада «В мире математической мысли» для 1-3 классов

Олимпиады по основам наук УРФО

Олимпиады на образовательной платформе ЯНДЕКС

Олимпиады на образовательной платформе Учи.ру


Работа педагогов с детьми при подготовке к конкурсам основывается на дифференцированном подходе. Педагоги используют индивидуальную форму работы- с отдельными обучающимися или групповую форму работы - регулярную работу, проводимую с небольшим коллективом обучающихся. Использование данных форм работы и накопленный материал для подготовки приносят хорошие результаты. Младшие школьники ежегодно побеждают в различных мероприятиях на муниципальном уровне. Если подвести итоги за прошлый учебный год, то получается такая картина:

Результативность участия младших школьников

в конкурсах и олимпиадах в 2018-2019 учебном году

Название конкурса или олимпиады

Результативность

ФИО педагогов, подготовивших победителей и призеров

Интеллектуальные конкурсы и олимпиады

Интеллектуальные марафоны экономической, краеведческой направленностей, по здоровьесбережению

1 призер в городе

Беспалова С.В.

Гильмутдинова О.В.

Гречановская Т.В.

Григорьева Т.М.

Климентьева Е.В.

Красильникова Л.С.

Мельник Е.В.

Огаркова О.Р.

Панова С.С.

Пашнина Н.В.

Фатькина М.С.

Интеллектуальный форум «Шаг в будущее»

14 призеров

«Русский медвежонок- языкознание для всех»

4 призера в районе

Математический конкурс «Кенгуру»

1 призер в районе

Олимпиады по основам наук УРФО

87 победителей и 35 призеров

Творческие конкурсы

Районный этап творческого конкурса «Зимняя мозаика»

1 победитель

Падерина А.А.

Калашникова Н.П.

Мосенжук О.А.

Гильмутдинова О.В.

Мельник Е.В.

Сельницына О.А.

Конкурс художественного чтения «Шаг к Парнасу»

1 призер

Конкурс вокалистов «Мамино сердце»

1 победитель

Всероссийский творческий конкурс «Чудесная страна»

2 призера

Городской конкурс по БДД

1 победитель

Областной фестиваль детского творчества «Дорога и дети»

1 призер

Всероссийский конкурс, посвященный 8 Марта

1 призер

Всероссийский конкурс, посвященный, посвященный 23 февраля

1 победитель

Всероссийский творческий конкурс «Здоровым быть здорово»

1 победитель

Международный конкурс творческих работ «Дом окнами в детство»

1 победитель

Международный конкурс творческих работ «Волшебные сказки»

1 победитель

Международный творческий конкурс «Вдохновение»

2 место

Спортивные соревнования

Отборочный этап соревнований «Веселые старты»

2 место

Белоусова Н.А.


Дипломы и грамоты, полученные младшими школьниками размещаются на информационных стендах в здании начального звена. Все дети, родители и педагоги видят эти награды. За наиболее значимые достижения младшие школьники награждаются на Дне Успеха, проводимом в конце учебного года. Все это способствует формированию гордости за своих сверстников, повышению уровня самооценки школьников и развитию личностных компетенций.

Родители помогают своему ребенку участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. И принимают даже сами участие в соревнованиях. В 2018-2019 учебном году семья Метляковых принимала участие в командных соревнованиях в районе «Папа, мама, я - спортивная семья» и заняла третье место,

Проектирование является неотъемлемой частью образовательной деятельности младших школьников и одним из видов комбинированной внеклассной работы. Дети участвуют в проектах не только по различным предметам, изучаемым на уровне начального общего образования, но и в общешкольных проектах. Например, первоклассники участвуют в проекте «Моя любимая буква». Более старшие участвуют в проектах и акциях, проводимых АО «Трубодеталь».

Традиционные праздники, проводимые в начальной школе, способствуют развитию когнитивной, коммуникативной компетентностей.

Тематика праздников:

«Путешествие в Страну знаний»

«Посвящение в первоклассники»

«Прощай, «Азбука»

«Разноцветная осень»

«Новогодняя сказка»

Праздники проводятся на параллель как коллективное творческое дело.

Коллективно- творческое дело- это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством, мечтой и радостью жизни и в то же время основное средство воспитательной методики. В процессе КТД обучающиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.

На стадии организации мероприятия каждый класс получает задание- приготовить свои части предстоящего дела, творческие сюрпризы, элементы оформления, награды. Педагог - организатор координирует деятельность каждого классного коллектива.

Перед педагогами в организации праздников стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым ребенком необходимо взаимодействовать по –разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуальный подход. Ребенок должен почувствовать, что он тоже участвует в празднике, чтобы не было обиды, что не получили роль.

Учащиеся младших классов ответственно относятся к подготовке мероприятий. Большую заинтересованность проявляют и родители к жизни класса и школы в целом, если видят высокую активность собственных детей.

Учащиеся 3-4 классов - это уже помощники не только классного руководителя, но и организатора школы. Именно они становятся ведущими школьных линеек, концертов и сказочными персонажами на праздниках в начальной школе и дошкольном отделении.

Нельзя не сказать и о сетевом взаимодействии, которое также способствует развитию личностных компетенций младших школьников. В рамках сетевого взаимодействия ежегодно проводятся:

экскурсии воспитанников детских садов поселка в здание начального звена

экскурсии младших школьников в поселковую библиотеку

экскурсии и поездки младших школьников в театры, музеи, развлекательные центры в Челябинске и Челябинской области.

Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки, самостоятельно организует свою деятельность.

Правильно организованная система внеклассной работы в школе является одним из средств формирования личностных компетенций младших школьников.

Уже в младшем возрасте мы готовим детей к восприятию жизни через познание самого себя. Каждый ребенок должен найти свое место в социуме. И педагоги должны помочь ему в этом: подготовить к жизненному и личностному самоопределению. И если ребенок находит свое место в классе, в обществе друзей, свою значимость в школе, то он сможет развивать себя как личность.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.