Формирование инженерных компетенций младших школьников
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
Славинская О.М., учитель начальных классов.
«Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера»
Л. С. Выготский
Внимание в младшем школьном возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Учащиеся не могут усидеть на месте, необходима частая смена видов деятельности. Дети отлично запоминают то, что вызывает у них определенные чувства. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал.
Для успешного привлечения внимания при обучении школьников проектно-исследовательской деятельности мы реализуем принцип метапредметности, системнодеятельностного и компетентностного подходов, выстраиваем систему внеурочной деятельности, исходя из возрастных особенностей.
В учебный курс внеурочной деятельности «Мои первые проекты» нами был включен модуль «Знакомство с физикой», который тесно переплетается с курсом дополнительного образования «Познаю мир», связанный с такими предметными областями как физика и окружающий мир.
На занятиях этого курса учащиеся приоткрывают дверь в огромный мир природы. Именно в этом возрасте наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой, а значит и более яркий чувственный опыт.
В начале работы по данному модулю предполагаемым результатом являлась опытная деятельность по изучению физических процессов в окружающем нас мире. Это несложные, небольшие работы, выполняемые в течение короткого промежутка времени (1-2 занятия).
Как правило, это первые работы учащихся и у большинства из них навыки работы с инструментом и измерительным оборудованием невысокие. Поэтому параллельно с поиском информации в специальной литературе, работой с книгами и другими источниками информации, ребята изучают основные приемы работы в опытной деятельности, решают простейшие инженерные задачи, знакомятся с основными приемами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). В процессе работы учащиеся приобретают навыки кропотливой скрупулезной работы, отладки опытной деятельности, знакомство с физическими процессами.
Как работает модуль?
Модуль составлен таким образом, чтобы темы пересекались с темами, изучаемыми на уроках окружающего мира, дополняя друг друга.
В модуле каждое занятие содержит проблему, требующую решение, что заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы и искать решения. В процессе работы ребята наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности и планируют свою деятельность.
В процессе обучения плавно уменьшается доля помощи учителя и увеличивается самостоятельная деятельность учащихся. Каждое занятие содержит проблемный момент, который наталкивает ребят на рассуждение, формулирование вопроса и поиска ответа не только в теории, но опытным путем. Все это развивает и обогащает мыслительную/ познавательную и эмоциональную сферы учащихся.
Модуль состоит из серии занятий, направленных на освоение некоторой физической и географической терминологии, углубление знаний по курсу Окружающего мира, знакомятся с основными физическими и природными явлениями. «Учатся» у природы совершенствованию технического мира, посредством сравнения работы механизмов и природных организмов (на прошлых уроках проводили небольшое исследование в рамках темы по окружающему миру о схожести работы фотоаппарата и глаза)
Для достижения ожидаемого результата работа на каждом занятии строится по определенной структуре:
• Мозговая разминка.
В начале каждого занятия - «Мозговая разминка» (3-5 мин.) это могут быть загадки, ребусы, кроссворды, касающиеся темы занятия. Материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития познавательных способностей и интересов учащихся. Данный вид работы хорошо представлен в комплексе «Юным умникам и умницам».
Таким образом, происходит актуализация знаний, через загадки, знакомства со сказочным персонажем, что позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
• Основное содержание занятия – изучение нового материала. Проблемный вопрос.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и тренировочных, игровых или содержащих вопрос упражнений, направленных на решение поставленных проблемных задач данного занятия.
• Предположения и гипотезы.
Затем, мы переходим к теме занятия, выясняем, что знают уже учащиеся и что бы им хотелось нового узнать. А главное, как мы можем это узнать и обосновать, доказать.
• Занимательные опыты
Оставшееся время - совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.
Следующий этап закрепление знаний он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных, так и индивидуальных. Опыты подбираются в соответствии с возрастом.
Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли, работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий.
• Рефлексия.
И в завершении каждого занятия рефлЕксия. Это может быть цветовая рефлексия, закончи фразу, поделись эмоциями и другие приемы.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
На данном этапе работы над модулем (2 год обучения) ребята показывают хорошие результаты в освоении умения наблюдать за природой, ставить вопросы и решать возникшую «проблему» с помощью простейших опытов, видят и понимают причинно-следственные связи, а также делают выводы.
Результатом освоения модуля стали хорошие проектные работы, подготовленные на НПК лицея «Первые шаги в науку»:
Дождевой вальс или как образовался дождь
Игра света и радуга
Грозовая молния
Механизм работы автомобиля
Я создаю велосипед (исследование не только истории создания и эволюции, но и возможные способы усовершенствования двигательного механизма)
Как работает светофор
Как улететь на ракете в космос?
Физические процессы в атмосфере
Катушка Теслы
Как действует вулкан?
Часть работ были представлены не только в классе, но и на лицейском уровне, а также опубликованы в электронных СМИ. Все проекты выполнены с прекрасным опытным материалом. Это показывает, насколько результативен и перспективен модуль для формирования исследовательского, а далее и инженерного мышления.
Побуждая учащихся к действию, поиску решения проблемных заданий, хитроумных задач, работе с информацией, переработку и преобразование ее в иную форму, поиску причинно-следственных связей, к применению полученных знаний на практике и помощь в формировании внутренней потребности, а так же мотивация к усвоению нового, умения учиться в условиях коллектива и веры в свои силы… мы активно формируем и развиваем познавательные УУД на занятиях модуля «Знакомство с физикой». Что играет большую роль в дальнейшей жизни каждого ребенка.
Эта работа очень кропотливая и сложная, но, несмотря ни на что, очень интересная.