12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лобастова Наталья Викторовна7
2

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Ш.А. АМОНАШВИЛИ

Формирование мотивации младших школьников к обучению через использование гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили



Лобастова Н.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Майминская СОШ №3

имени В.Ф. Хохолкова»

e-mail: Lobastova80@mail.ru



«Все наши замыслы превращаются
в прах, если нет у ученика желания учиться».
Сухомлинский В.А.

В настоящее время в современной школе остро стоит вопрос о повышении учебной мотивации обучающихся. Мотивация выделена одним из основных личностных результатов Федерального государственного образовательного стандарта.

Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения обучающимися знаний, но и от стремлений, достигать высоких учебных результатов, то есть от мотивации учения. Наличие положительной учебной мотивации дает ребенку достичь более высоких учебных результатов. Поэтому задача развития положительной учебной мотивации является основополагающей для каждого педагога

С точки зрения психологии младший школьный возраст является наиболее важным для формирования у ребенка положительной учебной мотивации, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы.

Таким образом, для педагогов начальной школы центральным направлением работы становиться не только формирование основ знаний, но создание основы для желания и стремления учиться.

Причинами снижения уровня успеваемости учеников можно назвать возникновение педагогических конфликтов детей с учителями и родителями, одноклассниками. В несовершенстве применяемых методов и форм обучения, в установке мотивации на получение положительной отметки. Кроме того, разобщенность во взглядах на процессы обучения и воспитания у учителей и родителей.

Понимая эту проблему и ставя ее во главе своей профессиональной деятельности многие педагогии обращаются к образовательным технологиям. Образовательная технология – это относительно новое направление. Ее трактуют как процессную систему совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентировании и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Применительно к каждой предметной области, педагоги используют различные образовательные технологии, которые позволяют структурированно, последовательно добиваться знаниевых результатов. Но, на мой взгляд, должна быть одна, которая становилась бы основой для формирования личностных универсальных результатов и повышению учебной мотивации.

Анализируя и пробуя в своей практике различные образовательные технологии, мной был сделан вывод о том, что образовательная технология как инструмент формирования учебной мотивации должен отвечать следующим критериям:

гибкость

антропоцентричность

возможность свободного творческого развитиягуманистическая направленность.

Эти реперные точки отсылают к личносто-ориентрованным технологиям, которые являются воплощением гуманистической философии, психологии и педагогики. Классикой в этом вопросе является гуманно-личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили.

О своей педагогике Шалва Александрович говорит, что она принимает ребенка таким, какой он есть, видит его безграничность , осознает его космичность и готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. В вопросе формирования положительной учебной мотивации Ш.А. Амонашвили говорит о решении таких задач:

• установление в процессе обучения атмосферы взаимного дове­рия учителя и учеников;

• управление учебным процессом в формах сотрудничества и со­творчества;

• создание условий для альтернативного выбора учениками инди­видуально приемлемых учебных материалов из числа педагоги­ческих равнозначных средств;

• пробуждение творческой и созидательной самостоятельности школьников.

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации.

Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

   Основные целевые ориентации технологии:

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания – самовоспитание.

Говоря о гуманно-личностной технологии, в первую очередь, любой педагог должен понимать свое значение в становлении личности ребенка. Именно в этой технологии учитель должен выполнять такие условия как непрерывность, безусловность, личная открытость и способность к внутреннему изменению.

Первым этапом становления ученического коллектива в начальной школе является принятие одноклассников и принятие себя в новом окружении. Трудно создать дружный и работоспособный коллектив и принять, и сохранить личность каждого ребенка. Психологические и физические особенности каждого ученика должны быть приняты всем классным коллективом. Педагог должен создавать такие ситуации, когда особенности характера ребенка становятся средством для достижения каких-либо результатов.

Урок – ведущая форма развития детей. Разнообразив формы урочной деятельности, учитель дает возможность детям самовыразиться. Так организуя урок–праздник, учитель через степень участия наглядно видит отношение ребенка к предмету и сможет скорректировать его мотивацию.

Урок-концерт раскрывает творческие способности и творческую активность, при условии самостоятельного выбора учениками номеров. Не с первого раза такие уроки отвечают требованиям творческого мероприятия, но возможность и необходимость совместного анализа каждого общего мероприятия дает детям направление для личного дальнейшего развития, приобщает их в коллективным творческим делам и развивает творческое мышление. Таким же образом работают и остальные формы организации уроков – творчество, диспут, игра. Цель каждого такого урока и его анализ становится мощным инструментом для формирования положительной учебной мотивации. Каждый урок может наполняться тем содержанием, которое вызывает положительное отношение к предмету как у всех детей, так и быть ориентирован на одного ученика (с наиболее слабым уровнем мотивации).

Шалва Александрович старается ограничить роль отметки, что не всегда допустимо в современных реалиях школы. Однако, если учитель построит для себя шкалу перевода качественной оценки в количественную, это поможет ребенку и родителям более глубоко понимать систему оценивания. Кроме того, уроки, на которых учитель дает возможность проводить анализ результатов ребенка в нескольких аспектах (личностных, метапредметных и предметных результатов) повышают потребность детей в открытом одобрении их результатов как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Не стоит забывать о том, что отрицательные результаты открыто не обсуждаются, они анализируются индивидуально, только в доброжелательном настрое.

Гуманно-личностная педагогика говорит, что ребенок не готовится к жизни, а уже живет. Это утверждение можно взять основой для проведения уроков метапредметной направленности:

Уроки познавательного чтения.

Уроки родного языка.

Уроки математических открытий.

Уроки живописи.

Уроки планирования и деятельности (проектной деятельности).

Уроки дружбы.

Уроки о природе.

Уроки о мире наук.

Уроки общения.

Уроки игры в шахматы.

Уроки финансовой грамотности.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности, что повышает мотивацию к конкретным учебным предметам.

Одним из обязательных аспектов технологии Амонашвили – самовоспитание. Умение ребенком видеть причины достижения или не достижения нужной цели – трудоемкий, долгий путь учителя и ученика. Выстраивание основ самовоспитания (честность, прилежность, умение работать в коллективе) с начальной школы позволяет в дальнейшем расширять эти границы и переходить к наиболее высшим формам (целеполагание, системность действий, самоконтроль, подчинение своих интересов интересам общества, самостоятельная мотивация). Такая работа возможна при выстраивании индивидуальной работы с каждым учеником. Ведение дневника достижений, портфолио, привлечение ребенка к участию в различных мероприятиях (конкурсах, акциях, олимпиадах и т.д. ) позволяет отследить значение каждого из показателей самовоспитания в достижении цели. Конечно, на первых этапах это должно проходить только через «ситуацию успеха».

Сложность в формировании этого показателя заключается в определении единых личностных ценностей, которые должен принять не только ребенок, но и его родители. Поэтому на первый план в этом вопросе выходит работа учителя с родителями детей. Все принципы гуманной педагогики должны быть донесены и приняты родителями:

Законы: любить, понимать, восполняться оптимизмом к ребенку.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в предназначение ребенка.

Формирование в ребенке стремлений: к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества родителя, учителя, воспитателя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Использование всех принципов гуманной педагогики позволяет учителю грамотно построить работу в классе как с детьми «группы риска», с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с детьми, у которых уже сложились негативное отношение к школе. Опыт принятия всех перечисленных категорий в свои классы доказывает действенность выбранной технологии. А успешность воспитанников в учебной деятельности говорит о наличии у них сложившейся положительной учебной мотивации.


Использованная литература:

Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. . Школа жизни. Ш.А. Амонашвили.- М.. 2015.-320 с.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2016. – 158 с.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.

Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа./Е.С. Кукушин.-Ростов н/Д:Феникс. 2003.- 448 с.

Маркова А.К. и др. Формирование   мотивации учения. М.: Просвещение. 1990.-192 с.

Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении. Народное образование - № 9 с. 2002. С. 123-130.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.