Консультация логопеда для родителей «Формирование связной речи при составлении рассказов»
Консультация логопеда для родителей
«Формирование связной речи при составлении рассказов»
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса.
В группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих общее недоразвитие речи, большое внимание необходимо уделять составлению рассказов описательного и повествовательного характера.
При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:
Расстановка картинок в логической, временной последовательности;
Восстановление специально пропущенного звена;
Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.
Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.
При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.
Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления.
Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:
Придумывание конца или начала готового рассказа;
Составление рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями;
По опорным схемам;
На тему.
Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, различные виды наглядности.
Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников предлагать родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом.
Сочинение – записанный родителями рассказ со слов ребенка.
Составление сочинений включают несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.
Подготовительная работа проводится дефектологом или родителями по заданию дефектолога. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
Составление рассказа детьми в совместной деятельности под руководством дефектолога.
Коррекция и закрепление материала во время непосредственно образовательной деятельности.
Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенка совместно с родителями:
рассказ ребенка;
доработка, коррекция рассказа родителями;
повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений;
запись и красочное оформление рассказа.
Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:
«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».
В конце первого года обучения детям предлагается составить и оформить в виде сочинения рассказ на тему «Как я провел лето». Родителям следует пояснить, что это может быть описание интересного события, которое запомнилось ребенку или произошло с ним летом.
Уважаемые родители, только при взаимодействии с вами ребенок овладеет умениями:
расставлять картинки в логической и временной последовательности;
восстанавливать специально пропущенное звено;
придумывать содержание дополнительной картинки в начале или в конце серии;
составлять описательные, повествовательные, сравнительные рассказы по опорным словам;
по опорным схемам;
на тему.
Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве дефектолога, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.
В нашей работе главное – не опоздать!
Методическая литература:
Воробьева В.К. методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002.