Статья «Личностно-ориентированный подход в развитии коммуникативной компетенции неслышащих младших школьников»

5
0
Материал опубликован 21 August 2017 в группе

«Личностно-ориентированный подход в развитии коммуникативной компетенции неслышащих младших школьников»

 

Т.В. Матыгулина,

учитель начальных классов, высшая категория,

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»,

Иркутской области

e – mail: matyghulinat@mail.ru

Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.

Современное образование претерпевает изменения. Одним из приоритетов системы образования в школе становится достижение нового образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся.

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно-ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ученика.

В качестве оснований личностно-ориентированного подхода, как теории в современной педагогике, называют гуманистическую педагогику, индивидуальные и дифференцированные подходы к решению педагогических проблем.

Основные положения этих подходов стали ядром концепции личностно-ориентированного образования. В частности такие:

в центре процесса образования находится личность учащегося;

образование должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности;

процессы обучения и воспитания должны быть дифференцированы, то есть иметь разные уровни трудности и другие положения.

В содержание личностно-ориентированного подхода входят положения:

основу деятельности участников образовательного процесса составляют: уважение к личности, доверие к ней, целостный взгляд на ученика и учителя, концентрации внимания на развитии их личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса;

управлению процессом образования придается координирующий и мотивационный характер;

происходит изменение взгляда руководителей школы, учителей, учащихся и их родителей на свою роль и место в процессе образования и управления им.

Реализация личностно-ориентированного подхода в образовании требует инновационной деятельности, что предполагает реорганизацию следующих компонентов образования:

изменение позиции учителя;

изменение в функции и строении знаний и в способах организации их усвоения;

ориентация обучения на совместную деятельность;

изменение критериев оценивания процессов учения и воспитания.

Л.С. Выготским утверждал, что успехи учащихся в учебе и в их умственном развитии во многом зависят от того, какова их “зона ближайшего развития” и насколько она учитывается педагогами, работающими с этими детьми. Поэтому личностно-ориентированный подход в обучении предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, ориентирует ученика не только на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его наличные возможности, способствует тому, что обучение постоянно ведется в индивидуальной “зоне его ближайшего развития”.

Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Но есть особенности построения взаимоотношений с окружающими у детей с нарушением слуха.

Цель педагогики – нормализация общения ребенка с нарушением слуха с окружающими.

Задача – формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для ребенка с нарушениями слуха.

По мнению Л.С. Выготского, общение является важнейшим фактором развития ребёнка. По мнению учёного, физический или интеллектуальный дефект аномального ребёнка создаёт почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей. «Дефективный ребёнок есть, прежде всего, особый ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим людям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются», - пишет Л.С. Выготский.

Коммуникативная компетенция – деятельный подход к развитию речи означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а как речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.

Ведущая задача педагогического коллектива нашей школы сегодня – поиск резервов, повышения качества учебно-воспитательного процесса, в первую очередь формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Как в условиях модернизации российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность.

В нашей школе обучаются ученики с разным потенциалом и с разным запасом знаний. Поэтому задача учителя индивидуализировать процесс обучения, чтобы каждый ученик работал на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.

На уроках необходимо делать ориентир на самостоятельную работу учеников, создавая проблемные речевые ситуации. Детям с низким речевым развитием задавать вопросы, создавать провокационные ситуации, которые побуждают учеников к речи (при затруднении включаться в совместную деятельность). Предлагать детям творческие работы: придумать, составить предложения, слова. Использовать дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью. (Ребусы, кроссворды, составь слово, назови картинку, прочитай)

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков учащимся. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих в жизни проблем.

Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников является интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

За счет активного использования в учебном процессе интерактивных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе, а именно:

повышение познавательной активности на основе умения получать информацию из различных источников;

становление активной позиции в учебной деятельности, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;

развитие навыков общения и взаимодействия, как в малой группе, так и со своими сверстниками через Интернет;

принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

В младших классах результат достигается за счёт усиления речевого и общего развития неслышащих учащихся. Коммуникативная направленность определяется в основном содержанием учебного процесса, видами, методами и формами речевой деятельности неслышащих учащихся младших классов. В начальном звене закладывается прочный фундамент развития коммуникативной компетенции.

Где речь оказывается необходимой «для других», здесь действуют такие факторы, как

потребность в общении,

связь с деятельностью,

речевая среда,

наличие адресата, к которому обращена речь.

Фактор, имеющий важное значение на всех годах обучения - развитие слухового восприятия неслышащих школьников, учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего ученика, важность устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость формирования коммуникативной компетенции глухих школьников, потому что наши неслышащие не стремятся в среду слышащих, а остаются в среде себе подобных.

Основными задачами по формированию навыков коммуникативной компетенции у детей с нарушением слуха являются:

отработка техники и приёмов общения;

сообщение, обсуждение, систематизация теоретических знаний;

формирование навыков взаимопонимания;

обучение преодолению стереотипности поведения;

овладение культурными языковыми нормами.

Проблемы, стоящие перед педагогами чрезвычайно сложны, так как у неслышащих школьников часто отсутствуют мотивы общения, при наличии общения отсутствуют средства общения. Если есть средства, то их сложно реализовать, наконец, очень узок круг участников общения. Поэтому коллектив школы практикует создание речевой среды и условия для самовыражения неслышащих учеников в рамках речевой деятельности.

Устная форма словесной речи неслышащего, несмотря на то, что мы обеспечены звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, индивидуальными слуховыми аппаратами и специальной программой формирования произношения и развития слухового восприятия, всё ещё остаётся труднодоступной значительной части наших воспитанников.

Тем не менее, при соответствующих организационно – методических условиях на слухо – зрительно – тактильно – вибрационной основе, с использованием специальной методики обучения методов, ориентированных на устную коммуникацию у неслышащих школьников до известной степени формируются речевой слух и словесная речь в устной форме при удовлетворительной внятности.

К настоящему времени в системе обучения неслышащих учеников навыкам коммуникативной компетенции применяем все формы учебного диалога: на предметных уроках, индивидуальных занятиях, музыкальной ритмике.

Необходима система работы по формированию коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков у детей с нарушенным слухом.

Принцип речевой коммуникации должен пронизывать всю работу по речевому развитию в школе. В связи с этим программа предусматривает общение детей на уроках не только с учителем, но и друг с другом. На уроках детей учат расспрашивать друг друга в искусственно созданных ситуациях, когда разговор не содержит новой для них информации, в этом плане клуб общения имеет преимущества, так как детям интересно общаться, они хотят общаться с новыми людьми.

Чтобы процесс общения был интересным для неслышащих обучающихся, коллектив школы создаёт мотивированную ситуацию словесного общения.

Существенную помощь в этом оказывают:

предметные недели;

школьные праздники;

экскурсии;

речевые конференции

Основная цель мероприятий состоит в практической реализации произносительных навыков школьников с нарушенным слухом посредством театрального искусства, воспитании активной творческой личности, так как театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна школьнику, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества.

Коллектив школы в процессе обучения старается учесть один из основных мотивов учащихся – стремление к общению, побуждающий к совместной деятельности.

Сегодня мы убеждены в том, что значимость умения общаться, чрезвычайно важна и определяет в большей степени дальнейшее развитие неслышащего школьника, так как коммуникативная компетенция – это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.

Данные исследования подтверждают низкий уровень развития навыков общения, а, следовательно, коммуникативной компетенции учащихся и указывают на необходимость более серьёзного отношения к данной проблеме.

Рекомендации педагогам, классным руководителям и воспитателям при планировании работы по развитию общения и коммуникативной компетентности на уроках, внеклассных занятиях обязательно содержание работы должно включать:

Содержание игровой деятельности, мероприятий, внеклассных занятий должно быть тесно связано с теми знаниями, которые получают учащиеся на уроках. Так как неслышащим школьникам необходимо многократное повторение, закрепление материала.

В воспитании детей особенно значима игровая деятельность для формирования умений и навыков речевого общения и развития всех психических процессов. В играх дети усваивают правила общения, поведения в школе и в семье, знакомится с общественными отношениями, формируются навыки коллективной деятельности, общения с людьми и друг с другом. В игровой деятельности у школьников возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, внимательно слушать, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого выражения мыслей, ведения диалога. Нужно стремиться к тому, чтобы дети в общении осознавали особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки, но самое главное, чтобы у них появилось желание говорить более четко, внятно.

Развитие у детей способности к общению: умения вступить в разговор, знания правил речевого поведения, умения участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности или в различных жизненных ситуациях.

Расширение словарного запаса, наиболее употребительных фраз, необходимых для общения в разных видах игровой, общественной, предметно-практической деятельности.

Овладение коммуникативной культурой и опытом речевого и социального поведения (правила речевого общения и поведения в общественных местах, обращение друг к другу, доброжелательный стиль общения с окружающими, правила и умения приветствия, благодарности, вступления в разговор, обращения к старшим, использование «вежливых слов»).

Разнообразить средства и методы: моделирование и обыгрывание реальных ситуаций общения; сюжетно-ролевые игры; разного вида упражнения, основанные на моделировании проблемных ситуаций речевого общения; образец вопроса или высказывания, не только создавать, но и изменять ситуацию общения, решать возникшую проблемную микроситуацию, соблюдая правила речевого этикета; проблемные ситуации с заданным сюжетом; проблемные ситуации с неоконченным сюжетом общения; моделирование ситуаций по заданной теме общения (учащиеся с помощью учителя придумывают ситуацию общения, диалоги, соответствующие предложенной теме); диалоги с использованием наглядности по словарю этикета, речевому поведению, правилам начала диалога; беседы, чтение рассказов или сказок с использованием ярких иллюстраций, просмотр и обсуждение видеофильмов, где ярко представлены модели общения; соревновательные моменты, различного рода поощрения, занимательные моменты, которые снимают напряжение (за правильное ведение диалога, вариативные высказывания, активность в речевом общении для стимуляции детей); обобщающие беседы, побуждение детей к оценке своей деятельности в игре, в ситуации общения, формирование оценочного словаря; конкурсы по имитационному моделированию различных ситуаций, конкурсы рисунков детей на темы ситуаций общения; варианты самопрезентации своего опыта, интересов, работ.

В коррекционные занятия необходимо включать упражнения по развитию мимики и пантомимики. Важно обсуждать их с ребенком; обращать внимание на то, как выражается то или иное чувство мимикой, жестами, позой; каким голосом, с какой интонацией говорит рассерженный (веселый, напуганный, грустный и т.д.) персонаж.

Можно сделать следующий вывод:

С учётом личностно-ориентированного подхода, учителя создают на занятии атмосферу хорошего настроения. Ученики живо реагируют на все, что происходит на уроке. На реплики, на шутки, на интересную информацию.

При ответе ученики не испытывают страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без одобрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Нужно проявлять гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми. Использовать похвалу как средство поощрения, искренне радоваться успехам учеников.

Личностно-ориентированный подход решает главную задачу в процессе обучения глухих и слабослышащих. Так как все учащиеся в полной мере вовлечены в активную работу на уроке. А это развивает их и позволяет каждому ученику проявить себя, показать свое умение и возможности, помогает стать полноценной личностью.
 

Список литературы

Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1999. 192 с.

Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.

Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.

Лежнева Н.В. Урок в личностно - ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.

Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.

Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.