Статья «Формирование экологической культуры школьников»

9
2
Материал опубликован 16 February 2017 в группе

Проблема взаимоотношений « человек-общество-природа» одна из тех, которая все более волнует современное общество. В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб и такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. А как прекрасна наша Земля! Сберечь её - задача Человечества.

Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», является целью национальной экологической политики в сфере образования.

Что такое экологическая культура? Это особенности поведения и деятельности человека, а также сфера его духовной жизни, т.е. способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в своей практической деятельности.

Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

Интерес к природе;

Знания о природе, воздействии человека на природу;

Позитивная деятельность и поведение в природе.

Современный российский экопсихолог, доктор психологических наук Дерябо С.Д., доктор психологических наук Ясвина В.А. в книге «Экологическая педагогика и психология» определяют экологическое сознание экоцентричного типа как систему представлений о мире, для которой характерны:

1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы;

2) восприятие природных систем как полноправных субъектов, партнёров по взаимодействию с человеком;

3) баланс рационального и иррационального взаимодействия с природой.

При этом знания должны быть обретены, «открыты» самими детьми, лишь тогда они станут для них значимыми. Пришкольный цветник в полной мере способствует формированию экологической культуры школьников. Учащиеся каждого класса отвечают за свой «лучик» в цветнике. А это приучает к ответственности – нужно найти и посадить на свой лучик цветы, поливать их, чтобы они принялись, а потом не забывать прополоть от сорняков. Каждый классный коллектив заинтересован в том, чтобы их «лучик» выглядел красиво, дети мотивированы конечным результатом. В результате создания и оформления цветника учащиеся получают знания по выращиванию рассады цветочных культур, особенностях каждого растения, агротехнике и способам оформления клумб. В летнее время, а также в теплые осенние дни на цветах можно увидеть различных насекомых – бабочек, пчел, шмелей, наблюдая за ними, дети получают практические знания по зологии. На уроках биологии эти растения используются при изучении органов цветковых растений, а также жизненных форм растений, при изучении классификации растений. Во внеклассной работе цветы используются для изготовления флористических миниатюр. Взрослое население, в том числе и родители учащихся, приходят любоваться цветами школы, что повышает ее имидж. Родители помогают делать цветник лучше и красивее.

Кроме этого наличие цветника играет множество социальных и воспитательных задач:

- экологическое воспитание – формирует экологическую культуру.

- эстетическое воспитание – формирует умение видеть и создавать красоту вокруг себя.

-трудовое воспитание – приучает к порядку и своевременным действиям.

-нравственное воспитание – приучает ребят к ответственности и необходимости вовремя посадить цветы на своей территории, а также не забывать ухаживать за ними.

- семейное воспитание- совместная работа детей и родителей на участке.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-вспомогательную роль, а также решает ряд образовательных задач: на цветочно-декоративных растениях учащиеся знакомятся с морфологическими признаками, биологическими особенностями. Закрепляют знания в объеме школьной программы по окружающему миру. Расширяют свой кругозор в области экологии, цветоводства, земледелия, истори. У ребят формируются практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями

В начальной школе на уроках по окружающему миру проводятся сезонные экскурсии по темам:

1.Сельскохозяйственные сезонные работы.

2. Сезонный уход за растениями.

3.Наблюдение за красотой окружающего мира.

4.Этапы развития растений.

В работе на пришкольном опытно-экспериментальном участке большое значение имеют фенологические наблюдения.

Существуют два метода фенологических наблюдений: 1. Подсчет растений

2.Глазомерное определение на всем участке.


 

Использование зон пришкольного участка в учебно-воспитательном процессе за 2015-2016 учебный год

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

выполнения

Участники мероприятий

1

Экологический субботник

31 августа 2015

Классные руководители,

Учащиеся, родители

2

Уборка высохших растений

1-ая неделя сентября

Классные руководители, учащиеся, родители.

3

Посадка многолетних цветов

сентябрь

Классные руководители, учащиеся, родители

4

Проведение уроков

Сентябрь, октябрь, апрель, май

Учителя технологии, биологии, начальных классов, учащиеся

5

Выращивание рассады цветковых культур

апрель

Классные руководители, учащиеся, родители

6

Посев семян в грунт

4.05-8.05. 2016

Классные руководители, учащиеся, родители

7

Весенняя уборка территории

май

Классные руководители, учащиеся, тех.персонал

8

Прополка и рыхление многолетников

27.04-08.05

Учителя технологии, учитель ОП, учащиеся

9

Высадка рассады цветов

11.05-16.06

Классные руководители, родители, учащиеся, учительОП, учителя технологии

10

Полив и уход за растениями

Май-август

Классные руководители, учащиеся, тех.персонал школы, родители, воспитатели летнего лагеря

11

Осенняя уборка территории

27 августа

Классные руководители, учителя, родители, учащиеся

12

Выравнивание периметра цветника

сентябрь

Учащиеся, учителя технологии, ОП.

Кроме этого очень хорошо, когда на цветнике проводится опытно-экспериментальная работа.

Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда. Растение безгласно, немо, но исследователь ставит его в такие условия, в которых оно дает ответ разными проявлениями жизни – более крупными всходами, интенсивным ростом, энергичным цветением.

Задача любого опыта заключается в сравнении, поэтому в течение последних двух лет (2014-2015 и 2015-2016 учебные года) пришкольный участок использовался в качестве опытно - экспериментального участка. Выполняя несложные опыты с растениями, ребята ознакомились с условиями роста и развития цветковых растений, учились правильно выращивать их, а также проводили опыты и наблюдения, закрепили, углубили и расширили знания по биологии, полученные на уроках. В процессе проведения опытнической работы у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца. Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней. В ходе наблюдений и работы на участке у ребят формируются следующие компетенции: - общекультурная – овладение способами познания мира; - социально-трудовая – способность эффективно действовать в ходе трудовой деятельности; - коммуникативная - способность понимать других людей и строить с ними отношения; - личностное самоопределение – выбор ценностных, целевых и смысловых установок для своих действий.

Наиболее привлекательная, создающая положительный эмоциональный настрой детей, зона – цветник. Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы. Очень важно создать участок непрерывного цветения с ранней весны до поздней осени. Кроме того, цветочно-декоративные растения на пришкольном участке, являются очень удобным объектом для организации с обучающимися опытно-практических работ по биологии и природоведению, являются незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием.


 

В течениии прошедшего учебного года были проведены следующие опыты:


 

Тема опыта

Особенности работы

Сроки проведения

Результаты наблюдения

1.Выявление наиболее неприхотливых растений для цветника

1 вариант – обильный полив

2 вариант – умеренный полив

3 вариант – без полива

01.06-31.08

Наиболее неприхотливыми и устойчивыми к засухе оказались цинии, бархатцы, петунии, райграс и осока.

2.Изучение возможности пересадки декоративно-цветочных культур во время вегетации и бутонизации

Были пересажены богатая невеста, цинии, бархатцы, райграс, петунии.

01.07-30.07

Очень хорошо приживаются после пересадки цинии, бархатцы, петунии. Плохо приживаются богатая невеста и райграс.

3.Определить наиболее рациональные способы посадки цветочных культур (на примере бархатцев).

1 способ - посадка семенами.

2 способ – посадка рассадой

01.05-30.09

Бархатцы, выросшие из семян более мелкие, зацвели намного позже и не подходят для сбора семян, т.к семена скорее всего не вызреют – некоторые зацвели после 10.09. Бархатцы, высаженные рассадой ( рассада высаживалась в течение месяца),зацвели раньше, крупнее и стебель и цветки. Семена уже вызрели на большей части растений

4. Изучение совместимости цветковых культур.

Все декоративно-цветочные культуры были посажены вперемешку.

01.05-30.08

Не было выявлено растений, которые влияют на другие цветы и подавляют их рост.

5.Выявление влияния срока сева на продолжительность цветения бархатцев в открытом грунте

Чтобы выявить сроки цветения бархатцев рассаду высаживали с 01.05 по 01.06.2016 г.

01.05-30.09

В результате сроки цветения бархатцев увеличиваются. Для сбора семян используются растения, высаженные с 25.05 по 01.06.

Заключение

Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы, так как содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры школьников, развития навыков научно-исследовательской работы. Формы работы на пришкольном учебно-опытном участке могут быть самыми разнообразными, но опытническая работа была и остается главной формой деятельности учащихся. В нашей школе пришкольный участок - экологическая лаборатория для школьников, в которой проводятся уроки, экскурсии, практические работы, занятия экологического кружка, опытническая и другая внеклассная работа.


 


 

Приложение

ИНСТРУКЦИЯ № 97

по правилам безопасности для учащихся на учебном участке

I. Общие требования безопасности

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.

1. Работать на учебном участке в халатах или перчатках

2. Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями

3. Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

4. Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров

5. Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный

перерыв, 7-8 классы работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут .

6. Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

7. Все работы выполнять после указания учителя, руководителя трудовой практики.

8. Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

9. Травмоопасность на учебном участке :

солнечный удар;порезы и ушибы при работе с инвентарём ;отравление ядохимикатами и т.п. веществами

II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ

2. Одеть рабочую одежду и защитные перчатки

3. Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда

4. Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30 минут от учителя, руководителя работ

5. При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Приступить к работе после указания учителя

2. Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз

3. Работу по обработке земли производить в защитных перчатках

4. Прополку вести только инвентарём, но не руками

5. Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.

6. Соблюдать порядок и дисциплину во время работы

7. Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

8. Проводить 10 минутный отдых в тени.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и: т.п.) покинуть участок

по указанию учителя или руководителя работ

2. При травматизме обратиться за помощью к учителю

3. При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю

2. Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю

3. Вымыть тщательно с мылом руки, лицо

4. О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.

Заместитель директора по учебно

воспитательной работе /А.П.Кирясова

Ответственный по безопасности А.Г.Ветчанова

ПРИЛОЖЕНИЕ

Утверждаю

Директор школы:

Положение

об ученической производственной бригаде

I. Цели и задачи.

1. Ученическая производственная бригада – самостоятельное трудовое объединение школьников, целью которого является:

-         совершенствование системы допрофессиональной подготовки школьников в современных социально – экономических условиях, повышение уровня теоретических знаний, основание трудовых навыков, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся в сфере сельскохозяйственного производства.

2. Ученическая производственная бригада (далее сокращенно УПБ) создаётся для решения комплекса учебно-педагогических и производственно-воспитательных задач:

-         совершенствование и углубление системы допрофессиональной подготовки школьников в сфере непрерывного учебно-воспитательного процесса;

-         формирование и воспитание человека, способного свободно и правильно ориентироваться в реальной действительности, в общественной и трудовой жизни, умело и четко выполнять свои гражданские обязанности;  соединения теоретического обучения с практикой путем непосредственного участия в работе отраслей сельскохозяйственного производства;

-         воспитание у учащихся творческого отношения к труду, подготовки их к активной трудовой деятельности;

-         развитие творческих, аналитических способностей у учащихся, склонных к исследовательской работе;

-         формирование и подготовка социально-ориентированной личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства;

-         организация содержательного и активного отдыха учащихся в каникулярный период, укрепление их здоровья.

II. Организация УПБ и содержание работы.

 Ученическая производственная бригада организуется по инициативе педагогического коллектива и учащихся общеобразовательной школы, начиная с 5 класса и является ее структурным подразделением, осуществляющим учебную, производственную и исследовательскую работу учебную, производственную и исследовательскую работу на пришкольном участке.

Учащиеся 5 – 10 классов могут работать в составе бригады с соответствующим их возрасту режимом работы и отдыха.

УПБ организуется по совместному решению руководства школы, родительского комитета и учащихся.

УПБ организуется на постоянной основе, осуществляет свою деятельность круглогодично.

Деятельность УПБ основывается на следующих нормативно- правовых документах:

-  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

- Земельный кодекс РФ.

- Устав школы.

- Примерное положение об ученической производственной бригаде.

III. Руководство работой ученической производственной бригады.

За организацию всех работ ученической бригады отвечает заместитель директора по воспитательной работе, на которого возлагается ответственность за соблюдение трудового законодательства, подбора и расстановки кадров руководителей всех работ учащихся, за организацию материальной базы и создание безопасных условий труда.

Директор школы назначает приказом руководителя производственной бригады из числа педагогов имеющих соответствующую подготовку. Руководитель производственной бригады несет персональную ответственность за состояние дел в трудовом коллективе учащихся, за соблюдением норм охраны труда и здоровья учащихся. В организации производственной и воспитательной работы ему оказывают помощь, назначенные для этого учителя, Обязательным элементом организации работ учащихся является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда. Основным руководством является действующий закон о труде подростков, правила и инструкции по охране труда.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Добрый день! Татьяна Мизайловна, если у вас в заголовке таблицы указано (использование зон пришкольного участка), то необходимо в таблицу добавить графу зоны. Конкретизировать в какой зоне проводятся работы.

11 March 2017

Спасибо большое за подсказку

31 March 2017