12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горохова Наталья Владимировна17

ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  В ГАУ ДО АО

 «ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ».


THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST OF PRE-SCHOOLERS AND SCHOOL STUDENTS IN THEATRICAL ARTS AT THE

 "CENTER OF AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH".


Н.В. Горохова, Г.Н. Моховикова

Государственное автономное учреждение  дополнительного образования   Астраханской области  «Центр эстетического воспитания детей и молодежи»

Россия, г. Астрахань

N. V. Gorokhova, G. N. Mokhovikova

State Autonomous institution of additional education of the Astrakhan region "Сenter for aesthetic education of children and youth"     

Russia, Astrakhan

otdel10@bk.ru


Аннотация: в статье представлен опыт по активизации творческих способностей учащихся, направленных на самостоятельное творческое развитие и формирование интереса к театральному искусству. Описывается, как в рамках конкурса реализуется несколько модулей с конечным результатом.

        Ключевые слова: конкурс, театр, творческий проект, кукла, дополнительное образование детей, совместная работа с педагогом.

          Abstract: the article presents the experience of activation of the creative abilities of students aimed at independent creative development and formation of interest in theatrical art. This article describes how several modules with the final result are implemented within the competition.

        Key words: competition, theater, creative project, doll, additional education of children, joint work with a teacher.

   

Сегодня,  в третьем тысячелетии, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством», усилением миграционных потоков.   Но маленькому человеку всегда необходимо ощущение  чуда,  а это ему и подарит удивительный мир театрального закулисья. А разве не чудо, когда на   маленькой сцене вдруг  оживает такое количество забавных и необычных персонажей. Посещать современные интерактивные театральные постановки любят и ребята старшего возраста. Театр – тайна, которую всегда  хочется приоткрыть.

 Наш  Центр эстетического воспитания детей и молодежи уже второй год является организатором областного  творческого конкурса игрушек для кукольных театров «Куклоград».  Цель конкурса - активизация творческих способностей учащихся, дошкольников и  педагогов МДОУ и  их  родителей, руководителей  театральных студий и коллективов.

Перед тем как провести областной конкурс «Куклоград» мы провели опрос у 435 учащихся нашего Центра из различных творческих объединений. Вот что он  показал:

  • Многие дети с удовольствием посещают театральные кукольные постановки - 75%
  • Не  все ребята знают, кто изготавливает куклы – 65%
  • Не все могут объяснить театральные термины – 75%
  • Узнать об истории  кукольного театра хотели бы – 82%

Как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает  в волшебном кукольном спектакле? А можно ли  сделать театральную куклу самим? Сложно ли это?

Кукольный театр – настоящий мир детства. Ребёнок, приходя на спектакль, видит перед собой не игрушки, которыми управляют актёры, а живых персонажей – сказочных или близких к реальной жизни героев, неважно, главное, что они для него существа самостоятельные и самодостаточные. Конечно, во многом это заслуга высокого мастерства актёров. Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира. У каждого из нас в детстве, наверняка, было, что - то похожее на  кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций,  специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и  в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице мальчишки воздвигают крепости, их крутые стены штурмуют  солдатики. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшки и простейшие бумажные кораблики, которые превращаются в быстроходные фрегаты, яхты. Девочки отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, вместе с  ними смеются и плачут. С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом - это его истоки. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей.

  Творческая работа над созданием  театральной куклы  формирует познавательный  интерес дошкольников и школьников к театральному искусству, активному творчеству и расширению знаний  учащихся   о театральных куклах и атрибутике театра. Как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает  в волшебном кукольном спектакле? А можно ли  сделать театральную куклу самим? Сложно ли это?  

Готовясь к творческому конкурсу «Куклоград» педагоги театральных и творческих студий, дети и их родители проявили огромный интерес и выдумку в изготовлении театральных кукол. Куклы  были изготовлены из различных материалов: бумаги и картона, текстиля, кожи и меха, дерева и пластика, ниток и пряжи…. Ребята использовали для изготовления каркасов проволоку, пластиковые бутылки и китайские деревянные палочки.  У самых маленьких участников выставки особенно удавались куклы – марионетки и пальчиковые куклы из плотной бумаги и картона. Учащиеся среднего школьного возраста изготавливали куклы из текстиля и пряжи. Это были куклы герои из разных сказок и мультфильмов  «Теремок», «Мальвина», «Пьеро», «Ворона», «Петрушка» и т.д.  Фартучные куклы представили на конкурс дети творческого  объединения «Забавушка» из «Центра дополнительного образования»  г. Камызяк.  Такие куклы находят практическое  применение  для проведения утренников в детских  дошкольных учреждениях и в театрализованных городских уличных  мероприятиях  «Масленица», «Зеленые святки»… и т.д.  При изготовлении сложных экземпляров кукол допускалась помощь взрослых, т.к. приобщение родителей и педагогов к  совместной художественно - творческой деятельности с детьми, одна из  задач конкурса, которая с успехом была реализована.

При разработке и изготовлении куклы участники  конкурса соприкасаются с различными областями знаний,  в результате которых   формируются познавательные интересы, затрагивающие воображение участников.

   Изготовление театральной куклы может быть и отдельным творческим проектом, где ребята   удачно используют научные факты по  истории, географии, технологии и химии.  Используя  более глубокий интерес к изучению определенной темы,  «КУКЛА» стала итогом исследовательской работы.  Изготовленная в технике папье -  маше» и получившая высокую оценку  у жюри конкурса кукла «Василий Шуйский», использовалась также и в проекте на уроках истории Российского государства «Правители России от древних времен до наших дней». Это и есть самостоятельное творческое развитие с поставленной перед учащимся задачей, суть которого заключается  в том, что участники не получают знания в готовом виде, а добывают их сами, становясь маленькими мастерами и дизайнерами.

 Для успешного участия в творческом конкурсе «Куклорад» ребятам нужно  узнать историю создания театральных кукол и смастерить их своими руками, иными словами  почувствовать как «рождается» театральная кукла. Ребенок (учащийся), мастеря (изготавливая, создавая) конкурсную работу затрачивает огромное количество труда и фантазии, выступая в роли создателя и одновременно маленького исследователя. Изготовленная кукла не только развивает образное мышление, но и может послужить начальным этапом для совместного  творческого проекта или спектакля. Кукольный театр - искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. Наглядный образ - кукла  и этапы ее изготовления  вызовут неподдельный интерес  не только у дошкольников и ребят школьного возраста, но и взрослых. Готовясь принять участие в конкурсе, и приступая к изготовлению своего варианта, педагоги и ребята изучают  литературу или Интернет-ресурсы  о театральных куклах, посещают один или несколько кукольных спектаклей, анализируют и обобщают полученные  данные.  Ведь  тема нашего конкурса выбрана еще и потому, что куклы связывают человека с  его культурой: человек сочиняет стихи, сказки, пишет картины. Эта работа  рассматривает одну из важнейших тем в изобразительном искусстве, музыке, литературном чтении. В  своем исследовании  учащиеся дают ответы на поставленные вопросы: знакомятся с понятием театр, изучают, в каких областях искусства затрагивается тема кукол, создают театральных героев своими руками. Успешное участие в конкурсе несет с собой не только получение призового места, специального приза или диплома,  но и способствуют развитию интереса учащихся к вопросам по окружающему миру, а также  развитию компетенций учащихся: дети учились  наблюдать, анализировать свою работу, работать с литературой вне школьной программы.

  Конкурсные работы  участников  оценивались  по общепринятым критериям:

- доля участия детей в создании кукол, игрушек;

- использование экологически чистых материалов;

- оригинальность идеи и художественное решение;

- качество и эстетика оформления;

- соответствие представленной работы возрасту участника.


  Выбранная тема творческого конкурса «Куклоград» на наш взгляд, интересна и очень актуальна, т.к. в наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет. Разрабатывая положение конкурса у нас как у организаторов были сомнения, а сможем ли мы заинтересовать нынешнюю молодежь? Первый конкурс мы провели 2019 году, а 2020 году количество его участников увеличилось в два раза. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что он востребован даже среди дошкольников. Надеемся, что у участников конкурса и их педагогов не ослабнет интерес к театральному искусству, к истории театра и созданию своей коллекции театральных  кукол. Возможно, работа по изготовлению несложной театральной куклы так впечатлит и увлечет ребенка, что в будущем он захочет стать конструктором или инженером, а может  актером - кукловодом.


Литература

  1. Андрианова-Голицина И.А. «Я познаю мир. Театр» ООО «Издательство Астрель» 2000г.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. http://pedagogical_dictionary.academic.ru/
  4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников - М., 20
  5. Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.
  6. Деммени Е.С. « Школьный кукольный театр» Издательство «Феникс» 1999г.
  7. Журнал «Детская энциклопедия» № 3 2008г.
  8. Федотов. А. «Техника театра кукол» Искусство, 1953 г.
  9. Чудакова Н.В. «Я познаю мир. Культура» ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997г.

 ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.