12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Матевосян Марина Викторовна14
1

Формирование связной речи при составлении рассказов

Консультация логопеда для родителей


«Формирование связной речи при составлении рассказов»


Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса.

В группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих общее недоразвитие речи, большое внимание необходимо уделять составлению рассказов описательного и повествовательного характера.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:


Расстановка картинок в логической, временной последовательности;

Восстановление специально пропущенного звена;

Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.


Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.


При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.


Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления.


Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

Придумывание конца или начала готового рассказа;

Составление рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями;

По опорным схемам;

На тему.


Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, различные виды наглядности.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников предлагать родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом.

Сочинение – записанный родителями рассказ со слов ребенка.

Составление сочинений включают несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

Подготовительная работа проводится дефектологом или родителями по заданию дефектолога. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.

Составление рассказа детьми в совместной деятельности под руководством дефектолога.

Коррекция и закрепление материала во время непосредственно образовательной деятельности.

Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).

Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенка совместно с родителями:

рассказ ребенка;

доработка, коррекция рассказа родителями;

повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений;

запись и красочное оформление рассказа.

Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:

«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».


В конце первого года обучения детям предлагается составить и оформить в виде сочинения рассказ на тему «Как я провел лето». Родителям следует пояснить, что это может быть описание интересного события, которое запомнилось ребенку или произошло с ним летом.


Уважаемые родители, только при взаимодействии с вами ребенок овладеет умениями:

расставлять картинки в логической и временной последовательности;

восстанавливать специально пропущенное звено;

придумывать содержание дополнительной картинки в начале или в конце серии;

составлять описательные, повествовательные, сравнительные рассказы по опорным словам;

по опорным схемам;

на тему.


Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве дефектолога, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.


В нашей работе главное – не опоздать!



Методическая литература:

Воробьева В.К. методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.