12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Степанова39
Россия, Красноярский край, Красноярск
2

Формирование стрессоустойчивости у школьников Конспект родительского собрания для родителей учащихся 1 класса

Формирование стрессоустойчивости у школьников

Конспект родительского собрания для родителей учащихся 1 класса

Цель: познакомить родителей с методами формирования стрессоустойчивости у школьников, учащихся 1 класса.

Уважаемые родители!

Наше собрание посвящено одной из актуальных тем «Формирование стрессоустойчивости у школьников».

На родительском собрании мы постараемся ответить на следующие вопросы:

- Что такое стресс?

- Что такое стрессоустойчивость?

- Можно ли выработать данное качество у ребенка?

- В каком возрасте и с чего нужно начинать?

- Существуют ли правила и привычки, позволяющие избежать стресса?

- Как должен вести себя ребенок, если произошло эмоциональное потрясение?

- Как грамотно пережить стресс?

- Какие упражнения существуют для проработки стрессовых ситуаций?

Формирование стрессоустойчивости является залогом развития психически здоровой личности и нетомлёным условием социальной стабильности, прогнозирующих процессов, происходящих в обществе.

Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе.

В младшем школьном возрасте происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода -личностная нестабильность.

Для того, чтобы противостоять стрессам, детям необходимо как можно раньше научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную устойчивость.

- Что такое стресс?

Термин «стресс» (от англ. Stress - давление, напряжение), заимствован из техники, где это слова используется для обозначения внешней силы, переложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта.

Понятие стресс определяет любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение.

Стресс относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние (напряжение или возбуждение),

что интерпретируется как эмоции, защитные реакции и процессы происходящие в самом человеке. Такие процессы могут помогать развитию и улучшение функциональных систем, а так же вызывать психическое напряжение.

Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. 

При поступлении в первый класс, а так же при переходе из младшей школы в среднею, выбор профиля обучения в старшей школе или при смене учебного учреждения, или переезда в другое место жительства приводит к серьезным проблемам: ребенок лишается привычного ритма жизни, старых знакомых и друзей, необходимость привыкать к новым условиям, новым педагогам и одноклассникам. 

- Что такое стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость – это способность справляться со стрессорами без вреда для психики и тела. У каждого она своя, и она может меняться со временем: как в рамках всей жизни, так и в зависимости от ситуации на работе или в личной жизни.

Стрессоустойчивость – это способность человека противостоять стрессу и справляться с любыми стрессогенными факторами, сохраняя при этом спокойствие и способность продолжать свою деятельность в привычном ритме. Дети, у которых хорошо развита данная способность, обычно не очень эмоциональны и не склонны к импульсивным поступкам. 

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих ребенку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные началом обучения в школе.

- Можно ли выработать данное качество у ребенка?

Стрессоустойчивость можно повысить: путем уменьшения силы стресса или путем повышение способности ребенка с ним справляться.

Уделяйте внимание развитию эмоционального интеллекта. Учите ребенка дифференцировать собственные чувства, искать и формулировать их причину. Такой навык самоанализа пригодится ему в любой напряженной ситуации.

Помогайте ребенку развивать оптимизм — это то, в какой манере человек объясняет для себя неудачи, успехи, разные жизненные события. Стиль объяснений влияет на успешность человека, на его здоровье и на многие другие сферы жизни. Представим ситуацию, когда ребенок постоянно жалуется, что не хочет идти в школу. Каждый день у него случаются неприятности: обидел одноклассник, не понял его учитель. Конечно, он расстроен — и это нормально. Но провести весь вечер в грусти и печали — наверное, далеко не лучший вариант событий. Спросите, кого ребенок винит в  этом? Важно, чтобы он не заострял внимания только на себе или только на других. Помогите ребенку увидеть проблему с других сторон.

К стрессу часто приводит чувство беспомощности, ощущение «от меня ничего не зависит, я ничего не могу». Чтобы уменьшить влияние этого фактора, постепенно делегируйте ребенку ответственность за принятие решений (чем взрослее ребенок, тем больше решений он должен принимать сам: во что одеваться, чем заниматься, с кем дружить).

- В каком возрасте и с чего нужно начинать?

Младший школьный возраст – подходящий возраст для того, чтобы научиться справляться со стрессом.

- Существуют ли правила и привычки, позволяющие избежать стресса?

С непродуктивным беспокойством отлично помогают справляться ритуалы (от обязательного чтения перед сном до семейных поездок). Сделайте ритуалы частью семейного быта, а также помогите ребенку найти собственные ритуалы (например, обязательно убрать рабочий стол перед тем, как сесть за уроки).

Еще важный момент — правильная похвала. Старайтесь хвалить за усилия, которые приложил ребенок, а не только за достижения (например «ты отлично потрудился!» вместо: «какой ты молодец!»). Когда родители одобряют действия ребенка, а не то, какой он, это способствует развитию стрессоустойчивости. Ошибки и трудности — это нормально, когда пытаешься что-то сделать, не стоит наклеивать ярлыки «ты умный», «ты хороший помощник».

Можно дать следующие рекомендации:

Ограничить просмотр телепередач, видео из тик-тока и других приложений.

Ограничить прослушивание рок-музыки, она нарушает пропорцию внутреннего ритма ребенка.

Ограничить пребывание у компьютера, и использование телефона для развлечений.

Больше гуляйте с ребенком.

Обеспечьте ребенку занятие физическим трудом и трудовой активностью.

Ежедневно уделять внимание ребенку, разговаривать с ним, спрашивать о его настроении, делиться своими чувствами.

- Как должен вести себя ребенок, если произошло эмоциональное потрясение?

Предположим, ребенок пришел из школы эмоционально возбудим, чем-то сильно расстроен. Прежде всего выслушайте вашего ребенка. Если ребенок не готов говорить, то дайте ему успокоиться, обнимите его, дайте ему выпить воды. Обязательно скажите ребенку, что вы его любите, не смотря ни на что. Если ребенок все еще не готов говорить о своей проблеме, то выждите время. Дайте ему успокоиться и ведите нормальный обычный разговор, как будто ничего не случилось, расскажите ему о своих новостях.

Когда ребенок будет готов, он сам расскажет вам о случившемся. Как правило, возможны две ситуации: сам ребенок совершил какой-то плохой поступок или плохой поступок совершили по отношению к нему.

Как вам правильно поступить? Не реагируйте слишком эмоционально на хорошие или плохие поступки своего ребёнка. Ругать его– не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

- Как грамотно пережить стресс?

Делайте акцент на сильные стороны ребенка. Родители, которые умеют выявлять и развивать положительные, сильные качества у своих детей, более позитивно относятся к ним. Этот подход помогает преодолевать и школьные неудачи. Например, если у ребенка не ладятся дела по какому-то предмету, его опорой будут служить успехи там, где у него есть таланты. Школьник сможет постигать сложные темы через сторонние навыки: юный математик может нарисовать график по истории, отразив на нем события и правителей, а гуманитарий представить математическую задачку в образах, чтобы легче было ее решать.

Стрессоустойчивость во многом отражает то, как ребенок владеет навыками саморегуляции. Саморегуляция — это анализ и постановка целей и задач, оценка своей работы, управление эмоциями и поведением. 

Часто даже взрослые не могут похвастаться высоким уровнем саморегуляции, потому что нас в детстве этому не учили. 

- Какие упражнения существуют для проработки стрессовых ситуаций?

Давайте выполним одно хорошее упражнение для снятия стресса. Это дыхательное упражнение.

Когда ребенок беспокоится, он, как правило, делает короткие, неглубокие вдохи. Врачи поясняют, что такое поведение лишь усиливает состояние стресса. Страх вызывает быстрое дыхание, которое усиливает страх. Вот почему долгие и глубокие успокаивающие вдохи разрушают эту зависимость и помогают ребенку успокоиться.

Существуют различные методы дыхания, которые помогут успокоиться.

1. Возьмите друг драга за руки. Начинайте ровное медленное дыхание Убедитесь, что ваши вдохи и выдохи соответствуют друг другу по длине. Как правило, вдохи и выдохи продолжительностью 3-5 секунд помогают справиться со стрессом лучше всего и удаются даже новичкам.  Небольшое дополнение: обязательно закройте глаза, чтобы расслабиться. Продолжайте 30 секунд – минуту.

2.Альтернативное дыхание через ноздрю. Переменное дыхание через ноздрю требует немного больших усилий, но, будьте уверены, эта техника того стоит. Такой способ дыхания снижает частоту сердечных сокращений, уменьшает напряжение в теле и снимает стресс. Итак. Используйте большой палец правой руки, чтобы мягко закрыть правую ноздрю. Медленно вдохните через левую ноздрю, закройте ее безымянным пальцем и сделайте паузу. Затем осторожно откройте и выдохните через правую ноздрю. Теперь медленно вдохните через правую ноздрю и затем закройте ее большим пальцем. Сделайте паузу перед выдохом через левую ноздрю. Повторите эту процедуру пять-десять раз, чтобы достичь результата — спокойствия и замедления сердечного ритма.

3. Медитация. В2007 году в одной из неблагополучных школ Сан-Франциско впервые было введено обучение медитации. На неё особо никто не рассчитывал, но она дала удивительные результаты: у детей повысилась успеваемость, посещаемость выросла до рекордных показателей, и многие выпускники школы чуть ли не впервые за её историю смогли поступить в высшие учебные заведения.

4. Искусство и хобби. То, что увлекает вас, поднимает настроение, отвлекает и погружает в расслабленное состояние потока. Это необходимо, чтобы пережить стресс и взглянуть на ситуацию по-новому. Можно предложить ребенку нарисовать стресс, а затем порвать рисунок.

5. Любая физическая активность. Возьмите мяч и поиграйте с ребенком в футбол. Можно в догонялки, в шутливую борьбу подушками и т.д. После физических упражнений мы  чувствуем подъём, плохие мысли куда-то пропали, осталась лёгкость и свобода.

Ниже приведу советы, которые на практике помогут развивать качества, о которых мы говорили выше.

Выдумайте игру, которая даст ребёнку возможность справиться со стрессом самостоятельно. Например, он может быть супергероем с особым щитом, от которого отлетают страхи.

Придумайте своё слово (фразу), которое означает личностные границы. Например: «Стоп, это эмоции!». Уже в 6-9 лет ребёнок вполне способен (и может!) вежливо предупредить собеседника о нарушении своих границ.

Когда ребенку предстоит что-то новое и незнакомое, следует рассказать ему, как можно вести себя в этих ситуациях. Например, ребенок идет в новый кружок. Расскажите ему, как устроены занятия. У кого он в случае необходимости может попросить помощи. Придите туда до занятий, чтобы обойти все, увидеть, привыкнуть к новому месту. Это поможет реагировать на новую ситуацию, не вызывая стресса.

Разыгрывайте с ребенком различные жизненные сценарии. Придумывайте обстоятельства, с которыми сталкиваются персонажи игры, и вместе с ребенком ищите способы выхода из них. Чем больше разнообразных сюжетов вы проиграете, тем ловчее ребенок сможет в будущем искать способы преодоления сложностей.

Благодаря развитому навыку стрессоустойчивости ребенок выйдет из сложных ситуаций с наименьшими физиологическими и психологическими потерями. Кроме того, он разовьет важные качества, которые ему обязательно пригодятся в жизни, о чем мы говорили выше. Но чтобы сильный стресс не накрывал в трудные моменты, важно создать благоприятную среду для жизни и развития ребенка. Вот еще что вы можете сделать:

- Изучите особенности вашего ребенка и берегите его от сильных нагрузок, чередуйте их с периодами восстановления сил.

- Обеспечьте ребенку удобные условия учебы и отдыха: сон, рацион питания, чередование физических и интеллектуальных нагрузок, режим дня.

И тогда стресс не причинит вреда!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.