"Формирование стрессоустойчивости школьников"

0
0
Материал опубликован 9 October в группе

Конспект родительского собрания на тему: «Формирование стрессоустойчивости школьников»

Введение

В настоящее время учащиеся сталкиваются с высокими требованиями со стороны образовательной системы, что создает значительную учебную нагрузку. Это особенно заметно в 9 и 11 классах, когда экзамены становятся решающими для будущего. Подготовка к Государственной итоговой аттестации, в частности к ЕГЭ, вызывает у школьников серьезные стрессовые реакции.

Под воздействием стресса учащиеся могут испытывать тревогу, сниженное внимание, ухудшение памяти и даже физическое недомогание, что негативно сказывается на их успеваемости и общем самочувствии. Высокий уровень стресса может также привести к эмоциональным расстройствам, таким как депрессия или тревожные расстройства.

Формирование стрессоустойчивости у школьников позволяет им более эффективно справляться с давлением. Стрессоустойчивые учащиеся способны лучше адаптироваться к изменениям, сохранять ясность ума в сложных ситуациях и преодолевать трудности без значительных эмоциональных затрат. Это качество становится жизненно важным для успешной социализации и построения карьеры в будущем.

Цель собрания

В ходе собрания мы детально рассмотрим существующие методы и подходы к формированию стрессоустойчивости у школьников. Это включает в себя психолого-педагогические технологии, а также практические занятия, которые могут быть внедрены в образовательный процесс.

Родители играют ключевую роль в процессе формирования стрессоустойчивости своих детей. Они могут создать поддерживающую среду, способствуя развитию эмоциональной стабильности и уверенности в своих силах. Обсуждение будет направлено на то, как родители могут участвовать в этом процессе, используя свои наблюдения, понимание особенностей своих детей и соответствующие стратегии поддержки.

Также важно рассмотреть, как педагоги и родители могут сотрудничать для создания более гармоничной и безопасной образовательной среды, где учащиеся смогут развивать свою стрессоустойчивость. Это взаимодействие поможет минимизировать уровень стресса и повысить общую эффективность учебного процесса.

Таким образом, собравшись здесь, мы стремимся не только повысить осведомленность о проблеме стрессоустойчивости у школьников, но и выработать конкретные шаги для ее формирования при активном участии и поддержке родителей.

Понятие стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость можно определить как способность человека преодолевать трудности, адекватно реагировать на стрессовые ситуации и эффективно управлять своими эмоциями. Это качество требует от человека наличия определенных навыков и стратегий, позволяющих успешно справляться с возникающими вызовами и стрессовыми факторами. Стрессоустойчивые личности способны рассматривать трудности как возможность для личностного роста, а не как непреодолимые преграды. В контексте школьного обучения стрессоустойчивость становится особенно важной, так как она помогает детям справляться с экзаменационным стрессом и повышенной учебной нагрузкой, поддерживая их психическое здоровье и общую адаптацию к учебной среде. Таким образом, развитие стрессоустойчивости способствует более качественному усвоению знаний, позволяет минимизировать негативное влияние стресса на успеваемость и общее состояние здоровья учащихся.

Причины нарушения стрессоустойчивости

Существует несколько факторов, которые могут способствовать нарушению стрессоустойчивости у школьников. Прежде всего, возрастные факторы играют значительную роль в этом процессе. Подростковый период является временем, когда молодые люди переживают значительные гормональные изменения и эмоциональную нестабильность, что может привести к усилению стрессовых реакций. Эмоциональная чувствительность в этом возрасте повышается, и любые внешние раздражители могут вызывать сильные эмоциональные реакции.

Еще одной серьезной причиной низкой стрессоустойчивости является высокая учебная нагрузка, с которой сталкиваются школьники. Подготовка к экзаменам, выполнение домашних заданий и локальные испытания могут вызывать у учеников тревогу и страхи. Учащиеся могут ощущать давление как со стороны родителей, так и со стороны учителей, что усугубляет ситуацию и может негативно сказаться на успеваемости. Часто они начинают испытывать панику перед контрольными и экзаменами, что затрудняет их способность сосредоточиться и показывать хорошие результаты1.

Не менее важным фактором являются внешние условия, которые могут усиливать стрессовые ощущения. Высокие требования со стороны общества и семьи создают давление на учащихся, заставляя их соответствовать установленным ожиданиям. Внешние стрессоры, такие как проблемы со здоровьем, личные сложности или конфликты в социальной среде, могут дополнительно усугублять состояние стрессоустойчивости. Таким образом, для того чтобы помочь детям развивать стрессоустойчивость, важным является понимание и работа с перечисленными причинами, что позволит создать более благоприятные условия для их обучения и развития.

Методы формирования стрессоустойчивости

Существует множество методов, направленных на формирование стрессоустойчивости у школьников, которые могут быть реализованы как в образовательных учреждениях, так и в рамках семейного воспитания. Первым из этих методов является психологическая поддержка, которая играет критическую роль в создании позитивной атмосферы в классе. Оказание помощи со стороны педагогов и психологов позволяет ученикам чувствовать себя более уверенно и безопасно. Важным аспектом здесь является создание доверительных отношений, где учащиеся могут открыто делиться своими переживаниями и беспокойствами. Это предполагает наличие в школе не только квалифицированных специалистов, но и культуры уважительного общения, где каждый голос имеет значение.

Следующим важным методом является обучение саморегуляции. Этот процесс включает в себя помощь детям в освоении навыков эмоционального контроля. Они должны научиться управлять своими эмоциями и адекватно реагировать на стрессовые ситуации. Эффективными инструментами здесь могут быть дыхательные упражнения и методы релаксации, такие как йога или медитация. Эти практики помогают учащимся осознать свои эмоции, снизить уровень тревожности и повысить концентрацию во время учебного процесса.

Арт-терапия и специальные тренинги также имеют большое значение в процессе формирования стрессоустойчивости. Включение групповых психологических занятий и использование арт-терапии позволяет школьникам выразить свои эмоции и переживания в творческой форме, что помогает снять напряжение и улучшить общее самочувствие. Методы развития уверенности в себе, проводимые в формате тренингов, способствуют повышению самооценки учащихся и их способности справляться со стрессом2.

Не менее важным аспектом является информирование родителей о роли их участия в формировании стрессоустойчивости детей. Регулярные беседы с родителями о важности поддержки детей и обучении их адаптивным стратегиям позволяют повысить осведомленность о проблемах, с которыми могут сталкиваться школьники. Такие обсуждения помогут родителям понять, как они могут активно участвовать в процессе формирования стрессоустойчивости, укрепляя тесные связи и эмоциональную поддержку в семье.

Роль родителей в формировании стрессоустойчивости

Родители играют ключевую роль в процессе формирования стрессоустойчивости у своих детей. Первое, что они могут сделать, — это создать атмосферу доверия в семье, в которой ребенок чувствует себя в безопасности и может свободно делиться своими переживаниями. Открытое общение помогает детям понять, что их чувства важны и что они не одни в своем опыте. Это укрепляет эмоциональную привязанность и способствует улучшению психоэмоционального состояния3.

Помощь родителей в учебном процессе также имеет огромное значение. Они могут поддерживать оптимистичный настрой у своих детей, формируя реалистичные ожидания и понимая, что ошибка — это не провал, а часть обучения. Важно, чтобы родители помогали детям воспринимать школьные оценки как отражение их усилий, а не как мерило их ценности. Это создает более здоровую учебную среду и позволяет детям развивать уверенность в своих силах.

Кроме того, соблюдение баланса между учёбой и отдыхом играют важную роль в жизни школьников. Родители могут поощрять увлечения и хобби своих детей, что способствует развитию интересов. Учитывая необходимость оставить время для отдыха и досуга, можно значительно снизить уровень стресса. Таким образом, здоровый баланс между учебной нагрузкой и свободным временем поможет детям формировать навыки стрессоустойчивости.

Заключение

В итоге, формирование стрессоустойчивости у школьников является комплексной задачей, требующей совместных усилий учителей, психологов и родителей. Эти участники образовательного процесса должны работать на одной волне, чтобы создать безопасную и поддерживающую среду для учащихся. Совместные усилия помогут не только улучшить успеваемость, но и способствовать общему психоэмоциональному здоровью детей.

Открытая сессия вопросов и обсуждений в конце встречи позволит родителям обменяться мнениями, задать интересующие их вопросы и обсудить конкретные случаи, что дополнительно укрепит сотрудничество между родителями и педагогами в вопросах формирования стрессоустойчивости у детей.

Список использованных источников

Кузнецова, Л. Э., Косинова Д. С. Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф.(г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Издательство «Бук», 2017. — С. 37–41.

Джеррольд, С. Гринберг Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с

Аврамова, Т.И. Развитие эмоционально-личностной компетентности средствами тренинга у студентов / Т.И. Аврамова // Акмеология. – 2015.- №3. – С. 20–21.


Приложение

Приложение 1

Опросник «Насколько Я предрасположен к стрессу»

Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.

Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку.

Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятерку.

Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание.

Я иногда чувствую, что все забыл.

Бывает, что «легкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником.

Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.

Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.

Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.

Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю.

Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски.

Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, иногда возникает внутренняя дрожь.

Интерпретация результатов:

Необходимо подсчитать количество ответов да:

• от 0 до 3 - низкий уровень тревожности, необходимо более серьезно подойти к вопросу сдачи экзамена, усилить подготовку;

• от 4 до 6 - подверженность экзаменационному стрессу средняя;

• от 7 до 12 - подверженность экзаменационному стрессу высокая, было





1 Кузнецова, Л. Э., Косинова Д. С. Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф.(г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Издательство «Бук», 2017. — С. 38

2 Джеррольд, С. Гринберг Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С. 69.

3 Аврамова, Т.И. Развитие эмоционально-личностной компетентности средствами тренинга у студентов / Т.И. Аврамова // Акмеология. – 2015.- №3. – С. 21

8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.