Статья «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом составления рассказов по серии сюжетных картинок»
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК Медведева В.В.
Проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста давно известна в широких кругах среди работников образования. Общение с ровесниками и старшими– неотъемлемое условие, которое необходимо для всестороннего развития дошкольников, а также последующего их успешного обучения в школе, поэтому данная тема остается актуальной по сей день. Многие дети старшего дошкольного возраста, не владея достаточно развитой для их возраста связной речью, испытывают затруднения при обучении в школе.
Немаловажно всестороннее развитие речи, особенно во время обучения грамоте, потому что письменная речь формируется на базе устной.
В период дошкольного детства одна из важнейших задач– подготовить ребенка к школе, вследствие этого в данный период необходимо обучать 195 дошкольников связной последовательной передаче виденного, правильному произношению слов и фраз.
Чтобы верно воспринимать и воспроизводить текстовый учебный материал, уметь формулировать развернутые ответы на вопросы и верно излагать свои мысли нужен достаточный уровень сформированности связной речи у дошкольников.
Данной проблемой занимались многие авторы: В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.Е Левина и т. д.
Связной речью, как считает А. В. Текучев, является любой единицей речи, чьи составные языковые компоненты– это организованное по законам логики и грамматики родного языка целостное единство. Из этого определения следует вывод, что «каждое самостоятельное отдельное предложение является одной из разновидностей связной речи»[7].
Нужно обращать внимание на умение связывать содержание последующих картинок с предыдущими и умению связно выражать свои мысли, т.е. излагать в заданном порядке. В связи с этим, необходимым является проведение работы по восстановлению деформированного текста, который составлен по серии сюжетных картинок.
Работать с серией сюжетных картинок следует в следующей последовательности:
• начинают с их рассматривания для усвоения содержания;
• чтение воспитателем деформированного текста;
• проведение беседы, поясняющей, что предложения, которые предлагает педагог,– это не рассказ; • установление последовательности предложений;
• чтение воспитателем текста в восстановленном виде.
Регулярное выполнение данных видов заданий является основой для формирования умения дошкольников самостоятельно составлять рассказы [11]. При обучении дети на практике усваивают правила построения связного высказывания, помимо этого, они приобретают опыт работы с серией сюжетных картинок, как с источником знаний. При развитии умения составлять по ним рассказ дошкольники должны практически научиться:
• выделять признаки текста (наличие темы текста, главной мысли; деление его на части, озаглавливание);
• использовать речевые средства выразительности (темп, громкость, тон, логические паузы и ударения), а также мимику и жесты – как невербальные средства выразительности речи;
• уметь рассматривать и анализировать предложенные картинки;
• уметь видеть сюжетную линию, соотносить имеющийся текст с содержанием картинок;
• уметь озаглавливать текст.
Дошкольники должны обладать такими умениями, как:
• понимание и раскрытие темы и основной мысли;
• сбор материала для высказывания и его последовательного и связного изложения.
Формирование речевых умений является возможным только тогда, когда оно постепенно, взаимосвязано, всесторонне. Все знания должны «проходить через руки дошкольников», а именно основываться на их личном опыте, а также на материале, который уже был пройден.
Для развития связной речи рекомендовано проведение следующих видов занятий с сериями сюжетных картин:
• занятия с использованием заданий по серии сюжетных картин, на которых изображены несколько сценок с известным детям сюжетом;
• составление рассказов описательного характера по картинам с местом действия, предметами, событиями, изображенными на первом плане;
• составление рассказов по сериям сюжетных картинок, на которых подробно изображено развитие сюжета.
Формирование различных компонентов речи старших дошкольников путем использования серий сюжетных картин, состоящее в развитии грамотной речи, фразовой речи, обогащении лексического запаса, ведется при учете особенностей картинного материала.
Недостаточная сформированность связной речи отрицательно отражается на развитии речи и мышления старших дошкольников, ограничивает потребности в общении, познавательные возможности.
Таким образом, поиск средств формирования и развития связной речи очень важен для последующего обучения и воспитания.
Список литературы:
1. Баринова ЕА. Лингвистические основы методики развития связной речи// Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1971.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006.
3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста на занятиях по обучению.
4. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи».
5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
6. Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: «Просвещение», 1986.