Статья «Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности»

4
1
Материал опубликован 9 December 2019 в группе

Ванчугова Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

муниципального

общеобразовательного учреждения средняя

общеобразовательная школа с углублённым

изучением отдельных предметов №1

г. Советска Советского района

Кировской области

 

 

 

 

Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

 

Аннотация

 

Одним из направлений формирования духовно-нравственной личности

ребёнка является привитие учащимся любви к родному краю через любовь к

родной природе и бережное отношение к ней., т.е. воспитание ценностного

отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности, которые я формирую у учащихся: родная земля; заповедная

природа; планета Земля; экологическое сознание. Формирование основ экологической культуры младших школьников я провожу через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

 

 

 

 

 

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность»

В.А.Сухомлинский

 

 

 

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы - проблема актуальная. Современная экологическая этика ищет решения проблем человечества в душе человека. Уважения к жизни, природе- вот принцип этой этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и перешагиваем осторожно трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или на асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы - дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. Моя цель - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.

Одним из направлений формирования духовно-нравственной личности

ребёнка является привитие учащимся любви к родному краю через любовь к

родной природе и бережное отношение к ней., т.е. воспитание ценностного

отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности, которые я формирую у учащихся: родная земля; заповедная

природа; планета Земля; экологическое сознание.

Для реализации этого направления я ставлю следующие задачи:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным

 

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы школы.
Дети, только что пришедшие в школу уже знают, какую пользу приносят растения для живых организмов. Так с целью повышения активности и интереса детей к урокам математики можно использовать задания экологического содержания. Например: предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом» :

4+3+2+5=?

Береза- 10

Сосна- 8

Тополь- 14

Выясняем, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах города.
Математические раскраски- это комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала. Предлагаю учащимся раскрасить определенным образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется.

 

Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно организовать работу по экологическому образованию. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, значении животных, и растений, в природе и жизни человека.
Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, желудь и.т.д.). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.
Проводя работу по развитию речи, прошу объяснить значения пословиц:

Лес и вода- брат и сестра.

Много леса - береги, мало леса- посади.

Много снега - много хлеба.

Можно составить рассказ по картинке или на заданную тему, написать сочинения. Темы сочинений: «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Путешествие скворца» и т.д. Можно предложить описать какой либо цветок, животное, дерево или отдельный уголок природы и постараться передать при этом их красоту.
Эти задания помогают закрепить знания о взаимосвязи в природе, лучше воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения и произведения писателей- натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Я рассказываю детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.
На таких уроках важное значение приобретают межпредметные связи. Так, например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, мы начинаем с прослушивания музыки из альбома П.И. Чайковского «Времена года». Детям предлагается представить журчание весенних ручьев, пение первых весенних птиц, звон капели. Ребята вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи о природе Ф. Тютчева, А. Пушкина, Н. Некрасова, отрывки из прозаических произведений А. Чехова, М. Пришвина.
Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и технологии. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и рисовать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. Например, предлагаю нарисовать лес, населенный добрыми существами и лес, в котором живет Баба-Яга. Зимой начинает свою работу «птичья столовая». Вместе придумываем, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц смастерить. На уроках трудового обучения и дома изготавливаем кормушки, накапливаем корм. Открытие «птичьей столовой» всегда проводится торжественно. В течении зимы дети поочередно ведут наблюдение за «столовой». Особая радость возникает, когда замечаем, что птицы привыкли к «столовой» и радуются, когда мы приходим к ним.
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки окружающего мира. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Часто спрашиваю: «Что интересного увидел в природе, когда шел в школу?» Каждая прогулка в лес, парк дает нам возможность совершить маленькое открытие.
На одном из уроков мы обсуждаем письмо школьницы: «Каждый год с наступлением лета я думаю о бабочках. Я так люблю эти «живые цветы»! Когда мне не удается поймать какую-нибудь бабочку, которой нет в моей коллекции, я расстраиваюсь. Я хочу, чтобы этот «живой цветок» красовался в моей специальной коробочке».Ставлю вопрос: нужно ли собирать для коллекции бабочек и других насекомых? Любит ли на самом деле эта девочка «живые цветы»? Какую коллекцию бабочек можно сделать в классе или дома? (Рисунки бабочек, книжку- малышку из цветных иллюстраций бабочек)
В одну из прогулок дети замечают черную гарь. Рассказываем, сколько вреда причинили люди природе, сжигая прошлогоднюю траву, листья. Ведь вместе с травой сгорело много насекомых, ящериц, лягушек, семян растений, повредились корни травы. Теперь на этом месте трава вырастет не скоро. От поджога сухой травы мог возникнуть лесной пожар. Предлагаю детям представить себя на месте муравья, который оказался среди пылающего огня. Детям не раз предлагалось представить себя на месте дерева, ветви которого греют солнечные лучи и омывает теплый дождь, или деревом у которого сломали веточку. На уроках дети узнают, какую пользу приносят деревья, говорят о том, что нам дарит дерево, и что мы можем подарить ему. Эта работа продолжается в течение всего обучения в начальной школе.
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Знакомлю детей со следующей ситуацией: «Пятилетний Дима со старшим братом Костей идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку выскакивает лягушка. Дима, ни разу не видевший ее, пугается. Костя утешает его, ногой отшвыривает лягушку и приговаривает: «Какая гадкая лягушка, она испугала нашего Диму». Мальчики пошли дальше». С помощью вопросов стараюсь вызвать учеников на откровенные рассуждения, помогаю им найти правильное решение. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций («Птенец на тропе», «Гнездо», «Привал», «Букет цветов») показываю важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.
Младших школьников интересует не только явления окружающей жизни, но и причины, их вызывающие. Отсюда возникает много вопросов «Почему?». Ответить на эти вопросы помогает клуб «Почемучек». Задача клуба - развивать любознательность. К каждому заседанию учащиеся получают задания, которые выполняют индивидуально и коллективно. Задания самые разнообразные: ответить на вопросы по заданной теме, сочинить сказку, стихотворение, отгадать, найти, узнать, нарисовать, сделать, выучить, подготовить интересное сообщение. Заседания клуба 1-2 раза в четверть проходят в форме игры- путешествия, например: «В некотором царстве, подводном государстве», «В гости к Грибу Грибовичу», «Зеленая аптека», а также в форме устных журналов «Хочу все знать».
Внеурочное время предоставляет большие возможности для проведения различных игр, викторин, праздников, конкурсов. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их. Год от года меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей.

Большую роль в формировании экологической культуры является непосредственное общение с природой. Этому способствуют выходы в природу учащихся вместе с родителями, которые мы организуем регулярно. Находясь в природе, дети получают практические навыки обращения с природными объектами, участвуют в природоохранных мероприятиях.

Ежегодно зимой все учащиеся класса вместе с родителями ходят в лес. Там у нас уже есть « своя» классная ёлочка. Дети украшают дерево самодельными игрушками, водят хороводы. Затем мы катаемся с горы, играем в снежки, лепим снеговиков, и конечно же находим « новогодние подарки».

В летние каникулы мы посетили памятники природы Советского района , приняли участие в их благоустройстве. Результатом работы стал проект учащихся 4б класса « Изучаем памятники природы Советского района», в котором приняли участие учащиеся класса и их родители. Ценность данной работы вижу в том, что учащиеся заинтересовались историей возникновения памятников природы , смогли заинтересовать своих родителей, друзей. Каждый участник проекта внёс конкретные предложения по сохранению и облагораживанию памятников природы. С данным проектом учащиеся выступили на школьной и районной конференции « Я познаю мир» , стали дипломантами районного конкурса по экологическому краеведению « Жили- были».

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную работу!

10 December 2019